Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

Раздел V

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

5. Педагогическое наследие Бориса Гринченко

 

Борис Дмитриевич Гринченко (1863 - 1910) - выдающийся украинский писатель, журналист, прогрессивный общественный деятель, педагог, языковед, фольклорист, переводчик, популяризатор книг для народа. Родился в обедневшей господской семьи на хуторе Ольховый Яр Харьковской губернии. Ежедневной разговорным языком в семье был русский. В первых классах гимназии большое влияние на одаренного юношу произвели "Кобзарь" Тараса Шевченко, «Энеида» Ивана Котляревского, басни Евгения Гребенки. За распространение нелегальной литературы 1879 г. был исключен из гимназии и заключенный.

1881 г. Борис Гринченко экстерном сдал экзамены в Харьковском университете на звание народного учителя.

Начало учительского труда Бориса Гринченко приходится на времена упадка не только украинской национальной школы, но и всей культуры народа. Он больше десяти лет был учителем в сельской школе, затем занимал должность заведующего отделом народного образования в Черниговской губернской земской управе. Работая в школе, Борис Гринченко обнаружил незаурядный педагогический талант. Уже в первый год его сестер инспекторы показали значительное повышение уровня знаний, культуры и поведения учащихся. Он изучал с учениками фольклорные произведения, организовал кружок вышивальщиц. Одновременно в соседнем русском селе Борис Гринченко собирает фольклор, пишет стихи, компонует популярные книжки для народа, перекладывает труд английского педагога Г. Спенсера «Воспитание умственное, нравственное и физическое». Болезненно воспринимая неудовлетворительное состояние образования в Украине, пишет труд «Которой нам надо школы», в ней доказывает необходимость обучения на украинском языке. Родной язык вместе с народной моралью, народной педагогикой способствует формированию черт будущего гражданина - патриота и гуманиста. Денационализация народа приводит к тяжелым последствиям. Традиции родителей, отраженные в родном языке, обеспечивают воспитание патриотизма.

Борис Гринченко работал в школах Кристины Алчевской, но разошелся с ним во взглядах на национальную школу. В педагогической работе применял прогрессивные методы обучения. Вслед за Яном Коменским считал, что класс целесообразно делить на группы, возглавляемые хорошо подготовленными учениками. Эту систему взаимного обучения в то время вводили по всей Европе.

В своих работах Борис Гринченко проводил мысль о единстве человека и природы. Одним из важных принципов обучения считал систематизацию знаний. Воплотил этот принцип в подготовленных им учебниках. В частности в иллюстрированном от руки учебнике «Родное слово», написанном в 1889 г. для дочки Насти.

Борис Гринченко сделал значительный вклад в развитие отечественной педагогики. Обобщая свой опыт работы в школе и развивая идеи Ушинского, он доказывал, что только обучение на родном языке, национальное образование и национальная система воспитания могут принести пользу народу. Эти мысли он излагает в многочисленных теоретических трудах - «Народные учителя и украинская школа» (1906), «Которой нам надо школы» (1906), «На беспросветном пути: об украинской школе» (1905) и др. Борис Гринченко стал активным участником дискуссии о языке, которая развернулась в 90-х годах XIX в. на страницах галицкой прессы. В статье «Народные учителя и украинская школа» он отмечал, что всем народам России нужно воли для их слова, всем надо национальной школы. Все дети должны ходить к народной школы. Отсутствие украинских школ приводит к денационализации населения и трагических культурно-образовательных, морально-экономических последствий. Обучение на чужом языке тормозит духовное развитие ребенка.

Любая грамматика должна быть написана на родном языке ребенка. При родных основой развития ребенка является его наследственные особенности. Только тогда, когда сформированы национальные языковые стереотипы, можно осваивать другой язык.

Борис Гринченко выступал против духовной ассимиляции любого народа. Украинский ребенок в русскоязычной школе получает меньше знаний, чем российская, считал он. Пытаясь предотвратить трагедию, которая нависла над украинским народом, он активно популяризировал идею национальной школы в своей общественной деятельности, в литературных и педагогических произведениях. Поднимал вопрос самосовершенствования учителя, улучшение его материального положения.

На литературную деятельность Бориса Гринченко большое влияние имел Шевченко «Кобзарь». Именно после знакомства с произведениями великого поэта он начал писать на украинском языке свои стихи, рассказы, повести и драмы, публикуя их в киевских, галицких и буковинских изданиях. Кроме того, издавал книжечки для науки детей и для просвещения народа. Борис Гринченко прежде всего был общественным деятелем и педагогом. Литературная деятельность служила ему средством пробуждения национального сознания народа, распространение идей народного образования и воспитания. В поэтических произведениях он энергично призывал к труду, к возрождению родного края. Его писательский талант ярко проявился в рассказах «Каторжная», «Нелюбимый», «Дядя Тимоха», «Ксеня» и др. Некоторые из них являются как бы фотографиями жизни и быта украинского народа. В них приведены высокие примеры жизни отдельного человека ради общего блага. Так, в рассказе «Олеся» идеализированная фигура деревенской девушки, которая ценой собственной жизни спасает деревню, ведя татарский отряд в лесную топь.

В повестях «Солнечный луч», «На распутье», «Под тихими вербами» Борис Гринченко изобразил народный быт, жизнь и деятельность украинской интеллигенции. Он стремится создать положительные образы ее представителей, посвятившие себя просвещению: основанию школ, обучению крестьян родном языке, пропаганде прогрессивных художественных произведений, прежде всего «Кобзаря». Они подвергаются гонениям, их увольняют, для них создают невыносимые условия, чтобы избавиться от их влияния на народ. им противопоставлены образы реакционно настроенных чиновников, которые считают опасной книгой даже «Евангелие» и доказывают, что народная школа не должна идти дальше Часословця и Псалтири. «На черта мужику и школа? Зачем развивать в нем такие ин-стинкти, как и у образованного человека?» - спрашивает один из них. Типичный чиновник ненавидит все народное. Он враждебно относится к украинского языка и заявляет: «Когда правительство не признает какого языка, то и язык не существует и по-виновата исчезнуть». Другой персонаж ненавидит учителей, которые «имеют связи с народом и пытаются заставить всех говорить по - хохлацькому».

Борис Гринченко также переводил произведения Шиллера, Гейне, Гете, Ибсена, В. Гюго. Вместе со своей женой, писательницей Марией Загірною, он перевел немало российских произведений для детей. Итак, оставаясь патриотом Украины, он одновременно был интернационалистом.

С 1902 г. Борис Гринченко жил в Киеве, редактировал ежедневную газету демократического направления «Общественное мнение» (позже - «Совет») и литературно-художественный журнал либерально-буржуазного направления «Новая громада». Оба издания уделяли много внимания проблемам образования. В 1906 - 1909 гг. Борис Гринченко возглавлял Киевскую культурно-просветительскую союз «Просвита», которая имела на тот период положительное влияние на развитие национальной культуры.

В 1907 - 1909 гг. под редакцией Бориса Гринченко вышел четырехтомный «Словарь украинского языка», который был первым в Украине большим собранием лексических фондов украинского языка. Российская Академия наук присудила этому изданию вторую премию имени Николая Костомарова «за лучший малорусский словарь». Словарь и сейчас является ценной лексикографической достопримечательностью.

В многочисленных публицистических произведениях на педагогические темы, в художественных рассказах о школе Борис Гринченко критиковал состояние народного образования, ее схоластичність, систему зазубривания, засилье религии, школьные учебники и осуждал физические наказания. Он выступал за создание народных школ с преподаванием на родном языке. Еще работая учителем, он вопреки царскому запрету нелегально вел обучение на украинском языке, используя при этом самостоятельно составлен рукописный букварь, который впервые был издан в 1907 г. под названием «Украинская граматка к науке чтения и писания» и переиздан в 1917 г. Учебник имеет три раздела: собственно азбука, «чтение после азбуки» и образцы каллиграфии. Тексты имеют большое воспитательное значение. Букварь построен по фонетическому принципу. Его содержание свидетельствует о стремлении автора сделать учебник доступным и интересным для детей. Это касается и составленной Борисом Гринченко одной из первых украинских хрестоматий - «Родное слово» (издана в 1917 г.).

Распространение научно-популярной литературы, произведений классиков мировой литературы в украинских переводах Борис Гринченко придавал большое значение в деле образования народа. Поэтому несмотря на цензурные препятствия и тяжелое материальное положение он активно занимался этим большую часть своей жизни. По его инициативе был организован выпуск дешевых изданий народных сказок. Он возвышает роль книги в воспитании детей, которая, по его мнению, должна быть пронизана идеалами добра, правды и гуманизма. Талантливый педагог и писатель, Борис Гринченко заботился о эстетическое воспитание детей. Отсюда его требования к художественного содержания и технического оформления детских книг.

Важной задачей школы Борис Гринченко считал трудовое воспитание. Ведь труд является необходимым условием повседневной жизни. Она обеспечивает лучшее физическое развитие, вырабатывает ловкость, навыки владения инструментом. Физический труд делает человека добрее. Эти мысли Борис Гринченко изложил в произведениях «Каторжная», «Гриша», «Украли», «Арбузы», «Панько», «Отец и дедушка».

Борис Гринченко был в дружеских отношениях с Иваном Франком, Павлом Грабовским, Михаилом Коцюбинским, Лесей Украинкой, хотя они и указывали на ограниченность и противоречия в его общественно-политических взглядах. В условиях царской России национальную проблему он считал одной из главных в общественной жизни. Это нашло свое отра браження в некоторых его произведениях. Просветительская деятельность Бориса Гринченко оказала заметное влияние на дальнейшее развитие прогрессивной украинской педагогической мысли.

Когда умер Борис Гринченко, Михаил Коцюбинский писал жене покойника: «Пусть будет утешением Вам, как и всей Украине, что он был среди нас, что его большой труд, его большая любовь к народу не погибнут никогда и в них он еще долго будет жить среди благодарных потомков...»

Похоронили Бориса Гринченко на Байковом кладбище в г. Киеве.

Просветительская деятельность Бориса Гринченко заметно повлияла на дальнейшее развитие прогрессивной педагогической мысли.