Тема 7. Современные организационные формы
реализации инноваций
7.2. Рыночные субъекты инновационной
деятельности
Субъектами инновационной деятельности
могут быть физические и юридические лица Украины, физические и юридические лица
иностранных государств, лица без гражданства, объединения этих лиц, осуществляющих в
Украине инновационную деятельность и (или) привлекающие имущественные и интеллектуальные
ценности, вкладывающие собственные или заимствованные средства в реализацию в Украине
инновационных проектов.
По характеру деятельности и содержанием
инновационной деятельности все субъекты делятся на три группы (см. рис. 7.1).
Государственные органы управления принимают
активное участие в инновационном процессе. Они определяют правовые, экономические и
организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности в Украине,
а также устанавливают формы стимулирования инновационных процессов, направленных на
поддержку развития экономики Украины инновационным путем. В частности:
• Верховная Рада Украины определяет единую
государственную политику в сфере инновационной деятельности, а именно: создает законодательную
базу для сферы инновационной деятельности; утверждает приоритетные направления
инновационной деятельности как отдельную общегосударственную программу или в составе
Программы деятельности Кабинета Министров Украины, общегосударственных программ
экономического, научно-технического, социального развития, охраны окружающей среды; в
пределах Государственного бюджета Украины определяет объем ассигнований для Финансовой
поддержки инновационной деятельности.
Субъекты инновационной деятельности
|
Государственные органы управления
инновационной деятельностью
|
Инновационные
предприятия
|
Финансово - кредитные инновационные
учреждения
|
• Верховная Рада Украины и АР
Крым
• Кабинет
Министров Украины
• Центральный орган исполнительной
власти в сфере инновационной деятельности
• Государственные органы местного
самоуправления
|
• Инновационные
центры
• Технопарки
• Технополисы
|
• • Государственная инновационная
финансово - кредитное учреждение
• Венчурные
компании
• Инновационные
банки
|
Рис. 7.1. Субъекты инновационной
деятельности
• Верховная Рада Автономной
Республики Крым, областные и районные советы в соответствии с их компетенции: утверждают
региональные инновационные программы, кредитуемые из бюджета Автономной
Республики Крым, областных и районных бюджетов; определяют средства бюджета Автономной
Республики Крым, областных и районных бюджетов для финансовой поддержки
региональных инновационных программ и поручают Совету министров Автономной
Республики Крым, делегируют полномочия областным и районным государственным
администрациям финансирования региональных инновационных программ через государственные
инновационные финансово-кредитные учреждения (региональные отделения) в пределах
выделенных в этих бюджетах средств; контролируют финансирование региональных
инновационных программ за средства бюджета Автономной Республики Крым, областных и
районных бюджетов.
• Кабинет Министров Украины:
осуществляет государственное управление и обеспечивает реализацию государственной политики в
сфере инновационной деятельности; готовит и представляет Верховной Раде Украины предложения
относительно приоритетных направлений инновационной деятельности как отдельную общегосударственную
программу или в рамках Программы деятельности Кабинета Министров Украины,
общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального,
национально-культурного развития, охраны окружающей среды; осуществляет меры по
реализации приоритетных направлений инновационной деятельности; способствует созданию
эффективной инфраструктуры в сфере инновационной деятельности; создает
специализированные государственные инновационные финансово-кредитные учреждения для финансовой
поддержки инновационных программ и проектов, утверждает их уставы или положения
о них, подчиняет эти учреждения специально уполномоченному центральному
органа исполнительной власти в сфере инновационной деятельности; утверждает положения
о порядке государственной регистрации инновационных проектов и ведения Государственного
реестр инновационных проектов.
• Центральные органы исполнительной
власти: осуществляют подготовку предложений по реализации инновационной политики в
соответствующей отрасли экономики, создают организационно-экономические механизмы
поддержки ее реализации; поручают государственным инновационным финансово-кредитным
учреждениям осуществление конкурсного отбора приоритетных инновационных проектов с
приоритетных отраслевых направлений инновационной деятельности и осуществление финансовой
поддержки этих проектов в пределах средств, предусмотренных законом о Государственном
бюджет Украины на соответствующий год.
• Специально уполномоченный
центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности: осуществляет
меры по проведению единой научно-технической и инновационной политики; готовит
и подает Кабинету Министров Украины предложения относительно приоритетных направлений
инновационной деятельности, государственных инновационных программ и о необходимых
объемов бюджетных средств для их кредитования; координирует работу в сфере
инновационной деятельности других центральных органов исполнительной власти; определяет
свой отдельный подраздел для квалификации инновационных проектов с целью
государственной регистрации; осуществляет государственную регистрацию инновационных проектов и ведет
Государственный реестр инновационных проектов; готовит и подает Кабинету Министров
Украины предложения по созданию специализированных государственных инновационных
финансово-кредитных учреждений для финансовой поддержки инновационных программ и
проектов, разрабатывает уставы или положения об этих учреждениях; утверждает порядок
формирования и использования средств подчиненных ему специализированных государственных
инновационных финансово-кредитных учреждений и контролирует их деятельность; поручает государственным
инновационным финансово-кредитным учреждениям осуществление конкурсного отбора
приоритетных инновационных проектов и осуществление финансовой поддержки этих
проектов в пределах средств, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины на
соответствующий год; организует повышение квалификации специалистов в сфере
инновационной деятельности.
• Представительные органы местного
самоуправления - сельские, поселковые, городские советы в соответствии с их компетенцией:
утверждают местные инновационные программы; в пределах средств бюджета развития
определяют средства местных бюджетов для финансовой поддержки местных
инновационных программ; создают коммунальные инновационные финансово-кредитные
учреждения для финансовой поддержки местных инновационных программ за средства
местных бюджетов, утверждают их уставы или положения о них,
подчиняют их своим исполнительным органам.
• Исполнительные органы местного
самоуправления в соответствии с их компетенцией: разрабатывают проекты местных
инновационных программ и представляют их для утверждения соответствующим местным советам;
принимают меры по выполнению местных инновационных программ; привлекают
предприятия, учреждения и организации, расположенные на подчиненной им
территории, с их согласия, к решению проблем инновационного развития
населенных пунктов; поручают государственным инновационным финансово-кредитным
учреждениям (их региональным отделениям) или коммунальным инновационным
финансово-кредитным учреждениям проведение конкурсного отбора инновационных
проектов местных инновационных программ и осуществление финансовой поддержки этих
проектов в пределах средств, предусмотренных в соответствующем местном бюджете.
Основным субъектом инновационной
деятельности является инновационное предприятие - это предприятие (объединение
предприятий) любой формы собственности, если более 70 процентов объема
его продукции (в денежном измерении) за отчетный налоговый период являются инновационные
продукты и (или) инновационная продукция. Инновационное предприятие может
функционировать в виде технополиса, технопарка, инновационного центра,
бизнес-инкубатора и т.д.
Инновационные предприятия
различаются преимущественно целями проектов и местной спецификой их реализации.
Целью их создания является интенсификация процесса разработки и внедрения в
производство новейших техники и технологий, подготовка высококвалифицированных
кадров.
С целью создания и широкого
применение конкурентоспособных на мировом рынке новых технологий и
научной продукции, усиление влияния инновационных факторов на структурную
переориентацию экономики Кабинет Министров Украины принял постановление "О
утверждении Положения о порядке создания и функционирования технопарков и
инновационных структур других типов" № 549 от 22 мая 1996 года.
Этим документом определено, что
инновационной структурой является юридическое лицо любой организационно-правовой
формы, созданное в соответствии с законодательством, либо группа юридических и физических
лиц, которая действует на основе договора о совместной деятельности, с определенным отраслью
деятельности и типом функционирования, ориентированным на создание и внедрение
и наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Рыночные субъекты инновационной
деятельности - это в основном малые предприятия, к которым относятся: венчурные,
обслуживающие,
инжиниринговые
фирмы, проектные бригады, фирмы «спин-офф».
А.Ю. Юданов предлагает четыре типа
компаний, в зависимости от целей и этапов жизненного цикла продуктов, на которых
оно спеціалізується. их название зависит от типа реалізовуваної стратегии:
виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты.
Віолентна (силовая) стратегия
характерна для фирм, действующих в сфере стандартного производства. Фундаментальное
источник сил - массовое производство продукции среднего качества по низким ценам.
За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности. Примеры:
автомобили «Тойота», «Шевроле», холодильники «Сименс», «Электролюкс», сигареты
«Мальборо», «Кэмел»и др.
Фирмы-виоленты - это фирмы, которые действуют
в сфере крупного традиционного (стандартного) бизнеса, владеют крупным
капиталом и высоким уровнем технологии. Эти фирмы разрабатывают силовую стратегию,
занимаются массовым выпуском продукции Для широкого круга потребителей, которых
удовлетворяет средний уровень цен и выставляют «средние» требования к качеству
продукте. Научно-техническая политика фирмы-віолента требует принятия ряда
важных решений: о запуске продукции в производство, снятие продукции с
производства, инвестиции и расширение производства, замену парка машин и
оборудования, приобретение лицензий. Эти фирмы прибыльны и функционируют при
транснациональных корпорациях.
Патієнтна (нишевая) стратегия типична
для фирм, ставших на путь узкой специализации для ограниченного круга
потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не
устраивает обычная продукция. Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с
главными корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики. Для
отечественных фирм эта стратегия может быть полезной как предпринимательская философия.
Она призывает не бороться открыто с главными корпорациями, а выискивать
недоступные для них сферы деятельности. В дальнейшем в патиенты могли бы превратиться
много отечественных крупных предприятий, в том числе бывшие оборонные.
Фирмы-патиенты - ориентируются на
узкий сегмент рынка. Они удовлетворяют потребности, которые сформировались под влиянием
моды, рекламы или других средств зарождения спроса и проявляют свою деятельность
на этапах увеличения выпуска продукции при падении изобретательской активности.
Требования к качеству и объемов
производства продукции у этих фирм связаны с проблемами завладения рынками, когда
возникает необходимость принятия решения о проведении или прекращении разработок,
целесообразность продажи или покупки лицензий и т.п. Такие фирмы считаются
прибыльными.
Комутантна (соединяющая) стратегия
преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила
местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к
удовлетворение небольших по объему нужд конкретного клиента. Это путь
повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патієнта),
а за счет индивидуализации услуги. Они получили название «серых мышей».
Повышенная гибкость комутантів позволяет им удерживать свои позиции в
конкурентной борьбе. Комутантна стратегия характерна для многих частных и
украинских фирм.
Фирмы-коммутанты - это фирмы, которые действуют
в сфере среднего и мелкого бизнеса, и их деятельность направляется на
удовлетворение национальных и местных потребителей на этапе падения цикла выпуска
продукции. их научно-техническая политика состоит в том, чтобы обеспечить
своевременную постановку продукции на производство, принятие решения о
технологические особенности изделий, изготавливаемых фирмами-віолентами.
Експлерентна (пионерская) стратегия
связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов
рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений. Среди
подобных фирм первопроходцы в выпуске персональных компьютеров (ЭППЛ),
«Зенит», «Осборн» и др. Сила зксплерентів обусловлена внедрением принципиальных
нововведений, они пользуются начальной присутствием на рынке. Эксплеренты в
85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев (получающие
огромный технический, финансовый и моральный успех. Учитывая стратегий
наиболее рискованной является стратегия експлерентів, потому что им приходится решать
двойная задача. Однако на частичном улучшении трудно удержаться на рынке.
Исследования Ж.Ж. Ламбена показывают, что главным фактором успеха новых товаров
на рынках является повышение их качества. Например, в 1993 г. 58 % прибыли
американским компаниям дали новые товары. Но еще раз напоминаем, что фирму можно
определить по типу стратегии только в том случае, когда она специализируется
на одном виде товара или выполняемой услуги. Если
фирма
производит несколько видов товара, то относительно каждого из них она может применять
разнообразные стратегии. В этом случае нивелируется риск в целом по фирме.
Здесь уместно напомнить русскую поговорку: «нельзя класть все яйца в одну корзину».
Фирмы-эксплеренты - это фирмы, которые
продвигают новшества на рынок, их еще называют фирмами-пионерами. Они работают
на этапе максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска
продукции крупной компании.
Фирмы-эксплеренты вступают в
партнерские отношения с фирмами - патіентами, віолентами и комутантами.
Кроме того, в мировой практике
рассмотрены инновационные предприятия является, как правило, малыми фирмами
(предприятиями). Критерии отнесения к малым фирм в каждой стране свои. Это
объясняется особенностями развития экономики, ее структурой, национальными
традициями. Например, в США к малым относятся предприятия численностью до 99
человек; в Японии, в сфере услуг - это более 5 человек, в других отраслях - не
больше 20. Малые организационные формы очень выгодные структуры для инновационного
бизнеса, практически для всех инноваций в целом, и на отдельных стадиях инновационного
процесса. Специфика малого бизнеса широко освещена в специальной и учебной
литературе.
Среди организационных структур
инновационной деятельности особая роль отводится малым фирмам, мобильный
персонал которых может быстро усваивать и генерировать новые идеи. Так, в США в сфере
научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ (НДЦКР) примерно 90%
всех компаний - малые фирмы. В расчете на 1 долл. вложенных средств такие фирмы
создают в 24 раза больше новшеств, чем гигантские концерны. Расходы на одного
научного работника и инженера в малых фирмах в два раза меньше, чем в
крупных. Кроме того, в малых фирмах наблюдается отсутствие бюрократизма в
управлении в условиях высокого ссудного процента.
Крупные компании в большинстве
ориентированы на создание инноваций усовершенствования и в основном в тех направлениях,
в которых компания достигла большего успеха в освоении определенного вида продукции. Это
объясняется тем, что переход крупных фирм к радикально новой техники и
технологии приводит к огромным расходам, поскольку обесценивается накопленный
производственный потенциал.
Одновременно с экономической точки зрения
новации выгоднее, чем риск радикализма. Поэтому большинство фирм, учитывая
принцип «затраты - результаты», вкладывают средства только в те новации, которые
гарантируют прибыль.
Малые фирмы не имеют шансов выдержать
конкуренцию на рынке, поэтому вынуждены идти на риск радикальных инноваций. Кроме
того, на малых фирмах, как уже сказано выше, инновации внедряются меньшими
расходами. Поэтому не случайно отрасли электроники, биотехнологии в производстве
товаров широкого потребления действуют в форме мелких фирм.
Малые фирмы создаются в основном
под одну идею, производство ограниченного количества видов продукции, хотя успех
радикальных инноваций никогда не гарантирован. И в случае неудачи внедрения
инновационного проекта малые фирмы разоряются, банкротятся. Крупные всегда
работают со «страховкой», поскольку одновременно работают параллельно с несколькими
инновационными проектами, чем и обеспечивают себе компенсацию потерь.
В США, Японии, странах Западной
Европы в малом инновационном бизнесе используются такие организационные
формы, как венчурные фирмы и фирмы спин-офф, а также различные инвестиционные фонды,
которые во многих случаях финансируются крупными компаниями, которые сами не хотят
рисковать, но контролируют этот риск и в случае успеха крупные компании
получают готовые новации.
Венчурный бизнес представлен
самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках,
производстве новой продукции. их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы.
Этот бизнес распространен в США, Западной Европе, Японии. Как правило, венчурные фирмы
не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки
другим фирмам - експлерентам, патіентам, комутантам. Венчурные фирмы могут быть
дочерними больших фирм.
Создание венчурных фирм предполагает
наличие таких компонентов:
- идеи инновации - нового изделия,
технологии общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной
идеи организовать новую фирму;
- рискового капитала для
финансирования.
Венчурные фонды возникли в США в 1946
году и в последние годы распространились в страны Европы - Великобританию, Францию,
Германию, Финляндию и др. их возникновение было обусловлено необходимостью
финансирование мелкого наукоемкого бизнеса, то есть они возникли как инвестиционные
компании малого бизнеса (ИКМБ). Процесс создания венчурных фондов не
прекращается. Как правило, объединяют свои средства для финансирования определенных
инновационных проектов заинтересованные фирмы, мелкие наукоемкие компании и даже
страны. Так, в 1998 г. принята программа ЕС по расширению объемов финансовой
поддержки венчурных фондов: в 2000 году их капитал возрастет от 186 млн. ЭКЮ к
300 млн. ЭКЮ.
Венчурные фирмы - это структуры, которые
образуются, как правило, небольшой группой единомышленников - инженеров, исследователей,
менеджеров - с соответствующим опытом работы в лабораториях крупных фирм. Венчурный
(рисковый) капитал ассоциируется с финансированием инноваций и научно-технического
прогресса. Преимуществами венчурных фирм является узкая специализация; концентрация
материально-технических и финансовых ресурсов по выбранному направлению исследований;
возможность быстрой переориентации на другие направления. Конкуренция заставляет
венчурные фирмы максимально сокращать сроки научно-исследовательских разработок,
интенсивно внедрять новизну в производство. За рубежом, как правило,
венчурные фирмы пользуются поддержкой государства и крупных компаний, которым
невыгодно заниматься разработкой новых технологий через риск понести убытки. Поэтому
во всем мире до венчурного финансирования обращаются прежде всего монополии,
применяя его, как инструмент расширения собственного научно - технического
потенциала.
На сегодняшний день в Украине
только рождается полноценная индустрия венчурного капитала. Потенциально большие
банки могут играть значительную роль в венчурном финансировании. Однако сейчас они
озабочены не столько поиском рисковых проектов, сколько обеспечением
возврат кредитов. Крупные предприятия также могут быть заинтересованы в
венчурном финансировании.
Сегодня низкий уровень
обеспеченности государственной науки - с одной стороны, и развитие рыночных
экономических отношений в стране - с другой, приводят к необходимости создания
новых форм научно - производственной деятельности, построены на коммерческой основе.
Мировой опыт в области создания научно-технических парков, технополисов, и
других организаций может быть успешно использован для создания базы аналогичных
отечественных технопарков, для поиска источников их финансирования, ведь именно
внедрение технологических изменений и обеспечения условий для ускорения
инновационного процесса позволит Украине стать на путь обновления экономического
потенциала и создания экономических условий для достижения стабильности социально-
экономических отношений.
Успешное функционирование малого
инновационного бизнеса возможно только при благоприятной инновационной политике
государства. В США, например, для малых инновационных структур установлена система
разнообразных льгот. Это, к примеру, кредитование уплаты налогов за инвестиции;
снижена ставка налога на корпорацию; освобождение фирм малого инновационного
бизнеса от налога на аренду; разрешение на ускоренную амортизацию. Кроме того,
все капитальные вложения в НИОКР считаются текущими расходами, то есть
списываются сразу на себестоимость или получают налоговый кредит до получения
прибылей.
Доказано, что капитал вкладывается в
малый инновационный бизнес в зависимости от уровня налогообложения доходов, ведь
целью венчурного
предпринимательства
продажа акций новых компаний - инноваторов на рынке ценных бумаг. Для этого
нужны дополнительные ассигнования.
Увеличение ставки налога на
прибыль в США в 1969 г. с 25% до 49,125%) привело
к сокращению поступления венчурного капитала в малый инновационный бизнес. В
1978 г. ставка налога была снижена до 28%). В этом же году был принят закон
(Employee Retirement Income Security Act), что
позволял пенсионным фондам, доходы, которых не подлежали налогообложению, вкладывать
часть своих средств в финансировании рискового бизнеса. Это стимулировало
заинтересованность инвесторов в стартовом финансировании инновационных фирм,
привело к росту конкуренции между инноваторами. В этот период вновь
наблюдается подъем инновационной активности.
В 1984 г. начался новый этап
развития венчурного предпринимательства. С целью поощрения частных
капиталовложений, ставки налогообложения были дифференцированы: 20% - для индивидуальных
инвесторов и 28% - для корпораций. С 1986 г. венчурное предпринимательство начинает
развиваться очень высокими темпами. Объем венчурного капитала рос и
составлял в 1990 г. более 30 млрд.
долл. в США и около 10 млрд. долл. в Западной
Европе. И хотя в 1997 г. вновь были изменены ставки налогообложения доходов (28%
- для индивидуальных инвесторов и 34% - для корпораций), это не привело к
существенных изменений в общей тенденции роста объемов венчурного финансирования.
Образование венчурных фондов продолжается.
Так, фирмы IBM, Apple Computer и America Online основали американский специализированный венчурный фонд
(м. Сан-Франциско) для поддержки компаний, задействованных в сфере электроники. Фондом
в 1998 г. запланировано выделить более 5 млн. долл. для обеспечения льготного
кредитования. Американская компания Texas
Instruments решила выделить венчурному фонду
компании сумму 25 млн. долл. для поддержки университетских исследований в сфере
программного обеспечения. Общий капитал венчурного фонда составляет 100 млн.
долл. В Канаде для поддержки вновь созданных высокотехнологичных компаний
учрежден специальный венчурный фонд с размером ассигнований до 25 млн. долл. США (организаторы - компания «Venturse West Management
Inc.» и банки Business Development Bank
of Canada, Bank of Montreal). Принято
Программу ЕС по расширению объемов финансовой поддержки венчурных фондов. их
капитал возрастет в 2000 году от 186 млн. до 300 млн. ЭКЮ.