Тема 7. Современные организационные формы
реализации инноваций
7.3. Организационные формы интеграции
науки и производства
Рыночные преобразования в науке прежде
все касающиеся поиска источников финансирования, поскольку бюджетными средствами
более-менее обеспечена только академическая наука. Поэтому все изменения в организационных
структурах почти не касаются академической науки: она более всего удалена
от деловой сферы. Сложности с бюджетным финансированием и материальная
заинтересованность в договорных поступлениях средств приводят к тому, что
академические институты в результате поиска платежеспособных заказчиков разграничат
бюджетную и договорную тематику. Однако это существенно не влияет на организационные
формы академической науки.
Организационное развитие в основном
касается сферы прикладной (отраслевой) науки, и соответственно этому -
вузовской науки. При чем в науке наблюдаются две основные тенденции
развития оргструктур:
интеграционная и
дезінтеграційна. В результате инновационных изменений в экономике все большую роль
играет малый бизнес, специализирующийся на различных стадиях инновационного
цикла. Мелкие предприятия сейчас создают более 80% новых рабочих мест в США и странах Европы. Более половины проектов самой известной
европейской программы научных исследований «Эврика», объединяющая усилия 20
стран, осуществляется с участием 1100 предприятий мелкого наукоемкого бизнеса.
Как следствие, возникают новые организационные структуры инновационной сферы -
научно-технические инкубаторы, венчурные (рисковые) фонды, венчурные фирмы, технопарки, технополисы, кластеры.
Рассмотрим
их суть.
Технопарк представляет собой территориальное
уединенный комплекс, основанный на базе ведущего университета, включающий
в себя научные учреждения, промышленные предприятия, информационные, сервисные и
выставочные комплексы, комфортные жилищно-бытовые условия. Создание технопарков
целью коммерциализацию научно-технической деятельности, более быстрое
продвижение научных достижений в материальную сферу. Кроме того, в условиях кризисной
ситуации в вузовской науке в Украине создание технопарков позволит
обеспечить ученых творческой работой, что достаточно высоко оплачивается.
Характерными признаками технопарков являются:
1. Технопарк - это площадка, оборудованная всем
необходимым для научно-исследовательских работ ученых вузов и НИИ, становления малых и
средних инновационных предприятий. В технопарке должны
быть как лаборатории, так и производственные участки основных направлений; помещения для
монтажа (наладки) экспериментального оборудования и подготовки новых
технологий; помещения для административных и непроизводственных потребностей резидентов;
коллективная система организационного обслуживания, охраны и связи; службы
поддержки резидентов и клиентов (реклама, маркетинг продукции, связь с
поставщиками, контрагентами и др.).
2. Технопарк - это самостоятельно
хозяйствующий субъект, со своим расчетным счетом, полнотой власти и
ответственности при распоряжении финансовыми средствами, в том числе и
прибылью.
3. Технопарк - это акционерное
общество, учредителями которого являются: собственник помещений или земельных участков,
переданных технопарка; банк, который финансирует развитие технопарка; органы власти,
заинтересованные в инновационном развитии территории или региона; технический вуз или
университет заинтересован в разработках и реализации собственные инновации, в
трудоустройстве или дополнительном финансировании преподавателей, студентов, аспирантов
и докторантов, а также разработке и реализации научных программ в рыночные условия;
крупные предприятия. Такой состав учредителей облегчает финансовые проблемы технопарка
и обеспечит через совет директоров или иной орган управления контроль за
эффективностью деятельности, общественную поддержку и баланс интересов учредителей.
4. Технопарк - это школа
инновационного бизнеса. Не каждый инноватор, изобретатель или ученый может донести
свою инновационную предложение к рынку. Только триада "научный руководитель -
технологический менеджер - маркетолог" способна передать идеи конечным
потребителям и внедрить их, используя механизмы трансфера технологий.
Технопарки концентрируются неподалеку
вузов и быстро создают новые научно-технические зоны путем застройки свободных
прилегающих территорий. Они решают следующие задачи:
• ускорение процессов передачи
научно-технических знаний, полученных в ходе фундаментальных и прикладных
научных исследований в производство;
• развитие инновационного
предпринимательства;
• привлечение промышленных и
банковских финансовых ресурсов в инновационную сферу.
С целью развития технопарковых
структур в первые годы их существования на них государством территориях создается
преференціальний (льготный) режим. В странах мира распространены такие преференции
для инновационных структур:
• новые фирмы, возникающие в
составе технопарка, освобождаются от уплаты регистрационного налога;
• фирмы, которые функционируют в составе
технопарка, освобождаются от уплаты налога на прибыль в первые два-три года
деятельности, а в последующие 2-3 года уплачивают его по ставкам, уменьшенным на 50%;
• средства, направляемые фирмами
на развитие технопарка, исключаются из налогооблагаемой прибыли;
• фирмы, что есть в составе технопарка,
освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество.
В Украине Межведомственной советом по
координации деятельности по организации и функционированию технопарков и
инновационных структур других типов для них рекомендованы следующие льготы:
бесплатное пользование землей; освобождение от местных налогов; освобождение
от государственных налогов в первые два года ее функционирования, 25%-ное налогообложение
на третий год и 50%-ное - на все последующие годы. Кроме того, предлагается
определить статус Все эти льготы должны предоставляться после аккредитации технопарка в Министерстве науки и технологий,
которое возглавляет организационную работу в этом направлении. По его инициативе было
подготовленное Распоряжение Президента Украины №17/96-рп, которое поддержало
инициативу относительно создания и функционирования в Украине технопарков и инновационных
структур других типов. На основании этого распоряжения были утверждены
Кабинетом Министров Украины «Положение о порядке создания и функционирования
технопарков и инновационных структур других типов...» и «Положения о
Межведомственный совет по координации деятельности по организации и функционированию
технопарков и инновационных структур других типов».
Для управления технопарком создается специальный орган
управления, в функции которого должны входить:
• определение функциональной
структуры технопарка;
• прием новых фирм в технопарк и проведения экспертизы их уставных
документов;
• размещение фирм в существующих
помещениях и отвода земельных участков под новую застройку па территории технопарка;
• осуществление контроля за
соответствием деятельности определенных фирм задаче функционирования технопарка в целом и осуществления вывода
фирмы за пределы технопарка
в случае ее
несоответствия профиля технопарка;
• подключение новых фирм под
патронаж бизнес-инкубатора;
• создание венчурных фирм и
венчурных фондов в рамках технопарка.
Как правило, фирмы, действующие в рамках технопарка, являются самостоятельными юридическими лицами.
Финансирование деятельности технопарков осуществляется за счет отчислений этих фирм,
что функционируют в составе технопарка,
а также за счет
государственных и региональных субсидий, банковских кредитов, спонсорской
помощи.
Технополис - это структура,
подобная технопарку,
однако она находится
в пределах конкретного небольшого города (населенного пункта), развитие которого и
обеспечивается через технополис. Технополисы могут возникать как на базе
новообразованных городов, так и на базе старых, реконструированных. Существуют также так
называемые «размытые» технополисы на базе крупных городов, которые не имеют четко обозначенных
границ, однако имеют хорошо развитую инновационную структуру.
Технополисы распространены в США вблизи
таких известных университетов, как Стэнфордский университет (Силиконовая долина),
Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет (128
Магистраль). Всего в США создано более 80 научно-технических зон (300
технопарков и технополисов), где задействовано более 45 тыс. ученых и 142 тыс.
рабочих. Только в Силиконовой долине сосредоточено 20% мирового производства
вычислительной техники и компьютеров. Здесь работает около 25 тыс. человек,
расположены такие всемирно известные компании, как «Интел», «Майкрософт».
Ориентацию на создание технополисе
в выбрали в Японии. В 14 городах Японии создано 18 технополисов, крупнейший из
них - «Цукуба» - обеспечивает работой около 145 тыс. человек.
В ФРГ и Голландии создано 50 и 45
технопарков соответственно, в Великобритании - 25. Наиболее мощным является Кембриджский
научный парк, специализирующийся на электронной оптике.
В североамериканском регионе
предпочтение отдается научным паркам. На территории научных парков во всех странах
мира находится 11115 инновационных компаний, из них 4746 - американских. В
научных технопарковых структурах мира занято 433537 специалистов, из них в
Северной Америке - 255425. Средняя численность работающих в одной научной
фирме составляет по миру 40 специалистов, в североамериканских научных
парках - 54.
Кроме технопарков и технополисов, на
рынке действуют так называемые бизнес - инкубаторы, которые занимаются реализацией любого
проекта, по которым есть возможность получить прибыль.
Инкубатор - это организационная
структура, которая имеет целью создание благоприятных условий для эффективной деятельности
новообразованных малых инновационных фирм, которые реализуют интересные научные идеи. Она
может предоставлять таким фирмам помещения и необходимое оборудование на определенный период,
обеспечивать их консультациями по экономическим и юридическим вопросам на льготных
началах, организовать информационное и рекламное обеспечение (в том числе -
компьютерное). Инкубатор проводит также экспертизу инновационных проектов
(научно-техническую, экологическую, коммерческую), ведет поиск инвесторов и предоставляет им
определенные гарантии, предоставляет возможность воспользоваться своим опытным производством.
Практика показывает, что в конкурентной среде значительно больше инновационных
малых предприятий выживают в пределах инкубаторов, чем вне их.
Развитие инкубатора не требует
бюджетных ассигнований (возможно, за исключением минимальных средств в виде
стартового капитала). Инкубатор, как правило, обеспечивает себя на началах
самофинансирование. Он заинтересован в том, чтобы малые инновационные структуры
как можно быстрее становились рентабельными: инкубатору гарантируется участие в
определенной форме в их будущих прибылях. Продолжительность пребывания новообразованной
фирмы в инкубаторе конечно, ограничивается сроком три года. Считается, что
этого периода фирме достаточно, чтобы быть способной самостоятельно решать
хозяйственные проблемы.
В США подтверждено высокое
дееспособность научно-технических инновационных инкубаторов. Стоимость создания
одного рабочего места в компании, входящей в состав инкубатора, равна в
среднем 1109 долл., а открытие его за традиционными проектами стоит 3058
долл. Поэтому інкубаторним структурам гарантируется финансовая поддержка со стороны
частных компаний, федеральных или муниципальных органов власти.
В 1998 г. в США насчитывалось более
350 фирм-инкубаторов, которые возникли с целью выращивания новых предприятий, и в
том числе инновационных. К 1998 г. их было всего 10. Среди известных
американских компаний, обладающих специальными фирмами - инкубаторами для
выращивание дочерних малых венчурных фирм, является «Дженерал электрик» и «ИБМ». их
деятельность организована таким образом, что материнская компания финансирует значительную
сумму расходов, связанных с становлением инновационной фирмы (до 80%), что придает
возможность ей позже полностью выкупить малую венчурную фирму и организовать на
ее базе свои опытно-экспериментальные, конструкторские или производственные
подразделения.
Успешно функционируют
бизнес-инкубаторы в Германии, Польше, Словакии, Чехии, Словении.
Опыт зарубежных стран, где распространены
инкубаторы, свидетельствует, что они бывают трех типов:
1) Бездоходные - те, что работают
с привлечением средств местных органов власти. Последние заинтересованы в создании
новых рабочих мест и экономическом развитии региона. Инкубаторы такого вида
получают с арендаторов плату, которая значительно ниже (до 50%), чем в среднем
установлено в стране. Этого достаточно, чтобы удерживать основной персонал,
задействован в инкубаторе.
2) Приходные - те, что не предоставляют
льгот при сдаче в аренду своего имущества. Арендаторам предлагается широкий круг
различных услуг, однако платят они только за те из них, которыми реально
воспользовались. Это преимущественно частные фирмы, их численность постоянно растет.
Они размещаются в специально приспособленных к их деятельности помещениях, которые
можно быстро перепланировать в зависимости от существующего спроса, что очень удобно для
новообразованных предприятий.
3) Филиалы высших учебных
заведений. Они оказывают эффективную поддержку предприятиям, которые собираются
освоить высокотехнологичную продукцию: необходимые консультации ученых,
исследовательскую и лабораторную базу, вычислительную технику, повысить
уровень своих знаний через общение с преподавателями и пользования библиотекой.
Арендная плата при этом достаточно высокая.
Развитие бизнес-инкубаторов
начат во многих странах бывшего СССР. В России в 1995-96 гг. было
принята программа подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки малого
бизнеса, в рамках которой на конкурсной основе было организовано 12 бизнес-
инкубаторов в регионах и 60 инновационных центров. По несколько бизнес-
инкубаторов имеют страны Прибалтики.
В Украине также созданы
бизнес-инкубаторы при некоторых высших учебных заведениях и в регионах (при
поддержке правительственных программ зарубежных стран). Так, по инициативе городского
госадминистрации для поддержки инновационной деятельности в столице создана
Киевский инновационный бизнес-инкубатор (КИБИНА). В состав КІБІНу входят:
непосредственно бизнес-инкубатор как орган управления; координационные органы для
обеспечения сотрудничества с местными органами власти; самостоятельные центры, которые
обеспечивают обслуживание инкубированных фирм. Есть три типа фирм, работающих в
пределах КІБІНу:
1) инкубированы фирмы - это
самостоятельные фирмы, которые занимаются инновационным проектированием и пользуются
всеми льготами, предоставляемыми бизнес-инкубатором (льготные аренда помещений,
получение сервисных услуг и др.). Территориально они находятся в
помещении КІБІНу, однако срок их деятельности в составе бизнес-инкубатора
ограничен 2-3 годами;
2) фирмы-доноры, что за их
желанию сопровождают деятельность инкубированных фирм. Территориально они не
зависимые от КІБІНу;
3) самостоятельные фирмы-центры, которые
на льготных условиях предоставляют сервисные услуги інкубованим фирмам в пределах КІБІНу
или на общих условиях - вне его. Территориальное они расположены или
в помещении бизнес-инкубатора, или в других помещениях. На первом этапе
предусмотрено функционирование четырех таких центров, которые полностью охватывать
весь комплекс необходимых сервисных услуг по организации и сопровождению
инновационных фирм. В дальнейшем их количество может варьироваться. Срок их
деятельности в составе инкубатора не ограничен.
Инновационные бизнес-инкубаторы действуют
также при ведущих технических университетах Украины - Львовской политехнике,
Днепропетровском и Киевском технических университетах. Создание
инновационных бизнес-инкубаторов и бизнес-центров на базе технических
университетов является перспективным направлением активизации инновационного
предпринимательства, что позволит также студентам во время учебы пробовать себя в
бизнесе как в технической, так и в экономической сферах. В г. Ивано-Франковске в
в 1996 году создано Украинско-канадский бизнес-центр, который осуществляет основные
функции бизнес-инкубатора. Однако его деятельность касается больше не
инновационной сферы, а малого предпринимательства.
Опыт функционирования технополисов
показывает их общность с финансово-промышленными группами, которые создавались в СЕЛА
в 40-50-х годах.
Созданию технополисов и
финансово-промышленных групп (ФПГ) соответствуют экономические переходные условия в
Украине. Эти формы призваны реализовать многочисленные инновации как на
внутреннем, так и на внешнем рынках.
При формировании ФПГ необходимо
придерживаться следующих этапов:
- определение цели (стратегии);
- изучение технологии;
- подбор предприятий-исполнителей
(контрагентов);
- проектирование и разработка
производственного процесса;
- выбор источника финансирования;
- контроль результатов.
Для того, чтобы подобрать
контрагентов, необходимо получить и проанализировать технико-экономическую информацию
по каждому из них, в частности, такие данные:
- руководство контрагента;
- номенклатура продукции, которую
контрагент производит;
- финансовая отчетность за последние
четыре квартала;
- структура активов и пассивов;
- состояние оборудования и продолжительность
технологического цикла изготовления продукции, которые могут быть использованы в ТЦ
(технологическом цикле);
- структура цены на продукцию;
- существующие связи с другими
предприятиями.
Украина может иметь свою «Силиконовую
донесся: мировой опыт показал, что в странах, где под реализацию кластерной
модели были созданы и профинансированы государственные программы, экономика строительства
и бизнес в этой отрасли взяли резкий старт на улучшение. Кластерные объединения в
Украине - экономическая инновация и строительный бизнес - новинка, которая пока-что
прописалась только на Хмельнитчине. Что такое кластер, в чем суть данной, пока
неизвестной широкой публике отечественных ученых, чиновников и предпринимателей,
прогрессивной концепции? Слово «кластер» появилось в украинских словарях
совсем недавно и имеет много толкований, но характерным признаком его сущности является
объединение отдельных элементов в единое целое для выполнения определенной функции или
достижения цели. Нечто подобное значение вкладывается и в экономическое определение
этого слова. Так, американский ученый Майкл Портер, специалист в области
кластеров, дает следующее определение: «Кластеры - это сосредоточение в географическом
регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах отдельной отрасли».
Кластеры охватывают большое количество разного рода предпринимательских структур,
важных для конкурентной борьбы - поставщиков специального оборудования,
новых технологий, услуг, инфраструктуры, сырья, дополнительных продуктов и т.д.
На западе, кроме этого, они также включают в себя правительственные учреждения,
университеты, центры стандартизации, разнообразные ассоциации, которые обеспечивают
специализированное обучение, образование, информацию, исследования и техническую поддержку.
Общий порядок создания и
функционирования технопарков и инновационных структур других типов, их правовой
статус, основы взаимоотношений участников этих структур определяются «Положением
о порядке создания и функционирования технопарков и инновационных структур
других типов» (утверждено Постановлением от 22 мая 1996 г. № 549).
В связи с этим Положением инновационная
структура (технопарки и инновационные структуры других типов) - это юридическое лицо
любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством
(вид А), либо группа юридических и физических лиц, которая действует на основе договора о
совместную деятельность (вид Б), с определенными отраслями деятельности и типом
функционирования, ориентированным на создание и внедрение наукоемкой
конкурентоспособной продукции.
Участниками инновационной структуры
могут быть любые предприятия, организации и учреждения независимо от форм
собственности, а именно:
- научно-исследовательские и
проектно-конструкторские организации, которые работают по профилю инновационной
структуры;
- учебные заведения, которые работают
по профилю инновационной структуры специализируются на подготовке и
повышении квалификации специалистов по базовым специальностям инновационной
структуры;
- производственные предприятия, которые
внедряют результаты научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ и
изобретений;
- инновационные фонды, коммерческие
банки, страховые фирмы;
- субъекты предпринимательской
деятельности, которые предоставляют юридические услуги, услуги в области научно-технической
экспертизы, менеджмента, маркетинга, транспорта, рекламной, издательской и
информационной деятельности;
- иностранные юридические лица,
международные организации, а также иностранные граждане (если иное не предусмотрено
законодательством Украины).
Инновационные структуры создаются с
целью интенсификации разработки, производства и внедрения наукоемкой конкурентоспособной
продукции и направления взаимосогласованных действий научных организаций, учреждений
образования, промышленных предприятий и других субъектов на удовлетворение потребностей
внутреннего рынка и наращивание экспортного потенциала страны. Эта цель
достигается путем государственного регулирования инновационной деятельности с реализацией
принципа свободы предпринимательства в этой сфере.
Инновационные структуры создаются по
инициативе центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм
собственности и граждан.
Организационное и методическое
обеспечение создания и функционирования инновационных структур осуществляется
Межведомственной советом по координации деятельности по организации и функционированию
технопарков и инновационных структур других типов, которая действует в соответствии с
положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
Основными источниками финансирования
инновационной структуры являются:
- вклады участников;
- бюджетное финансирование при условии
выполнение государственного заказа;
- кредиты банков;
- инвестиции, в том числе
иностранные;
- прибыль от предпринимательской
деятельности инновационной структуры;
- выпуск в обращение ценных бумаг.
Вкладами участников инновационной
структуры могут быть дома, сооружения, оборудование и другие материальные
ценности, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а
также имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность), денежные средства, в том
числе в иностранной валюте, и Межведомственная совет организует проведение экспертизы
указанных документов в течение не более 90 дней с момента их представления и
определяет соответствие критериям деятельности инновационной структуры для приобретения
соответствующего статуса. Критерии определяются Межведомственной советом для конкретных
функциональных типов инновационных структур исходя из требований обеспечения
мирового уровня продукции (услуг), которую должны производить эти структуры.
Межведомственная совет готовит экспертное
вывод и предложения относительно предоставления инновационной структуре соответствующего
статуса. Министерство образования и науки по представлению Межведомственной совета осуществляет
регистрацию инновационной структуры и ее основного инновационного продукта путем
включение ее в Государственный реестр инновационных структур и выдачи соответствующего
свидетельства которое дает право на получение налоговых, валютно-финансовых и других
льгот и преимуществ, установленных законодательством.
Инновационная структура может быть
лишена статуса путем исключения ее из Государственного реестра инновационных
структур, основанием для этого может быть несоответствие ее деятельности критериям,
определенным Межведомственной советом, или ликвидация инновационной структуры.
Решение об исключении инновационной
структуры из Государственного реестра принимает МОН по представлению Межведомственного совета.
Инновационная структура любого
вида разрабатывает и утверждает проект своей деятельности, который должен содержать:
- определение концепции и целей
функционирования инновационной структуры;
- определение основного инновационного
продукта (товара, вида услуг);
- технико-экономическое обоснование;
- информацию о ее участниках;
- информацию о ее органы
управления и положение об органе управления научно-технической деятельностью
инновационной структуры, согласованное с МОН (министерство образования и науки);
- бизнес-план, который предусматривает
комплекс подготовительных работ по развертыванию инновационной структуры, рабочее
освоение территории, строительство и оснащение конкретных объектов, формирование
творческих коллективов, проработки организационно-экономического механизма
функционирования инновационной структуры, создание бизнес-центра, технологических
инкубаторов, инновационных фондов, учебных заведений, консалтинговых и
страховых фирм и т.д., международное сотрудничество, производственную и коммерческую
деятельность.
Устав инновационной структуры и
договор о совместной деятельности и проект деятельности инновационной структуры
подаются к Межведомственной совета.
Такой подход к организации
инновационной деятельности в условиях предпринимательства способствовал бы значительному развитию
экономики в Украине, выхода государства из экономического и социального упадка,
повышению эффективности использования всех производственных и природных ресурсов,
сохранению окружающей среды, росту рентабельности производства
продукции.