Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава VII

 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

 

2. Реформирование налоговой политики

 

Острейшей проблемой для экономики Украины является реформирование существующей налоговой системы и придания ей нормальной, цивилизованной направленности. Подходы к реформированию налоговой системы разные. Кое-кто предлагает провести коррекции ныне действующих налогов, другие - совсем изменить модель налогов. Проблема может решаться тем или иным методом, но она не даст качественных результатов, если налогообложение не будет объективным и справедливым. Ведь сейчас одни платят непосильные налоги, другие так или иначе уклоняются от этой обязанности. Реформирование налоговой политики следует проводить через ослабление налогового давления относительно тех, кто платит налоги и инвестирует средства в производство. Для этого необходимо прежде всего снизить количество налогов. С другой же стороны, надо облегчить налоговое давление.

Предполагается внедрять стимулирующую систему налогов: при росте объемов и рентабельности производства норматив уплаты налогов будет уменьшаться, что будет стимулировать производителя к увеличение производства продукции. Заслуживает внимания и вопрос доходности производства. Традиционно прибылью считается разница между ценой и материальными расходами (так называемый балансовый прибыль). Было бы лучше, если бы прибылью считалась та часть средств, которая остается после вычета расходов производства и затрат на внедрение новейших технологий и оборудования, что невозможно без использования кредитов (поэтому в эти расходы необходимо относить проценты за кредит и пополнение оборотных средств). Нельзя забывать, что в течение десятков лет не реформировались и амортизационные отчисления на обновление оборудования, что крайне необходимо делать. Поэтому прибыль для налогообложения должно быть "чистым", без указанных выше расходов.

Целью реформирования налоговой политики является изменение налоговой системы для обеспечения стабилизации экономики, прежде всего материального производства, повышение его эффективности и на этой основе - обеспечение доходов государственного бюджета и социально-культурного развития государства. Исходя из этого, можно сказать, что налоговая система должна обеспечивать оптимизацию распределения и перераспределения национального дохода. Предельный уровень перераспределения валового внутреннего продукта через сводный бюджет Украины, включая и отчисления в пенсионный фонд, не имеет превышать 40 процентов. Реформированию подлежат правовые нормы, которые определяют формы, методы, механизмы регулирования и установления величины и порядке взыскания налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, необходимые государству для выполнения своих функций.

Сейчас перестройка налоговой системы проводится с учетом потребностей, обеспечивающих формирование местных бюджетов. Причем нормативы и порядок зачисления налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы регулируются законодательством Украины.

Децентрализация налогов и других обязательных платежей производится с учетом усиления роли бюджетов всех уровней по реализации радикальных реформ по стабилизации экономики. Разработан концепцию расширения базы начисления налогов и уменьшение размеров ставок налогов за счет сокращения льгот при определении объектов налогообложения. Проведение этих мероприятий должно обеспечить справедливый подход государства к предприятий всех форм собственности и субъектов предпринимательской деятельности и будет опираться на принципы налоговой политики, к которым относятся: стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности; обязательность; равнозначность и пропорциональность; равенство всех субъектов налогообложения и недопущение любых проявлений налоговой дискриминации; социальная справедливость; стабильность; экономическая обоснованность; равномерность выплаты; компетентность; единый подход; доступность.

Рассмотрим суть каждого из названных принципов налоговой политики.

Стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности предполагает основное направление налоговой политики - стимулирование развития производства через установление льгот по налогообложению прибыли.

Обязательность уплаты налогов определяет введение норм по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Равнозначность и пропорциональность налогообложение - это взыскание налогов с юридических лиц по определенному нормативу от полученной прибыли и обеспечения уплаты равных налогов и обязательных платежей с ровного прибыли и пропорционально больших налогов и других обязательных платежей с большей прибыли.

Равенство всех субъектов налогообложения и недопущения любых проявлений налоговой дискриминации обеспечивается единым подходом к субъектам хозяйствования (физических и юридических лиц, включая нерезидентов) при определении обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей.

Социальная справедливость обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения достигается за введение экономически обоснованного налогообложения, то есть установление необлагаемого минимума доходов граждан и применения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают большие и очень большие доходы.

Стабильность обеспечивается неизменностью налогов и других обязательных платежей и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года.

Экономическое обоснование предусматривает установление налогов и других обязательных платежей на основе показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей; при этом учитывается необходимость достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами.

Равномерность уплаты определяется установлением сроков уплаты налогов и других обязательных платежей исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирование расходов.

Компетенция - это установление и отмена налогов и других обязательных платежей, а также льгот их плательщикам, которое осуществляется в соответствии с действующим законодательством о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, а в определенных пределах - Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными органами власти.

Единый подход предусматривает обеспечение одинакового подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога или обязательного платежа, объекта налогообложения, источников уплаты налогов и других обязательных платежей, сроков и порядка уплаты налогов и оснований для предоставления налоговых льгот.

Доступность обеспечивает открытость норм налогового законодательства для плательщиков налогов и других обязательных платежей.

Названные принципы налогообложения подчеркивают значимость налогов в формировании финансов государства, прежде всего бюджета.

Налог - это обязательный платеж, взимаемый в бюджет с юридических лиц и граждан.

Совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты и взносов в государственные целевые фонды составляет систему налогообложения.

При установлении налогов или других обязательных платежей должны быть законодательно определены плательщик налога, объект налогообложения, размер ставки, налоговый период и срок уплаты налога.

Плательщик налога - это юридическое или физическое лицо, которое, согласно с действующим законодательством, уплачивает налоги и другие обязательные платежи.

Объектом налогообложения является то, что облагается налогом. Это прибыль, имущество, добавленная стоимость товаров (работ, услуг), специальное использование природных ресурсов, заработная плата, доходы граждан и другие объекты, определенные законодательными актами Украины.

Ставки налогов и других обязательных платежей устанавливаются Верховной Радой Украины и не могут изменяться в течение бюджетного года.

Виды налогов в Украине устанавливаются законами и делятся, как уже отмечалось, на общегосударственные налоги и другие обязательные платежи, а также местные налоги, сборы и т.д.

Неравномерное распределение денежных поступлений между бюджетами разных уровней обусловлен отсутствием стабильных нормативов отчислений. В большинстве стран мира накоплен большой опыт выравнивание местных бюджетов с помощью дотаций и субсидий, которые передаются из государственного в местные бюджеты: в США они составляют 20, во Франции 15, Германии 24 процентов всех поступлений местных бюджетов. При этом в них четко определено самостоятельность бюджетов. Особенностью является и то, что во всех названных странах введен налог на недвижимое имущество (недвижимость). По своим экономическому содержанию налог на недвижимость является формой распределения и перераспределения национального дохода и используется как дополнительный источник сбалансирования доходов и расходов сводного бюджета. Введение налога на недвижимость в нашей стране копирует систему налогообложения экономически развитых стран мира, в большинства из которых применяется налог на недвижимость, а поэтому введение этого налога у нас надо вводить уже тогда, когда будет достигнуто стабилизации экономики.

Налог на недвижимость является общегосударственным, потому что это - сумма начисленных налогов на землю, здания, сооружения.

Учитывая новизну налога на недвижимость, мы определим сроки названия, которые употребляются при начислении этого налога.

Недвижимость - земля и постоянно расположенные на ней здания и сооружения.

Земля - верхний слой почвы (по исключением полезных ископаемых, находящихся под землей и имеют стоимость), включая любые его капитальные улучшения (ирригацию, дренаж, профилирование), дороги и другие подобные объекты инфраструктуры, кроме капитальных зданий и сооружений.

Здания - жилые дома или их части (квартиры), садовые дома, дачи, гаражи, а также постоянно расположены здания, которые используются в других, чем предпринимательскими, целях. Квартира - часть жилого дома, предназначенная для проживания или одинокого лица или одного или нескольких семей, имеет оборудованные жилые и вспомогательные помещения и отдельный выход на лестничные марши, в галерею, в коридор, на дворовой балкон или улицу.

Сооружения - объекты, подпадающие под определение первой группы основных фондов согласно Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

В случае, когда объект, который принадлежит к основных фондов первой группы, используется одновременно как сооружение и здание, налогоплательщик вправе обратиться в орган государственной налоговой администрации с заявлением о разграничении направлений использования такого объекта с целью определения налоговых баз и сроков налогообложения. Орган государственной налоговой администрации принимает соответствующее решение в месячный срок со дня обращение налогоплательщика. Если такое разграничение не произведено по вине плательщика налога, то соответствующий объект считается зданием.

Постоянно расположенными считаются капитальные здания или сооружения, которые конструктивно или технологически связанные с землей, на которой они расположены, и которые не могут быть перемещены на другое место без изменения своих качественных или иных характеристик.

Основное место постоянного жительства - жилой дом или квартира, используемый физическим лицом как постоянное место жительства определяется как такое согласно Закона Украины "О налоге на доходы физических лиц".

Глава семьи - физическое лицо, уполномоченное членами ее семьи вести учет и отчетность уплаты налога. Главой семьи считается также одинокая физическое лицо, опекун или попечитель физической лица, а также адвокат, уполномоченный физическим лицом представлять ее интересы.

Требуют рассмотрения налоги, которые в сумме составляют налог на недвижимость.

Объектом налогообложения являются здания, кроме тех, что находятся в собственности государства или территориальной общины, религиозных организаций, даже при условии их использования как места проживания служителя культа и для ведения им вспомогательного хозяйства и учреждений и организаций иностранных государств, пользующихся дипломатическим иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Украины или ее законами.

Не могут быть объектом налогообложения здания, находящиеся в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, определенных Законом Украины "О правовой режим территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы", и многоквартирный жилой фонд, находящийся на балансе юридических лиц, не облагаются также здания, которые еще не введены в эксплуатацию.

Здания облагаются налогом по ставке, которая устанавливается законом о государственном бюджете на очередной налоговый год, в размерах не ниже одного и не выше трех процентов до базы налогообложения.

База налогообложения здания исчисляется путем умножения единицы ц измерения на среднюю текущую ее стоимость, определенную на 1 января налогового года. Такая база рассчитывается по каждом здании, имеет отдельный регистрационный номер в органе государственной налоговой администрации. Порядок регистрации строений устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Для оценки средней текущей стоимости здания используется метод аналогий, по которым текущая средняя стоимость единицы измерения здания устанавливается на основании оценки средней стоимости единицы измерения здания, аналогичной облагаемой, в зависимости от материала стен, расположение и назначение такого здания, а также средняя стоимость строительства единицы измерения нового здания рассчитывается путем деления общей стоимости такого здания на его общую единицу измерения.

Средняя стоимость единицы измерения зданий, построенных из аналогичных материалов и аналогичного назначения, является единственной в пределах Украины. В пределах пунктов с населением свыше 100 тыс. человек территориальная община может устанавливать отдельные зоны в зависимости от удаленности от официального и (или) исторического центра такого населенного пункта и устанавливать повышенные коэффициенты для таких зон, но не выше двукратного повышение средней текущей стоимости единицы измерения. Размер средней стоимости единицы измерения здания, в зависимости от материала стен и ее расположение, определяется и обнародуется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Пересмотр размера средней стоимости единицы измерения здания имеет осуществляться не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза на три года. Порядок осуществления оценки средней стоимости единицы измерения зданий устанавливается Кабинетом Министров Украины. Размер средней текущей стоимости здания не может меняться в течение одного бюджетного года.

Налог на сооружения. Налог на сооружения рационализирует расходы владельца (пользователя) здания и упрощает механизм перераспределения собственности между юридическими или физическими лицами.

Объектом налогообложения является сооружение. Не является объектом налогообложения сооружения, находящиеся в собственности:

- государства или территориальной общины, включая памятники культуры и архитектуры, охраняемых государством, кроме случаев, когда такие сооружения закреплено за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения или передано в аренду (совместную деятельность, иные виды использования) другим лицам (кроме государственного или коммунального имущества, передаваемого в оперативное управление бюджетным учреждениям и организациям);

- неприбыльных организаций, в том числе религиозных, при условии их использование для ведения некоммерческой деятельности, в частности религиозной;

- учреждений и организаций иностранных государств, которые пользуются дипломатическим иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Украины.

Не могут быть объектом налогообложения также сооружения, которые используются:

- для любых целей, при условии, что такие сооружения расположены в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, определенных законом Украины "О правовой режим территории, подвергшейся радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы";

- как объекты природоохранного назначения, в том числе объекты с утилизации производственных отходов юридических лиц и жизнедеятельности физических лиц;

- пенитенциарными заведениями и предприятиями в соответствии с их установленных законодательством целей;

- для нужд детских дошкольных учреждений, учреждений среднего профессионального образования и повышения квалификации работников, бесплатных пунктов медицинского обследования, профилактики и помощи работникам (медпункты); как бесплатные спортивные залы и площадки для физического оздоровления и психологического восстановления работников (кроме домов отдыха, туристических баз и подобных им учреждений), а также объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе и содержатся за счет такого плательщика налога.

Не облагаются сооружения, производство (строительство) которых не завершено, а также сооружения, законсервированные по решением Кабинета Министров Украины или по решению владельца сооружения в установленном порядке. Порядок определения даты начала эксплуатации сооружений устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Пути сообщения и передаточные устройства подлежат налогообложению по перечню, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Сооружения облагаются по ставке, определенной законом о государственном бюджете на очередной налоговый год, в размерах не ниже одного и не выше трех процентов к базе налогообложения. Ставка налога не может меняться в течение одного бюджетного года.

Базой налогообложения сооружения есть совокупная балансовая стоимость сооружений, находящихся в собственности (пользовании) плательщика налога. Балансовая стоимость здания определяется в порядке, установленном Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятия".

Сумма амортизационных отчислений, начисленная в течение срока использования сооружения, не может превышать 50 процентов первоначальной балансовой стоимости. Под термином "первоначальная балансовая стоимость" понимается сумма расходов налогоплательщика на приобретение или строительство сооружения, отражена в учете налогоплательщика, с учетом индексаций стоимости основных фондов, проведенной в соответствии с законодательством.

База налогообложения сооружения, находится в собственности физического лица, независимо от того, является ли оно субъектом предпринимательской деятельности или нет, устанавливается на основании осуществляемого физическим лицом учете расходов, связанных с приобретением, строительством и улучшениями такого сооружения; за отсутствием такого учета - путем применения цен на аналогичные сооружения (их балансовой стоимости), находящихся в собственности юридических лиц, или путем вычисления балансовой стоимости по установленной процедурой, для определения текущей стоимости единицы измерения здания. При этом база налогообложения сооружения начисляется органом налогового контроля, который устанавливает размер налоговых обязательств физического лица.

Плательщиками налога на недвижимость есть владельцы недвижимости или лица, уполномоченные собственниками платить налог. В случае, когда недвижимость находится в совместной собственности членов семьи, плательщиком налога является глава семьи. Когда налогоплательщика не выявлено, органы местного самоуправления по представлению государственных налоговых администраций в месячный срок устанавливают собственника указанной недвижимости или определяют уполномоченное лицо, которое имеет право распоряжаться указанной недвижимостью.

Консервация недвижимости, находится в государственной собственности или в собственности территориальной громады, осуществляется согласно решению Кабинета Министров Украины, местной государственной администрации или исполнительного органа местного совета. Другие собственники имеют право принимать решение о консервации недвижимости, известив об этом орган государственной налоговой администрации, который приостанавливает взыскания налога. При этом законсервирована недвижимость считается переданной в управление Фонда государственного имущества Украины, который осуществляет мероприятия по продаже такой недвижимости. Средства, вырученные от продажи, за исключением расходов, связанных с продажей, возвращаются бывшему владельцу недвижимости. В случае, когда меры по поиску покупателей законсервированной недвижимости не имели положительного результата, Фонд принимает решение о содержании или ликвидацию такой недвижимости. При этом недвижимость признается такой, которая не имеет собственника, что влечет за собой предусмотренные статьей 137 Гражданского кодекса Украины последствия , без ограничения во времени, определенного частью третьей данной статьи. Порядок совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, а также источники возмещения затрат, связанных с управлением законсервированной собственностью, определяются Кабинетом Министров Украины.

Налоговые периоды. Налоговых периодов два: для зданий - налоговый год, для сооружений - календарный месяц.

Налоговый год - это период, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же самого года.

Индексация. В течение любого налогового года, в котором не происходит пересмотра стоимости зданий, для расчетов базы налогообложения применяется индексация базы налогообложения на уровень инфляции. Она осуществляется тогда, когда уровень инфляции, рассчитанный на базе налогового года (с 1 января налогового года до 1 января года, предшествующего налоговом), равен или превышает 110 процентов. Индексация осуществляется налоговыми органами по результатам отчетного (налогового) года и доводится до сведения плательщиков налога. Для упрощения налоговых расчетов применяется округление показателей уровня инфляции до ближайшего значения натурального ряда цифр, кратного пяти.

Информация о собственности. Любые лица, которые владеют недвижимостью или используют ее, имеют долю участия, арендуют или управляют недвижимостью, а также любые юридические лица, которые прямо или косвенно осуществляют предпринимательскую или иную деятельность, связанную с использованием информации о недвижимости (в том числе нотариальные конторы, банки, бюро технической инвентаризации, компании и биржи по торговле недвижимостью и другие регистраторы недвижимости или прав на нее), обязаны предоставлять информацию о налогооблагаемую недвижимость соответствующим органам государственной налоговой администрации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.