Глава VII
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
1. Современное состояние и перспективы налоговой
политики Украины
Главной целью формирования
налоговой системы должно быть улучшение финансового состояния предприятий всех форм
собственности, и особенно на приоритетных направлениях развития производства.
Регулирования новых экономических
отношений требует гибкой налоговой политики, которая бы дала возможность оптимально по
конкретных условий увязывать интересы государства с интересами товаропроизводителей и
рядовых налогоплательщиков. При переходе к рыночной экономике должны меняться
налоговая система и методы расчетов и оплаты налогов.
Недостатком налоговых реформ в
Украине является то, что их социальные последствия, как правило, не прогнозируются, а они
в основном такие, которые усиливают социальное напряжение в обществе.
Налоги в бюджет обеспечивают
функционирование бюджета, и поэтому они требуют обоснованного планирования и
регулирования. Хозяйствования методом проб и ошибок не может быть бесконечным,
довольно быстро оно приводит к экономическому кризису, инфляции, обнищания
населения и бюджетного дефицита. Выйти из кризисного положения можно, только
опираясь на научные знания и опыт, следуя в хозяйственной деятельности
рекомендаций науки. Бесперспективно бросаться из одной крайности в другую, не
можно накладывать налоговую систему стран с развитой рыночной экономикой на
нашу действительность. В этой связи необходимо проанализировать влияние на формирование
доходов бюджета новой налоговой системы.
Внедрение новых, научно
необоснованных налогов не поощряет предприятия к расширению деятельности;
наоборот, оно ведет к сворачиванию производства и в итоге приводит к значительному
уменьшение доходов бюджетов всех уровней. Ведь эти налоги нигде на предприятиях,
в районах или городах не апробировались, а потому неотработанные и ставки
налогообложения. Когда на экономическую систему с государственной монополией на средства
производства и предметы потребления накладывается налоговая система развитых
рыночных государств, то это свидетельствует о преемственности методов управления и приоритет
политики над экономикой. Однако корни общественного прогресса - не в политике, а в
экономике и финансах. Политика становится двигателем прогресса, когда она выступает
одновременно и формой использования объективных экономических законов и формой
разрешение противоречий в экономике.
Объектом налогообложения подоходным
налогом для граждан, которые проживают в Украине, являются доходы в денежной и
натуральной формах, а для граждан, которые постоянно проживают в Украине, -
только те доходы, которые получены из источников, облагаются налогом в Украине.
Институт налогов вытекает прежде всего из того, что есть необходимость принудительного
отчуждение государством части вновь созданной стоимости, ее концентрации и
перераспределения. Государство в лице органов управления обязана оперативно
реагировать на изменения экономической ситуации и вносить коррективы в налоговую
систему.
Переход к рыночной экономике
требует взаимосвязи формирования финансов в части государственных доходов и налоговой
политики, а это требует изменения структуры управления. Очевидно, что продвижение к
рынка должно способствовать предоставлению больших прав местным органам власти и управления.
Вертикальные связи в процессе приватизации все больше будут заменяться
горизонтальными. Однако необходимость централизованной системы управления государственными
доходами и налоговой политикой сохраняется вплоть до полного перехода на рыночную
экономику, потому что это является одним из основных условий выхода из экономического кризиса. Такое
положение, безусловно, сказывается на формировании доходной базы бюджетов всех
звеньев бюджетной системы.
Структуру доходов бюджета можно
рассматривать по источникам доходов, например, по общегосударственных доходах и
местных налогах и сборах. До общегосударственных доходов относятся налог на
добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизный сбор, налоговый
налог с населения, лесной доход, государственная пошлина, налог с владельцев
транспортных средств, плата за землю, налог на доходы общественных организаций
и кооперативов и другие налоговые и неналоговые доходы. Местные налоги и сборы
устанавливаются соответствующими решениями местных органов власти.
Реформирование налоговой политики
должно происходить через структурную перестройку экономики и финансов. Только на
основе такой перестройки можно обеспечить стабилизацию и сбалансированность
торгово-платежного баланса и бюджета государства. Это направление предусматривает два
пути. Во - первых, целенаправленную поддержку структурной перестройки
важнейших для функционирования отраслей экономики и производства государственными
средствами, кредитами, государственными гарантиями государственным инвесторам; во-вторых, -
перестройку производства в соответствии с требованиями рынка за счет собственных средств
предприятий, кредитов и ссуд.
Рассматривая налоговую реформу, которая
производится в Украине на замену традиционного налога с оборота на налог на
добавленную стоимость и акцизный сбор, видим попытку создать новую систему
налогов. Однако отвечает ли эта система налогов нынешнему состоянию нашей экономики?
Все понимают необходимость
формирование налоговой системы, которая бы базировалась на опыте науки и практики.
Налоги не могут быть инструментом быстрого и оперативного вмешательства в финансы
предприятий всех форм собственности и других рыночных структур. Если же налоги
рассматривать в аспекте быстрого вмешательства, то это может привести к еще большей
дестабилизации экономики.
Методы налоговой политики
западных стран отрабатывались десятками и сотнями лет и в результате превратились
на систему нормального налогового регулирования экономикой. Мы же имеем
введение налога на доходы, замену его на налог и прибыль, затем - на
налог на доходы и снова - на налог на прибыль. Это только улучшает
экономическое положение страны. Так, замена налогового законодательства необходима,
но она должна опираться на научные и практические исследования и отвечать
стратегическим целям экономической политики.
В целом же совершенствование
налоговой политики должно идти в трех направлениях: финансовом - через формирование
доходов бюджета, экономическом - через влияние на производство, и социальном -
через влияние на доходы населения.
Опыт последних лет свидетельствует, что
как финансовые, так и экономические, а тем более социальные последствия налоговых
реформ не прогнозируются.
При введении же новой налоговой
системы необходимо учитывать еще и взаимоотношения с другими государствами. Украина
в целом находится в замкнутом экономическом пространстве государств СНГ и только
частично - в экономическом пространстве западных государств. Это требует, во-первых, согласования
налоговой политики с этими государствами; во-вторых, принятие мер по
недопущение двойного, а то и тройного налогообложения одноименных товаров, и
в-третьих, - согласование налоговых ставок по конкретным налогам.
Вступление Украины в рыночную экономику,
на наш взгляд, должно привести к переходу ее экономики на нормативную экономику.
Исходным теоретическим принципом такой экономики есть оптимум Парета. Развивая этот
принцип, английский ученый А. Пигу вывел нормативное положение о корректирующий
финансовый механизм, который обеспечивает справедливое распределение благ: налоги с
одних, выплаты из бюджета - другим.
Приоритет нормативного метода -
постоянное критическое изучение финансового механизма с целью улучшения состояния
государственных финансов, прежде всего, через реформирование системы налогообложения.
Анализ налоговой системы Украины
свидетельствует, что она введена без научного обоснования норм и нормативов и
она не учитывает особенностей различных отраслей. Украине нужна своя налоговая
система, которая бы учитывала реальное состояние нашей экономики.
Что должно быть объектом
налогообложения: прибыль или доход? Налогообложение строится на системе
принудительного отчуждения доходов, а потому, если предприятие рентабельно, то оно
сможет рассчитаться, но если оно убыточное, то станет банкротом.
Следовательно, принципы, на которые
будет опираться налоговая политика Украины, видятся нам такими:
-
объектом налогообложения должен быть доход юридических лиц, земля,
имущество, капитал и доходы физических лиц (это прямые налоги);
-
защита отечественного производителя, ограничение потребления отдельных
видов товаров и необоснованного получения больших доходов (регулирование этих
мероприятий) должна осуществляться через косвенные налоги (акциз);
-
нужна поддержка передовых направлений производства и
производства конкурентоспособной продукции отечественных производителей;
-
следует четко разграничить налоги между государственным и местным
бюджетами.