Раздел С УКРАИНА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
3.1. УКРАИНА - МИРОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В течение первых двадцати пяти лет многосторонних переговоров, проводившихся под эгидой Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), его участники сосредоточили внимание на импортных тарифах, экспортных субсидиях и количественных ограничениях. Указанное е самым непосредственным инструментарием регулирования международной торговли, что его издавна применяют государства мира. На Токийском раунде переговоров (1973-1979 гг.) в повестку дня включались, кроме указанных, и вопросы, связанные с подделкой товаров, государственными закупками и процедурами таможенной оценки.
Во время восьмого, Уругвайского раунда переговоров ГАТТ повестку дня еще более расширился. Страны - участницы ГАТТ согласились взять на себя обязательства в сфере интеллектуальной собственности, стандартов, инвестиционных мероприятий, касающихся международной торговли, внутренних субсидий и регулирования, которое влияет на международную торговлю услугами.
После Уругвайского раунда внимание стран - членов Всемирной организации торговли (ВТО) начали привлекать еще и такие вопросы, как экология, конкурентная политика, инвестиции. Ведь известно, что громоздкое государственное регулирование в этих сферах может использоваться как инструмент для защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Новые перспективы развития ВТО определено в Декларации IV Конференции министров ВТО, состоявшейся в ноябре 2001 г. в г. Доха (Катар). Конференция предусматривала проведение до 1 января 2005 г. переговоров по широкому кругу вопросов. Этот раунд переговоров получил название "раунд развития".
На пути в ВТО Украина уже, очевидно, прошла значительную часть расстояния. С материалом о ВТО можно ознакомиться в учебных учебниках И.И. Дахно "Международное экономическое право" и "Международная торговля", выходившие в свет в издательстве МАУР.
Рабочая группа ВТО состоит из 46 стран - членов. Украина ведет двусторонние переговоры по доступу к рынкам товаров и услуг с двадцатью пятью странами из указанных сорока шести.
По состоянию на начало 2003 г. в рамках двусторонних переговоров согласовано около 95 % тарифных позиций.
Украина заявила о присоединении к 16 из 19 секторальных соглашений и инициатив.
Приводим перечень заданных соглашений и инициатив с указанием в скобках года готовности вступления в силу соответствующих обязательств:
1. Химическая гармонизация (2004 г.)
2. Сталь (2004 г.)
3. Игрушки (2004 г.)
4. Древесина (2004 г.)
5. Текстиль и одежда (2004 г.)
6. Цветные металлы (2004 г.)
7. Фармацевтические препараты (2004 г.)
8. Информационные технологии (2004 г.)
9. Бумага (2005 г.)
10. Сельскохозяйственная техника (2005 г.)
11. Мебель (2005 г.)
12. Научное оборудование (2006 г.)
13. Строительная техника (2006 г.)
14. Медицинское оборудование (2006 г.)
15. Гражданская авиация (2010 г.)
16. Дистиллированные спирты (через 3 года после вступления в ВТО).
Ожидается, что принятием своего Налогового кодекса Украина устранит несоответствие национального налогового законодательства нормам ВТО. Вступая в ВТО, Украина отменит подавляющее количество льгот по уплате ввозной пошлины, предоставляемых субъектам внешнеэкономической деятельности. Это приведет к существенному увеличению доли налогооблагаемого импорта.
Следовательно, есть основания утверждать, что бюджет Украины не потеряет от ее присоединения к ВТО, учитывая и то обстоятельство, что бюджет выиграет от отмены льготного налогообложения отдельных товаров отечественного производства.
Украинские потребители выиграют от расширения ассортимента и качества товаров и услуг и снижение их цены. Снижение цен распространится не только на готовые импортные товары, но и на отечественные товары, где используются импортные компоненты.
Специалисты советуют учитывать и фактор времени.
Во-первых, опыт показывает, что чем позже страна присоединяется к ВТО и чем более длительными являются ее переговоры, тем больше требуют от нее уступок и хуже условия ее присоединения.
Во-вторых, начались многосторонние переговоры девятого раунда ГАТТ. Если бы Украина была членом ГАТТ, то у нее была бы возможность влиять на переговорах на условия мировой торговли на будущие десятилетия.
По третье, на пути в Европейский Союз Украине никак нельзя избежать ВТО. Членство в ВТО является непременным и первой вехой на пути к Евросоюзу.
Вступление Украины во Всемирную торговую организацию обеспечит уменьшение тарифных и нетарифных ограничений на пути продвижения украинских товаров практически на все главные товарные рынки развитых стран земного шара. Это непременно повлечет за собой увеличение объемов валютных поступлений от экспорта отечественной продукции.
Членство Украины в ВТО - это не только гарантированный доступ украинских товаров на мировые рынки, но и предотвращения необоснованного проведению против продукции происхождением из Украины расследований по недобросовестной конкуренции.
В течение десятилетия, начиная с 1992 p., против украинской продукции было возбуждено и проведено более 90 антидемпинговых, специальных и антисубсидиционных расследований. Прямые потери наших производителей от этого составили 1 млрд. долл. Вступление в ВТО обеспечит признание за Украиной статуса страны с рыночной экономикой при проведении антидемпинговых расследований. Украинские производители получат возможность защищать свои интересы в связи с процедурой рассмотрения споров ВТО. Эта процедура е продолжительнее, чем процедура рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции компетентными органами стран, а это позволит даже в случае признания факта недобросовестной конкуренции и введения ограничительных мер осуществить географическую диверсификацию рынков сбыта своей продукции и/или переориентировать производство на выпуск другой продукции.
В течение 1996-1998 гг. Украина осуществляла политику резкого повышения ставок ввозной пошлины. В 1998-1999 гг. вследствие активизации сотрудничества с международными финансовыми организациями в Украине началась либерализация внешней торговли. Это прежде всего сказалось на постепенном снижении ставок ввозной пошлины. Специалисты считают, что политика Украины в сфере таможенно-тарифного регулирования не привела к снижению уровня защиты внутреннего рынка. Дальнейшая либерализация торговли усилит влияние мировой конъюнктуры на экономику Украины. Усилятся экономические риски в периоды глобальной экономической нестабильности.
Вступление в COT сыграл существенную роль в развитии экономики в прошлом социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Они получили инвестиционный толчок для развития своих национальных экономик.
Следует сделать оговорку в русле украинского пословица о том, что под лежачий камень вода не течет. Положительные последствия для страны от ее членства в COT появляются не автоматически, а будут результатом целенаправленной политики, которая создает потенциал для использования соответствующих возможностей.
Согласно ст. 4, 5 и 9 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом членство Украины в ВТО является необходимым условием либерализации торговли между Украиной и ЕС, начало переговоров по созданию зоны свободной торговли между ними и обеспечения постепенной интеграции Украины в Европейский Союз благодаря подготовке и заключению Соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС.
Специалисты считают, что в случае вступления Украины к ВТО и либерализации доступа иностранцев к отечественному рынку товаров и одновременного получения такого же доступа к товарным рынкам 145 членов ВТО (а это составляет 95 % мировой торговли) стоимость экспортной продукции Украины, что воспользуется преимуществами, будет в 4,7 раза больше, чем стоимость импорта, доступ которого к рынку Украины будет либерализовано.
Важное значение имеет также получение права на применение международно-признанного комплекса мер защиты внутреннего рынка в соответствии с соглашениями в рамках ВТО.
Следует отметить, что позиция Украины на переговорах является достаточно взвешенной и не настолько протекционистской, как об этом некоторые думают. 80 % общего объема ставок пошлины находится на уровне стран, которые недавно присоединились к ВТО (Албания, Молдова, Китай, Тайвань, Хорватия, новые государства Балтии). 13 % ставок в Украине выше, чем в указанных государствах, а 7 % - ниже.
Преимущества свободного доступа к рынкам, которые предоставляет членство в ВТО, касающиеся рынков, где распространена ценовая конкуренция - сырьевая продукция и стандартизированные массовые готовые товары. На рынках высокотехнологичных изделий либерализационные меры ВТО обозначаются не очень.
Рынок услуг начал формироваться в первой половине 1990-х годов. Наибольшая активность наблюдалась в таких сферах как банковское дело, страхование, телекоммуникации, компьютерные технологии, торговля, общественное питание, туризм, индустрия развлечений.
Доля сферы услуг в ВВП Украины по состоянию на 2002 г. составляла 54,8 %. Этот же показатель в 1990 г. составил лишь 20,3 %. Доля занятых в сфере услуг превышает 50 % от их общего количества. В структуре внешнеторгового оборота наибольшую долю имеют транспортные услуги (65 %). На услуги трубопроводного транспорта в начале XXI в. приходилось 53 % их общего объема.
Торговля услугами путем, говоря языком Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), "коммерческого присутствия иностранных поставщиков на территории страны" является одной из главных форм доступа иностранных субъектов хозяйствования на украинский рынок и предусматривает привлечение иностранных инвестиций.
До 1990-х годов присутствие иностранных поставщиков услуг разрешалась только в форме представительств без права осуществления коммерческой деятельности. Впоследствии ситуация изменилась и особенно заметной оказалась присутствие иностранных поставщиков услуг в новых отраслях, прежде всего в сфере оказания деловых услуг (аудит, консалтинг, юридические, бухгалтерские, рекламные, компьютерные услуги).
Переговорный процесс относительно доступа к рынкам услуг Украины было начато в 1997 г. Тогда делегация экспертов Украины провела первый раунд переговоров с делегациями стран - членов ВТО.
По состоянию на середину 2003 г. проект Расписания специфических обязательств в секторе услуг содержал обязательства по 134 подсекторов. Этот показатель е самым высоким не только среди стран-претендентов, но и среди членов ВТО. Согласованными секторами рынка услуг е такие виды услуг: юридические, компьютерные, исследовательские, рентные, лизинговые, строительные, дистрибьюторские, образовательные, туристические, почтовые, транспортные, а также услуги по охране окружающей среды и те, что связаны с организацией отдыха, культуры и спорта. В этих секторах в Украине уже создана соответствующая законодательная база. Несогласованными остались страхование, банковские, телекоммуникационные и медицинские услуги. По мнению отечественных специалистов, в этих секторах нужно установить переходный период для либерализации доступа к ним с целью обеспечения конкурентоспособности украинских поставщиков услуг.
Защита прав интеллектуальной собственности на нынешнем этапе является острейшей проблемой в контексте переговоров о международной торговле. Международный альянс защиты интеллектуальной собственности - объединение владельцев авторского права со штаб-квартирой в Вашингтоне считает, что результатом усиления защиты авторского права в Украине будет ежегодное увеличение доходов его членов на 250 млн. долл. Согласно исследованию Всемирного банка, полно масштабное применение соглашения ТРИПС во всем мире обеспечит владельцам патентов в шести наиболее экономически развитых странах мира ежегодный прирост поступлений на сумму 35 млрд. долл. Укрепление защиты прав интеллектуальной собственности способствует инвестициям в инновации и научно-техническое творчество. Проблемы Украины в сфере интеллектуальной собственности заключаются не в ее правовой охране, а в защите прав ее владельцев.
80 % мировой торговли подвергается воздействию технического регулирования и стандартов. Мировая организация торговли требует честно и прозрачно применять технические регламенты и стандарты и не создавать дискриминации в отношении иностранной продукции. Много стран - членов ВТО жалуются на чрезмерно строгие технические правила в Украине.
Украине необходимо гармонизировать огромное количество своих технических стандартов с международными и реформировать процедуру соблюдения стандартов и правил. Однако здесь стоит придерживаться "золотой середины". Технические стандарты Украины практически полностью базируются на обязательной сертификации. В Европе и США большинство стандартов не являются обязательными. Существует опасение, что необязательные международные стандарты в Украине могут стать обязательными правилами. Украине нужно создать режим технического регулирования, который бы отвечал стандартам рыночной экономики. Введение регуляторных правил ВТО требует от Украины не только создание нормативной базы, совместимой с правилами ВТО, но и развития институциональных основ рыночной экономики.
Процедура присоединения к ВТО охватывает несколько этапов. Опыт свидетельствует, что этот процесс в среднем требует 5-7 лет. Переговорный процесс относительно Китая длился 15 лет.
На условиях присоединения к ВТО существенно сказывается профессионализм и политическая воля участников переговорного процесса. Результаты договоренностей об условиях присоединения различных стран существенно отличаются между собой. Продолжительность переговоров не является однозначным показателем. Быстро проведенные переговоры могут быть результатом желания страны - претендента приобрести членство за любую цену. Длительные переговоры могут свидетельствовать о дряблость экономических реформ, которые проводит страна, приспосабливаясь к порядкам ВТО.
Сначала Рабочие группы детально изучают торговый режим страны, которая желает присоединиться к ВТО. Специалисты оценивают его согласованность с нормами и правилами ВТО. Дальше начинаются консультации и переговоры об условиях членства. Указанные переговоры и консультации происходят обычно на двустороннем уровне. В них принимают участие заинтересованные страны - члены Рабочей группы.
На переговорах речь идет об условиях доступа на рынок страны-претендентки товаров и услуг из других стран - участниц ВТО, объемы и сроки принятия ею обязательств, которые порождаются членством в ВТО. Страна, которая присоединяется, получает такие же права, какие имеют другие члены ВТО. Баланс прав и обязательств означает прекращение дискриминации соответствующей страны на внешних рынках.
В результате завершения переговорного процесса о присоединении к ВТО формируется следующий пакет документов:
1. Доклад Рабочей группы (содержит полный набор обязательств, которые берет на себя по итогам переговоров страна - претендент).
2. Расписание обязательств что до тарифов.
3. Обязательства относительно уровня поддержки национального сельского хозяйства.
4. Расписание специфических обязательств по услугам.
5. Протокол о присоединении.
Этот пакет утверждается Генеральным советом. Национальный законодательный орган (парламент) ратифицирует указанный пакет документов. Обязательства становятся частью нормативной документации ВТО. Они считаются также частью национального законодательства соответствующей страны, а она сама получает статус члена ВТО.
В октябре 2003 г. состоялся визит премьер-министра Украины в США. Вице-президент США Д. Чейни заявил, что в начале 2004 г. США начнут конкретную работу над двусторонним протоколом США - Украина о доступы на рынки товаров и услуг. Американцы обнаружили также готовность признать в недалеком будущем Украину как государство с рыночной экономикой. Указанные заявления, возможно, является реакцией США на подписание Украиной осенью 2003 г. рамочных соглашений о вступлении в единое экономическое пространство с Россией, Казахстаном и Беларусью. Такая приверженность США к Украине рассматривается как предотвращение ее сближению с Россией. США также не удовлетворены состоянием защиты интеллектуальной собственности в Украине. Это в частности касается аудио - и видеокассет и дисков, изготавливаемых в Украине без лицензии американских владельцев авторского права. Такая продукция получила название "пиратской" (другие названия - контрафактная, браконьерская).
Украина имеет шансы стать членом ВТО раньше, чем Россия. Если бы это действительно так произошло, то Украина в процессе вступления России в ВТО должна была бы потребовать от Российской Федерации отмене по крайней мере
части дискриминационных мер в российско-украинской торговле (налог на добавленную стоимость на российские энергоносители, которые поступают в Украину, квоты, налоги и другие ограничения на украинский металл, трубы, карамель, пищевые продукты). Правда, в заключенном "Концепции Единого экономического пространства" России удалось отстоять положение о том, что участникам объединения запрещается предъявлять требования друг к другу в процессе вступления в ВТО.
Торговый механизм ВТО базируется на концепции Давида Рикардо о сравнительных преимуществах - стране целесообразно экспортировать более эффективные с точки зрения производства товары и импортировать менее эффективны. В случае вступления Украины в ВТО улучшатся экономические условия для определенных секторов и ухудшатся для других. Членство в ВТО потребует от Украины снижения тарифов на импорт продуктов сельскохозяйственного производства. Украина вынуждена будет отказаться от большинства количественных рычагов контроля объемов торговли, а также сократить государственную поддержку сельского хозяйства. Украине нужна реструктуризация экономики и совершенствования имеющихся и создания новых сравнительных преимуществ.