Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 28

ТЕМА. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Цель: продолжить знакомить учащихся с особенностями средневековой философии, взглядами тогдашних выдающихся философов; воспитывать уважительное отношение к достижениям философской мысли.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма проведения: эвристическая беседа с элементами медиа-презентаций.

Оборудование: медиа-доска.

Ход урока

 

И. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Средневековье было своеобразной эпохой, что отразилось в соответствующей философской мысли. Особенности философии этой эпохи начали формироваться еще в недрах античной философской мысли. Самым влиятельным философским учением на протяжении всего Средневековья оставался неоплатонизм, а с XIII века. - аристотелізм. Основной чертой этой философии было то, что она была тесно связана с религией, ее основной проблемой были взаимосвязь, взаимодействие человека и Бога. Однако, хоть философия и находилась в тесных связях с теологией, она развивалась достаточно интенсивно, расшатывая изнутри средневековый мировоззрение и создавая духовные и теоретические основы культуры эпохи Возрождения и Нового времени.

 

III. Основная часть урока

Презентации

Выступления учащихся о выдающихся представителей философской мысли эпохи Средневековья.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключались особенности развития средневековой философии?

2. Назовите имена мыслителей, учение которых вы запомнили.

3. Назовите основные направления средневековой философии?

4. Что такое схоластика, каковы ее основные признаки?

5. Что такое «номинализм» и «реализм»? В чем заключалась суть борьбы между этими двумя направлениями?

6. Что такое мистика, какую роль это направление сыграл в развитии европейской философии?

7. Что вы можете сказать об учении Августина и его влияние на средневековую философскую мысль?

8. Что вы можете сказать об учении Блаженного Фомы Аквинского и его роль в развитии средневековой философии?

9. Как относились средневековые мыслители к процессу познания?

10. Что такое теория «двойной истины»?

11. Какое место занимает человек в учениях средневековых мыслителей, как они ее представляли?

12. Какие мысли высказывали средневековые мыслители относительно организации общества?

13. Каковы были основные признаки средневековой философии в целом?

14. Какое значение имела средневековая философия для дальнейшего развития европейской философии?

 

IV. Итоги урока

 

V. Домашнее задание

1. Составить список литературы, которую бы можно было посоветовать для изучения темы «Античная и средневековая философия».

2. Осуществить исследования в группах по теме «Философия Нового времени»:

• «Фрэнсис Бэкон».

• «Рене Декарт».

• «Томаса Гоббса».

• «Пьер Гассенди».

• «Картезианство».

• «Развитие сенсуалістичної философии».

• «Джон Локк».

• «Философия Джона Толанда».

• «Джордж Беркли».

• «Давид Юм».

• «Развитие рационалистической философии в Западной Европе».

• «Бенедикт Спиноза».

• «Готфрид Вильгельм Лейбниц».

• «Христиан Вольф».

• «Философия Просвещения».

• «Дени Дидро».

• «Жан-Жак Руссо».

• «Клод Адриан Гельвеций».

• «Поль Анри Гольбах».