И СЕМЕСТР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
г align="center">Урок № 29/р>
Тема: Склонение существительных четвертого склонения
Цель: объяснить особенности склонения существительных четвертого склонения, формировать умение спрягать такие существительные; совершенствовать навыки самостоятельной работы; совершенствовать культуру устной и письменной речи; воспитывать уважение к меткого слова.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки)
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
Работа у доски. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.
Карточка 1
Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Приведенные в скобках существительные поставить в нужной форме. Определить их падежи, выделить окончания.
Вышла из дома старая мать, с (мать) д..тина. (П. Грабовский.) Воды целебной напьюсь и стану вновь душ..ю ясный, как образ (мать) пр..красный. (С. Черкасенко.) Как на те ч..рнобривці посмотрю, вижу (мать) старушку... (М. Сингаевский.)
Карточка 2
Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Приведенные в скобках существительные поставить в нужной форме. Определить их падежи, выделить окончания.
Ты гений и г..рой, ты реки эт..ртаєш и зсуваєш горы, но позволь мне услышать, как ты (мать) говоришь. (Д. Чередниченко.) Не жалей, моя милая (мать), что я степь обильный зал..шил. (М. Волновой.) В (матери) нет вых..дних, ш..ршавіють, словно корни, руки. (М. Малахута.)
Карточка 3
Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Приведенные в скобках существительные поставить в нужной форме. Определить их падежи, выделить окончания.
Слова л..няют лишь от позолоты, ржавеют от (фальш) и пр..крас. (В. Бычко.) Трепещущее чувство своей (т..мчасовість) все чаще охватывает меня. (А. Кацнельсон.) Нет судьбы без (соль). Хвали день вечером, а ж..добычу перед (смерть). (Род. творческим.)
Работа у доски. Просклонять существительные медь, горідість, кровь. Объяснить, почему эти существительные не имеют формы множественного числа.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Прочитать предложение. Указать существительные четвертого склонения, определить падеж каждого.
Мать качала дитя, сердце билось в радости и тревоге... (Д. Луценко.) Мамина песня залетела в грудь младенцу... (М. Рыльский.) Я схилюся, дитя, над тобой, все отдам тебе: небо и реку (Д. Кремень.) Ты силы дай, любимая мать, к борьбе со злом! Сделай, чтобы из хилого пискляти я стал орлом! (Г. Завадович.) Упала капля дождя в колодец, и заплакала облако, словно мать за ребенком. (М. Аронец.) Мать детенышей, как ласточка к ластам’ят. (Род. творческим.)
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
ИV. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Проработка теоретического материала (п. 17, с. 87-88).
Работа у доски. Просклонять существительные малыш, цыпленок, племя.
V. Выполнение упражнений на закрепление.
Переписать предложения, поданные в скобках ставя существительные в нужной форме. Определить их падежи, выделить окончания.
Индюк сделал перестановку кадров, он Селезня направил к (цыплята), а Петуха к (утята). (П. Ключина.) Орле! Сжалься над моими (совенята) малыми, что остались там в роще, не трогай ты их, умоляю! (Елена Пчилка.) Ізнемігся старый Волк, еле плетущейся, аж с (Ягнята) Овца на поле пасется. ...Смотрит - из (Жеребенок) Кобыла пасется. Подошел он и туда, стал на задние пяти, просит себе на обед у Лошади (Жеребенок). (С. Руданский.) А тут Волк и к (Ягненок): “Я съем тебя, проклятое!” (Ю. Кругляк.) Не поручай (лисенок) кур стеречь, а (зайчонок) морковь беречь. (Род. творческим.)
Диктант с комментированием. Существительные четвертого склонения подчеркнуть, определить падеж и число каждого, выделить окончания.
Как ударился голубушка о землю крыльями: “Дети мои сиротята! Пропал же я с вами!” С чужого чортеняти не сделаешь своего ребенка. Дай, Боже, нашему теленку волка из’есть! С лысого теленка будет лысый вич. Целуются, как гусь с поросенком. А мы такие паровані, лучшие чашек рисованных. (Род. творческим.)
VІ. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание. П. 17, упражнение 171.