Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Урок № 28

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

Цель: повторить понятие о лексическое значение слова, виды лексических значений - прямое и переносное, виды переносных значений: метафора, метонимия, синекдоха; научить определять роль переносных значений слов в художественных текстах; совершенствовать умение соблюдать лексических норм украинского языка; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к красоте и богатству родного языка.

Внутрішньопредметні связи:

Орфоэпия: чтение поэтического произведения с соблюдением орфоэпических норм.

Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.

Стилистика: стилистическая роль многозначных слов.

Межпредметные связи:

Литература: выразительное чтение поэтического текста; метафора, метонимия, синекдоха.,

Тин урока: урок повторения полученных знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников на основе повторения изученного

Творческое наблюдение с элементами анализа

► Прочитать текст. Объяснить, почему сын не понял отца.

ПОНЯЛ

Отец с сыном поехали в поле на волах по снопы. Наложили битком виз.

- Ну, сынок,- говорит отец, глядя на звездное небо,- пусть волы пасутся, а как телега опрокинется, збуди меня, поедем домой.

Да и лег под копной спать. Через некоторое время вич подошел к телеге, чухався, чухався и перебросил его. Сын увидел это и бросился к отцу:

- Папа, кричит,- поехали, уже воз перевернулся (3 кн. «Тысяча улыбок»).

 

Эвристическая беседа за вопросами

1. Что такое слово?

2. Что обозначает лексическое значение слова?

3. Чем отличаются лексическое и грамматическое значение слова?

4. Какие слова имеют лексическое значение?

5. Что такое «многозначное слово»?

6. Что такое «прямое» и «переносное» значение слова?

7. Дать определение метафоры, метонімії, синекдохи.

Комментарий учителя. Слово - основная функционально-структурная единица языка. Реальный смысл слова называют его лексическим значением. Значение слова соответствует понятию, а понятие выражается словом. Способность слова вступать в различные отношения с другими словами по законам грамматики данного языка называют грамматическим значением. Знаменательные слова имеют лексическое и грамматическое значение, а служебные - только грамматические.

Однозначные слова имеют одно лексическое значение: моряк, карандаш, констатировать.

Многозначные слова могут употребляться в разных значениях: голова человека, голова подсолнуха, голова колонны.

Прямое (основное) значение слова называет предмет или явление, его признак, действие. Остальные значения слова - переносные (непрямые). В семантической структуре многозначного слова чайтиповіпшми являются метафорические и метонімічні отношение.

Метафора (от гр. metaphorа - перенос) употребление слова, обозначающего предмет (явление, действие, признак) для названия другого предмета на основе сходства их признаков или сходства впечатлений от них: Жизнь шумит и играет (Г. Рыльский). Петухи кричат в мегафоны мальв... (Л. Костенко).

Метонимия (от гр. metonimia - переименование) - перенос названия одного класса предметов или единичного предмета на другой класс или единичный предмет на основе смежности: Шyмгновение Крещатик туго, как прибой (В. Сосюра). Институт подчеркнул чает свой юбилей.

Синекдоха (от гр. synekdoche - соотнесение) - разновидность метонімії, заключается в переносе названия части на предмет как целое и наоборот: Вся площадь была полна человеческих голов, рваных полушубков, сіряків, кирей (Л. Смеляны). Наш народ имеет в себе много силы, чтобы родить Шевченко, Федьковичів и Франков (В. Стефаник).

 

IV. Выполнение системы заданий творческого характера на основе повторения изученного

Коллективная работа с таблицей

► Внимательно рассмотреть таблицу.

 

Способ тлумаченпя лексического значения

Пример

1

Показ рисунка, фотографии, предмета

Облако, цветок (рисунки)

2

Подбор синонимов

Пбліпшения-улучшение, реформировать-менять

3

Объяснение лексического значения по контексту

Николай набрал сухой травы и разжег костер

4

Перечисление объектов, которые называются словом

Цитрусовые - лимоны, апельсины, мандарины

5

Логическое определение через характерные черты

Подснежник - первый весенний цветок

6

Описательный способ определения

Бульдозерист - человек, работающий на бульдозере

7

Отрицательные определения

Суша - часть земли, не покрытая водой

8

Объяснение лексического значения по происхождению (иноязычные слова)

Телефон-теле - далеко, фон - звук

9

Перевод украинского слова российским

Считать - считать

10

Сравнение слов абстрактного значения с каким-то конкретным представлениям

Героизм - летчик Гастелло, молодогвардейцы, партизаны

11

Объяснение значение слова по «Толковому словарю»

Труд - деятельность человека, направленная на создание материальных или духовных ценностей

 

► Дать толкование всеми возможными способами таким словам: Полоса, чужбина, чабан, стеклянный, гидропарк, экзамен, стилистика, метафора, кинотеатр, почет, временный, лень.

► Прочитать, подобрать к объяснений слова из справки.

1. Командующий большого соединения кораблей; главный кора бель, на котором находится командир эскадры. 2. Надежная защита, твердыня; укрепленный пункт с постоянным гарнизоном, вооружением. 3. Общий вид какой-либо местности, пейзаж; картина или фотография с изображением пейзажа. 4. Общеобразовательное учреждение, направление в отрасли; выучка. 5. Перелетная птица с длинными ногами и шеей, прямым острым клювом; устройство с длинным шестом у колодца; народный танец. 6. Творческое воображение; мечта; выдумка; музыкальное произведение. 7. Небесное светило; прославленная человек.

Справка: флагман, крепость, пейзаж, школа, журавль, фантазия, звезда.

► Прочитать предложение. Найти слово, которое в коленях из представленных предложений употребляется в другом значении, объяснить все его значение.

I. 1. Ставок, гребелька, и ветряк из-за рощи крыльями машет (Т. Шевченко). 2. И машет сосновыми крыльями придесняпський зеленый гай (В. Мордань). 3. Над Сулой, на южном склоне, как на самолетном крыле, саженцы убиваются в силу (И. Вирган). 4. Уже не убегают от Даниила татары, а крылом его обхватывают (А. Хижняк). 5. Весна принесла тепло на крыльях.

II. 1. И бледный месяц на ту пору из-за облака где-где выглядел (Т. Шевченко). 2. Волнами годы, месяцы плывут (О. Олесь). 3. У Земли спутник - Луна, у человека книга (Народная пгвор творчество). 4. Круг луны утончается серебряный рассвет (Б. Мозолевский). 5. У некоторых планет есть несколько спутников - их месяцев (3 учебника).

 

Конструирование словосочетаний

► Составить 5-6 словосочетаний со словом бить, пользуясь представленными ниже значениями.

1. Наносить удары кому-либо; 2. Стрелять; 3. Пульсировать; 4. Чувствуется, доносится (запах); 5. Ударами создавать звуки; 6. С силой вырываться наружу.

 

Исследования-анализ

► Прочитать выразительно отрывки, выписать слова, употребленные в переносном значении, выяснить их значение, типы переносных значений слов (метафора, метонимия, синекдоха) и стилистическую роль.

Отрывок 1

Утро клепает косы, скрипит колодязними журавлями, стучит калитками.

Потягиваются дерева после короткой летней ночи, встряхивают утреннюю росу, качают громкое птицы на ветках (О. Пархоменко).

Отрывок 2

Большая сентябрьская тишина стоит над землей. Село, заколдованный звездным небом, хорошее синеет разбросанными домиками, возле которых смотрят на восток потемневшие подсолнухи. Дорожным відволоженим пылью, терпкими коноплей и зрелыми садами пахнет ночь. Изредка спросонья заскрипить журавль. Посреди неба на юг гнется Млечный Путь, и между его созревшими звездами дрожит и осыпается на край земли серебряный пыльца (По М. Стельмахом).

Отрывок 3

Несет Полесья в корзинах грибы.

За болотами таятся Охи.

И спорить тишина голосом арбы с реактивным грохотом эпохи.

Село сосновый вывернет кожух.

И идет на встречу, как свадебная теща.

Осенних костров брошенный цыбух малое дитя в ладошки переплетет.

Правічну думу думают леса, грузнут в мох столетние дідугани.

Переметнется заяц наискосок - горит асфальт у него под ногами.

Гулкие октавы дальних голосов запишет горизонт в вечернее пространство.

И парень над полоской лесов поставит позолоченный апостроф

(Л. Костенко).

Отрывок 4

Засыпают на лугу кузнечики,

Серебряные скрипочки в головах.

Аруді парубійки-подсолнухи

Убежали от ночи на путь.

Ген калина ветвями тоскливыми

Колышет птичек, как деток.

В море красок, понастояне травами,

Июля седой вступил сапожок.

Лодка месяца сказка расшатывает,

Відчіпляє от вершин.

Книгу лета все ночь перечитывает,

Все шелестит листочками

(А. Малышко).

► Определить типы переносных значений слов (метафора, метонимия, синекдоха) и объяснить их значение.

1. Усталость крадется тихо, но он усталости взять себя не дает (В. Бычка). 2. Наш факультет Победил в спортивных соревнованиях. 3. Слепая непреодолимая любовь заарканила девушку, как серну (В. Бабляк). 4. Гриноджолами молчаливо кожух проехал (Г. Драй-Хмара). 5. Спит сила, мысль, в тебе дріма (П. Дорошенко). 6. Внизу дремала вода в Роси и тихо лоснилась против красного неба (И. Нечуй Левицкий). 7. Учили музыки со свадьбы. Цимбалы, бубен и скрипач (Л. Костенко). 8. Всегда ласковая улыбка цвела на устах (В. Сосюра). 9. Ты же знаешь, в душе моей буря, Мария (В. Сосюра).

 

V. Итог урока

 

VI. Домашнее задание

► Составить пейзажный описание, употребляя слова в переносном значении.