УРОК 29
Тема. Решение простейших тригонометрических неравенств
Цель урока: формирование умений учащихся решать простейшие тригонометрические неравенства: tg t > a, tgt a, ctg t a, ctg t > a (tgt a, tgt a, ctg t a, ctg t a).
И. Проверка домашнего задания
1. Ответы на вопросы, которые возникли у учащихся в процессе выполнения домашних заданий.
2. Фронтальная беседа с учащимися с использованием рис. 130.
1) Какая дуга соответствует неравенствам: sin t > a; cos t > b; sin t > - a; cos > - b; sin t a, cos t b, sin t - a, sin t - b?
2) Решением которой неровности есть дуга АmВ; AkD; CpD; Сn?
3) Решите неравенства: cos t 1; sin t > 5; sin t 5; sin t -1; cos t >π; cos t π; cos t 0; cos t 0; sin t 0; sin t 0.
II. Восприятие и осознание решения простейших тригонометрических неравенств
На сегодняшнем уроке мы продолжим учиться решать простейшие тригонометрические неравенства.
Рассмотрим примеры.
Пример 1. Решите неравенство tg t 1.
Решение
Построим единичный круг и линию тангенсов (рис. 131). На оси тангенсов обозначим число 1. Если t является решением неравенства, то ордината точки Т, равна tg t, должна быть не больше 1. Множество таких точек Т - луч AT. Множество точек , соответствующих точкам луча АО, - дуга , которая на рисунке выделена. (Обратите внимание: точка принадлежит, а точка не принадлежит множеству решений). Следовательно, решением неравенства будут все значения t из промежутка . Учитывая, что период функции tg t равна π, имеем решение данной неровности , nZ.
Ответ: , где nZ.
Пример 2. Решите неравенство tg t > .
Решение
На оси тангенсов (рис. 132) обозначим число и множество значений тангенсов, не меньше (луч AT). На единичной окружности множество точек, соответствующих углам, тангенс которых не меньше , есть дуга . Следовательно, решением неравенства будут все значения t из промежутка . Учитывая периодичность, имеем: , где nZ.
Ответ: , где nZ.
Пример 3. Решите неравенство ctgt -.
Решение
1 способ. Учитывая, что ctg t = tg , имеем ctg t = - tg , тогда имеем неравенство-tg - a6o tg . Решим последнее неравенство (рис. 133), имеем: , nZ; , nZ.
Ответ: , где nZ.
2 способ. На оси котангенсів обозначим число и множественное число (рис. 134) значений котангенсів, не меньше - (луч AQ). На единичной окружности множество точек, соответствующих углам, котангенс которых не меньше -есть дуга Следовательно, решения неравенства будут все значения t из промежутка . Учитывая периодичность, имеем: , nZ.
Ответ: , где nZ.
III. Формирование умений решать простейшие неравенства
1. Решите неравенства: a) tg x - 1; б) tg x ; в) tg x 2; г) ctg х > .
Ответ: а) , nZ; б) , nZ; в) , nZ; г) , nZ.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
Раздел II § 5. Вопросы и задания для повторения раздела II № 24. Упражнение№ 3 (2, 4, 6, 8).