Урок 29.
Сказку рассказал... оркестр
Цель урока: познакомить учащихся с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и Волк» и с инструментами симфонического оркестра. Показать выразительные и изобразительные возможности тембра как одного из средств музыкальной выразительности. Развивать у учащихся певческие навыки, творческие способности, обогащать слуховой опыт и музыкальный кругозор. Воспитывать культурную и образованную личность.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают 4 группы инструментов симфонического оркестра, называют инструменты, входящие в их состав, различают на слух их «голоса», объясняют роль тембра в создании музыкальных образов, наблюдают за особенностями музыки, выразительно поют, участвуют в инсценировках песен.
Оборудование: _________________________________________
Тип урока: комбинированный, углубление темы.
Доминанты урока:
- симфонический оркестр;
- роль тембра в музыке.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку ___,
количество присутствующих на уроке ___,
отсутствующих ___.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под звучание украинской народной песни «Как діждемо лета».
2.2. Распевки.
2.3. Выполнение в движении украинской народной песни «Как діждемо лета».
2.4. Беседа по теме урока.
2.5. Знакомство с инструментами симфонического оркестра и персонажами музыкальной сказки С. Прокофьева «Петя и Волк».
2.6. Слушания темам действующих лиц симфонической сказки.
2.7. Слушание симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк».
2.8. Ознакомление с украинской народной песней «А продай, бабушка, бычка» (или «Ой ходила девушка по бережку»). Исполнение с элементами инсценировки.
2.9. Исполнение песен «Ой чего ты, бабочке» (муз. В. Верховинца) и украинской народной песни «Соловеєчку, сватку, сватку» с инсценировкой.
2.10. Обобщение материала.
2.11. Выход из класса под мелодию украинской народной песни «Соловеєчку, сватку, сватку» (или по выбору учителя).
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Распевки.
3.2. Выполнение в движении украинской народной песни «Как діждемо лета».
3.3. Исполнение песен «Ой чего ты, бабочке» (муз. В. Верховинца) и украинской народной песни «Соловеєчку, сватку, сватку» с инсценировкой.
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа.
В центре урока - симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и Волк». Композитор написал эту сказку, чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Все роли в ней исполняют» разные инструменты, у каждого персонажа есть своя музыкальная тема. Познакомившись с симфонической сказкой С. Прокофьева, учащиеся научатся различать «голоса» отдельных инструментов, поймут роль тембра (как одного из средств выразительности) в создании музыкальных образов, приобретут новых знаний о симфонический оркестр.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Беседа по теме урока.
5.2. Знакомство с инструментами симфонического оркестра и персонажами музыкальной сказки С. Прокофьева «Петя и Волк».
5.3. Слушания темам действующих лиц симфонической сказки.
5.4. Слушание симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк».
5.5. Ознакомление с украинской народной песней «А продай, бабушка, бычка» (или «Ой ходила девушка по бережку»). Исполнение с элементами инсценировки.
6. Обобщение и закрепление знаний
6.1. Что нового о музыке узнали учащиеся на уроке?
6.2. В чем необычность сказки «Петя и Волк»?
6.3. Для чего композитор написал ее?
6.4. Чему новому научила нас эта симфоническая сказка?
6.5. По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Музыкальную сказку «Петя и Волк» знают во всем мире. Ее перевели на английский и другие языки. Благодаря ей мы узнали новое о музыке и научились ценить дружбу, взаимовыручку, смелость, сообразительность и т.д.
8. Выход из класса
Под мелодию украинской народной песни «Соловеєчку, сватку, сватку» (или по выбору учителя).