Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»

 

УРОК 28 Как понимают справедливость в современном демократическом обществе.

 

Тема. Как понимают справедливость в современном демократическом обществе.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «общественная справедливость»; «социальное разнообразие»; поговорить о том, чего требует от нас разнообразие жизни в гражданском обществе.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации (изображение богини Фемиды; фреска Рафаэля «Афинская школа»; репродукция картины В. Г. Перова «Тройка»; аудиозапись мелодии греческого танца сиртаки.

Эпиграф: «Справедливость - высшая из всех добродетелей» (Цицерон).

Высказывания: «Существует два первоначала справедливости:никому не вредить и приносить пользу обществу» (Цицерон).

«Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости» (Шопенгауэр).

«Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет воспринимать чужую обиду, как свою» (Солон).

«Будь справедлив, и будешь счастлив» (Ж. Ж. Руссо). «Справедливость - вещь настолько ценная, что ни за какие деньги ее не купишь» (Лесаж).

«Где нет справедливости, нет и свободы, а где нет свободы, там нет и справедливости» (Зейме).

Ключевые понятия: справедливость; разнообразный; социальная разнообразие; социальный.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Что такое общественная справедливость.

2. В чем мы все равны, хотя и разные.

3. Чего требует от нас разнообразие жизни в гражданском обществе.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке мы работали над темой «Каковы права и обязанности человека в демократическом обществе». Дома вы группами готовили судебные заседания по сюжетам сказок. Прошу исполнителей ролей к доске.

(Дети выполняют в ролях одно-два судебных заседания. После каждой сказки следует выяснить, какие права в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека или же Международной конвенцией о правах ребенка были нарушены действиями того или иного персонажа.)

Суд над Снежной королевой

(по мотивам сказки Г. К. Андерсена «Снежная королева»)

Действующие лица:

Снежная королева - подсудимая Кай - пострадавший

Герда, бабушка - свидетели

Северный олень

Адвокат Снежной королевы

Прокурор

Судья

Присяжные судьи

Судья. Сегодня мы рассмотрим дело о похищении малолетнего ребенка. Слово бабушки пострадавшего.

Бабушка. Мой дорогой, мой милый мальчик Кай был счастливым и веселым, пока он жил в родном доме. Мы все любили его. А он любил свой дом, сад, маленький кустик роз, любил меня и Герду, как родную сестру. Все это ни за что добровольно не променял бы на все сказочные дворцы и прекрасные сады мира. Его насильно увезли из родного дома. А как горько плакали мы все, пока Кая не было с нами. Сколько слез я пролила, сколько молитв прочитала, стоя на коленях с вечера до утра! Как же могла так поступить Снежная королева? Она очень жестокая. Там, где только она побывает, поселяются горе и страдания.

Герда. Кай ни за что не ушел бы из дома по доброй воле. Злая королева обманула его. Она сначала убила в нем доброту, любовь к родному дому и своих близких. А потом сделала его сердце ледяным и бесчувственным.

Северный олень. Я привык служить людям. Знаю их язык, обычаи и умею различать, когда они счастливы, а когда нет. Как только я увидел Герду и Кая вдвоем, я понял, что они могут быть счастливы только в своем доме, среди людей, где они росли и где их очень любили.

Снежная королева. Я могучая и сильная. Я повелительница судеб человеческих. Если они заслуживают, я могу напустить на них снежную бурю, лютый мороз. Могу за несколько минут превратить человека в ледяной столб. Но я очень-очень одинокая. У меня нет совсем никого, кто бы меня любил, кто бы искренне восхищался мной. Мои подданные - снежные богатыри - холодные лестивці и лицемеры. Вот почему мне захотелось, чтобы рядом со мной был честен и чист душой замечательный мальчик Кай. Я хотела сделать его принцем и своим наследником.

Адвокат Снежной королевы. Ее величество Снежная королева только внешне кажется холодной и бездушной. На самом деле - это очень добрая женщина. Она мечтала заменить Каю родную мать, которой он не имел с раннего детства. Разве бедный мальчик, у которого не было никаких радостей, кроме жалкого куста роз и дружбы с этим дерзким девчонками, не был согласен поменять свою жизнь в тесной мансарде на жизнь в прекрасном ледяном дворце? Да такого и быть не может. Он мог стать повелителем снежных бурь и караванов айсбергов, северного сияния и холодных течений. А вы, уважаемые судьи и присяжные, лишаете Снежную королеву возможности сделать доброе дело для этого мальчика. Он теперь снова нищий.

Прокурор. Мне странно слышать здесь, в суде, те доказательства, которые привел защиту. Как можно оправдывать поступки Снежной королевы? Мы столкнулись с тяжелым преступлением - киднеппингом, похищением детей. Правда, не с целью получения выкупа, но тем хуже: злоумышление содеянного очевидна. Итак, это похищение ребенка и насильственная депортация ее за пределы страны. Это первое преступление против закона.

Второе. Снежная королева могла, даже хотела, нанести тяжкого вреда здоровью мальчика, превратив его в черствого, жестокого, холодного себелюбця. Это преступление против личности. Если бы не отважная Герда, влияние Снежной королевы на Кая имел бы печальные последствия.

Но, к счастью, все кончилось хорошо, потому что я бы потребовал от суда самого сурового наказания для Снежной королевы, несмотря на ее королевский состояние и происхождение. У нас все сословия равны. Главное для нас - это права человека, а тем более права ребенка. Никому не дано право их нарушать.

Поэтому я требую для Снежной королевы такое наказание: две недели лишения свободы в Лапландии, но не в тюремной камере, а в финской бане, пусть попарится. Прошу суд указать в своем решении, чтобы дров не жалели.

А всем детям я советую изучить историю Кая и Герды за Андерсеном и сделать для себя выводы. Учтите, что не всегда незнакомые вам взрослые имеют добрые намерения.

Помните об этом и будьте осторожны!

(По Г. Л. Турсунбаєвою)

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель предлагает учащимся выполнить тест на знание прав человека и ребенка.

1. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию

прав ребенка?

а) 1948;

б) 1959;

в) 1966.

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 1968;

б) 1982;

в) 1989.

3. Какие отличия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав?

а) Таких различий нет;

б) национальная принадлежность;

в) состояние здоровья.

4. Кто несет первоочередную ответственность за воспитание ребенка?

а) Педагоги;

б) родители;

в) члены правительства.

5. ООН считает ребенком человеческое существо от рождения до:

а) 16 лет;

б) 18 лет;

в) 19 лет.

6. В каком году была принята Всеобщая декларация прав человека?

а) 1948;

б) 1959;

в) 1989.

7. Официальный документ, в котором провозглашены определенные принципы и положения:

а) притча;

б) декларация;

в) конвенция.

8. Договор между государствами по какому-либо специального вопроса:

а) декларация;

б) конвенция;

в) аттестация.

9. В Общей декларации провозглашено, что каждый человек имеет право: на жизнь... (продолжить).

10. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на особую защиту и заботу ... (продолжить).

11. Определите, что это за даты:

10 декабря

20 ноября

1 июня

28 июня

После выполнения задания учитель берет на проверку несколько ученических тетрадей.

Проверка письменного домашнего задания по теме «Каковы права и обязанности человека в демократическом обществе».

1-2. Или соглашаешься с утверждениями?

Все люди рождаются равными в своем достоинстве и правах. (Вариант А. Так.)

Права ребенка существенно отличаются от общих прав человека. (Вариант Б. Нет.)

3-4. Впиши в клеточки, о какой международный документ идет речь.

Рекомендации по соблюдению и защите прав ребенка, принятых ООН в 1959 году. (Декларация прав ребенка.)

5. Выбери правильный ответ.

Что такое Конвенция о правах ребенка 1989 г.? (Международный документ, который обязывает страны, подписавшие его, обеспечивать предусмотренные им права ребенка.)

6. Наведи примеры реализации в Украине прав ребенка на культурное развитие, в том числе и образование. (Ребенок имеет право на бесплатное образование, посещать художественные кружки, музеи, театры и т.п.; ребенок имеет право самореализовываться в творчестве.)

7-8. Прокомментируй притчу по представленным вопросами.

Почему Винтик поднял бунт? (Он стремился к свободе, ему надоело выполнять свои обязанности.)

Или зависела судьба всего корабля от решения (поступка) маленького Винтика? (Да, ведь его примеру могли последовать другие детали корабля, и тот распался бы и погиб.)

Морально ли пренебрегать своими обязанностями лишь на том основании, что имеешь себя за «маленького» человека? (Нет, потому что выполнение каждым своих обязанностей является залогом законности и порядка в обществе.)

Кратко обоснуй или спростуй мнению английского писателя 20 века. Бернарда Шоу: «Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». (Свободный человек должен сам нести ответственность за самостоятельно принятые решения и последствия своих поступков. Поэтому люди, которые поддерживают ограничения свободы, прежде всего боятся ответственности.)

9-10. Подбери к представленных ниже прав ученика соответствующие обязанности, вписав в окошко нужную букву

Право на квалифицированное объяснение материала, предусмотренного учебной программой. (Обязанность внимательно слушать объяснения учителя, не мешать другим.)

Право на объективное оценивание своих учебных достижений. (Обязанность добросовестно готовиться к урокам, выполнять домашние задания.)

Право на высказывание собственного мнения, несогласие с убеждениями, вкусами других - учеников и учителей. (Обязанность уважать мнения, убеждения, предпочтения других - учеников и учителей.)

11-12. Сформулируй несколько рекомендаций, которые, по твоему мнению, способны совершенствовать работу школы в соответствии с принципами Конвенции о правах ребенка.

(Индивидуальная ответ ученика.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Во время изучения первой темы у нас уже был урок по теме «Что значит быть справедливым». На этом уроке мы читали библейскую притчу про царя Соломона (с. 41 учебника). Решение царя Соломона мы тогда назвали справедливым. Что же мы понимаем под понятием «справедливость»?

Справедливость - 1. Правильное (истинное), беспристрастное отношение к кому-либо или чему-либо. 2. Человеческие отношения, основанные на нравственных принципах.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема урока сегодня звучит так: «Как понимают справедливость в современном демократическом обществе». Мы будем говорить о справедливости в отношении демократического общества. Нам надо выяснить, какие отношения в демократическом обществе можно назвать справедливыми, что такое «социальное», «социальное разнообразие»; чего требует от нас разнообразие жизни в гражданском обществе.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Что такое общественная справедливость.

Учитель. Что же такое справедливость? Какую роль она играет в жизни человека? В чем она проявляется как добродетель? (Звучит греческий танец сиртаки.)

Уже древнегреческие философы подчеркивали особую значимость справедливости в жизни человека. Они отмечали, что справедливой может быть как отдельный человек, так и государство (и, соответственно, несправедливой).

В Афинах тогда было много мудрецов. Они охотно делились своими знаниями за плату. Но был среди них один по имени Сократ. Он был старый и бедный, носил грубый холщовый плащ и ходил босиком, однако не продавал свою мудрость. Со всех концов Эллады люди стремились попасть в Афины, чтобы поговорить с мудрым Сократом. Но трудно было говорить с ним, ведь Сократ никогда не давал готовых ответов. Он только задавал вопросы, которые заставляли собеседника думать и находить ответ самостоятельно. «В споре рождается истина», - так говорил мудрый Сократ. Его мудрые изречения дошли до нас через произведения его учеников.

У Сократа было много учеников. Во время войны между Афинами и Спартой его ученики Крытой и Харікл установили в Афинах очень жесткую власть (тиранию). Афиняне решили, что именно Сократ настроил своих учеников против демократии. Сократ предстал перед судом. Его обвиняли в дурном влиянии на молодежь, в поклонении новым богам. Но мудрец держался на суде очень спокойно. Он заявил: «Не ремствуйте, афиняне! Знайте, что если вы лишите меня жизни, то повредите больше себе, чем мне. Ведь я будил вас, как овод будит неповоротливого коня. Пока я жив, я філософствуватиму и спонукатиму вас заботиться не о теле, а о душе». Возмущенные судьи вынесли Сократу смертный приговор.

И вот Сократ в тюрьме. Он должен выпить ядовитый сок цикуты - такой была смертная казнь. Друзья предлагают Сократу бежать - ведь он не виноват! Но Сократ отвечает: «Нет, это будет несправедливо. Я не могу нарушить закон, даже если он несправедлив ко мне. Ведь я всю жизнь призывал людей быть честными». Сократ мужественно принял яд и умер, успокаивая своих учеников, что плакали возле него.

Одним из преданных учеников Сократа был Платон - мечтательный юноша-аристократ, который очень тяжело переживал смерть учителя. Именно Платон донес до нас высказывания Сократа. Вблизи Афин, в священной роще, посвященной мифическому герою Академу, Платон основал свою научную школу - Академию. (Вспомните фреску «Афинская школа», мы ее рассматривали на уроках в 5 классе). В сочинении Платона «Государство» высказано мнение о том, что справедливость дороже всякого золота и что «несправедливость - это величайшее зло, какое только может в себе содержать душа, а справедливость - величайшее благо». Философу не нравился государственный строй Афин. Он считал несправедливой демократию, которая уничтожила Сократа.

Среди учеников Платона был молодой Аристотель - будущий учитель Александра Македонского. Он не боялся спорить с мудрым Платоном. Он говорил: «Платон - мой друг, но истина дороже». Аристотель в «Нікомаховій этике» писал, что справедливость является самой совершенной добродетелью, в ней как бы соединяются все другие добродетели. Но справедливость выражается, прежде всего, в отношении к другим людям. Поэтому исходный принцип справедливости является принцип равенства. Несправедливость же проявляется в неравенстве, когда люди наделяют себя больше, чем других, разными хорошими вещами и т.д. Естественная же справедливость (пропорциональная) заключается в том, что левая рука по справедливости делает меньше, чем права, ребенок - меньше, чем взрослый, и так далее.

Работа с учебником.

Учитель. На странице 157 учебника изображена греческая богиня Фемида. Знаете ли вы, что это за богиня и почему греки изображали ее именно так? (Фемида - общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния украшают здания суда.) Теперь так называется и юридическая премия, одной из номинаций которого является «Нотариат». Каким был девиз у короля Артура, начертанный на его щите? («Сила - это еще не справедливость, справедливость - это и есть сила».)

В основе законов лежит справедливость. Принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как хотим, чтобы они относились к нам самим. Как мы называем это правило? («Золотое» правило этики.) Прочитайте высказывания на доске, подумайте над ними. (Дети выполняют задание.)

Работа с учебником.

Прочитайте на страницах 157-158 задание 2, ответьте на вопросы.

• Что мы подразумеваем под справедливыми отношениями? (Справедливыми называются такие отношения людей, действия, поступки, которые соответствуют морально-этическим и правовым нормам демократического общества.)

• Что является регулятором жизни общества? (Законы. Сначала такими регуляторами выступали традиции и обычаи, воля богов.)

Учитель. На протяжении всей истории человечества существовала проблема справедливого распределения благ. Люди изобрели два основные способы такого распределения: поровну и соответственно к заслугам. Развитые демократические государства стремятся применять оба подхода. И в нашей стране определенная часть общественных благ распределяется поровну: выплаты многодетным

семьям, одиноким матерям, бесплатное образование, пользование учебниками и т.д. Другая часть доходов государства распределяется между гражданами в соответствии с конкретных заслуг каждого: заработная плата, пенсия (кроме социальной). Общественная же справедливость заключается в том, что все граждане государства имеют равные права и свободы.

Послушайте притчу, автором которой является Леонардо да Винчи.

Справедливость

- Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.

- Пока же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

- Жизни нет от произвола! - пронявкала кошка, прыгнув на высокую ограду и с опаской поглядывая на дворовую собаку, которая лаяла внизу.

- Успокойтесь, друзья! - сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. - В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?

После этих слов мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес сел на задние лапы.

- Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по которому между всеми, кто живет на земле, устанавливается умная согласие. За этим мудрым закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

Сова действительно была права. Кому хоть раз приходилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем разумно и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. В одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддерживания чистоты. Есть пчелы, которым предстоит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница постареет, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные лечат всяким зельем. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, на нее ждет неминуемая кара.

В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.

• Как вы поняли смысл этой притчи?

• Согласны ли вы с автором?

2. В чем мы все равны, хотя и разные.

Учитель. Помните, во время разговора в 5 классе о том, что такое счастье, мы говорили, что каждый человек - индивидуальность. Ведь каждый человек уникален и неповторим. Мы тогда вырезали снежинки за моим указаниям, и все они получились разными.

Работа с учебником.

Выполните задание 4 на странице 160.

Учитель. Почему все листы разные? (Каждый из нас - индивидуальность.) Для общества характерна социальная разнообразие. Равенство всех прав человека «без каких-либо разницы» провозглашает Всеобщая декларация прав человека, которая была принята. (в 1948 году).

Прочитайте на страницах 159-160 объяснение терминов, выпишите их в словарик и запомните.

Разнообразный - не такой, как другой, не похож на другого. Социальная разнообразие - признак общества, которое состоит из неодинаковых, не похожих друг на друга людей. Социальный - связанный с жизнью и отношениями людей в обществе, общественный, тот, что существует в обществе.

3. Чего требует от нас разнообразие жизни в гражданском обществе.

Работа с учебником.

В задании 5 на странице 161 прочитайте рассказ и ответьте на вопросы:

• Считали Алиса и Давид Ахмеда равным себе?

• Была нарушена справедливость в отношении Ахмеда в этой ситуации? Кто это сделал? Как вы относитесь к этой ситуации?

• Имеет ли место в вашем классе отношение к детям в зависимости от материального состояния их родителей? Справедливо ли это?

• Вспомните и назовите сказки, которые вы читали на уроках литературы и в которых справедливость побеждает. («Мудрая девушка», «О правде и кривде», «Госпожа Метелица».)

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

Учитель. Найдите на странице 161 учебника абзац, который может стать выводом из того, что было рассмотрено на уроке. (В современном демократическом обществе все люди равны в правах независимо от возраста,

пола, цвета кожи, внешнего вида, физических и духовных возможностей. Именно это является основой понимания справедливости. Все граждане демократического общества должны строить отношения между собой, зная и понимая свои права и одновременно уважая достоинство и права других. Каждый имеет права считать тех, кто его окружает, так же ценными, как собственные, и помнить «золотое» правило этики: не делайте другим того, чего себе не желаете!)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать параграф учебника (с. 157-162).

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Как понимают справедливость в современном демократическом обществе» (с. 65-67).