Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 27. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Цель урока: выяснить связь понятий цена, затраты, полезность', ознакомить с основными методами ценообразования: рыночное и нерыночное ценообразование; выявить, как действуют рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение; определить природу спроса и влияния ценовых и неценовых детерминантов; установить различия между изменением величины спроса и изменением спроса; определить природу предложения и влияния ценовых и неценовых детерминантов; установить различия между изменением величины предложения и изменением предложения.

Основные понятия: цена, спрос, величина спроса, кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса, предложение, величина предложения, кривая предложения, закон предложения, детерминанты предложения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 

III. Изучение нового материала

Лекция учителя

Содержание, понятия «цена» и основные методы ценообразования в Течение многих поколений ученые задумываются над вопросом: что же представляет собой цена, что лежит в ее основе, почему товары обмениваются на другие в определенных пропорциях? Попытка многих экономистов дать ответ на поставленные вопросы отражены в различных теориях стоимости и цены.

В толковании вопрос стоимости как основной категории политической экономии исторически сложились два течения:

• теории трудовой стоимости, издержек производства, трех факторов производства исходят из объективности стоимости и того, что ее источником является труд, затраченные на производство товара;

• теория предельной полезности, теория определения цены исходя из колебания спроса и предложения, согласно которым стоимость является субъективной категорией, что вытекает из полезности товара по сравнению с полезностью других благ.

Цена как важная составляющая рыночной экономики является эквивалентом обмена товаров. Цена является денежным выражением стоимости товара только в случае существования равновесия между спросом и предложением. Иногда колебания цен может быть обусловлена не стоимостью, а другими причинами. Через это универсальным определением цены следует считать такое: цена (price) - это денежная сумма, уплачиваемая за конкретный товар.

Существует много методов ценообразования, поэтому каждая фирма выбирает тот, который соответствует ее интересам. В рыночных условиях наиболее широко применяются методы, которые в своей основе опираются на затраты, спрос, конкуренцию.

Рыночная сделка, что предполагает договоренность о цене, происходит при условии, когда желание покупателей приобрести товар совпало с желанием продавцов его продать.

 

Экономическая природа рыночного спроса

Важнейшим субъектом рынка и рыночного механизма является потребитель. Потребитель - это субъект, который чувствует необходимость или какие-то нужды, то есть это носитель потребностей. Потребности потребителей оказываются в потребительском спросе на товары и услуги.

Спрос - общее понятие, в котором отражается физический объем потребностей людей в том или ином товаре или услуге, это естественная категория, выражающая их желания, потребности общества (рынка). Этот термин, а точнее его полный вариант - «платежеспособный спрос» - ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834).

Спрос (demand, D) - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое покупатели желают и могут купить в течение определенного промежутка времени по разным возможным ценам, ceteris paribus.

Наличие спроса предполагает:

• желание покупать продукт;

• способность приобретать продукт;

• обозначенный промежуток времени, в течение которого покупатель имеет желание и есть способен покупать продукт;

• неизменности всех других условий.

Величина спроса (Qd) - конкретное количество блага, которое потребитель хочет купить по конкретной цене.

Величина спроса - это платежеспособная потребность, это возможность потребителей приобрести товары или услуги.

Кривая спроса - кривая, каждая точка которой соответствует значению:

• величины спроса при соответствующем значении цены экономического блага;

• цены спроса за соответствующего значения количества экономического блага.

Количество потребителей положительно влияет на рыночный спрос. Через збільшеннія количества потребителей на рынке может быть выкуплен больший объем экономического блага каждого уровня цены. Согласно с этим утверждением и проводится построение отдельных индивидуальных кривых спроса для получения общей рыночной кривой спроса: за каждого возможного уровня цены необходимо сложить величины индивидуального спроса отдельных потребителей.

Для того чтобы подчеркнуть, что составлению подвергаются именно величины индивидуального спроса, существует правило о том, что «кривые спроса складываются по горизонтали», т.е. по оси Q. Именно поэтому суммарная кривая рыночного спроса в сравнении с индивидуальными кривыми имеет более наклонный вид. Составление кривых спроса следует выполнять, начиная с максимально возможного значения цены блага, постепенно переходя к минимальному, то есть нулевого. Это обусловлено тем, что цена спроса - максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за товар.

Потребительский спрос и его удовлетворение охватывают как производство, так и обращение благ. Следовательно, основным фактором, который определяет величину спроса, является цена. Между рыночной ценой товара и величиной спроса на этот товар существует обратная зависимость, которая называется законом спроса.

Закон спроса: при неизменности всех прочих условий снижение цены ведет к увеличению величины спроса, и наоборот - увеличение цены ведет к уменьшению величины спроса.

Следовательно, закон спроса означает, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены обусловливает соответствующий рост величины спроса и наоборот.

Эту зависимость можно объяснить действием следующих факторов:

1) цена - это барьер, который удерживает потребителей от покупки. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они покупают;

2) потребитель попадает под действие принципа убывающей предельной полезности, по которым потребление следующих единиц определенного продукта приносит все меньше и меньше удовольствия. Поэтому потребители будут покупать дополнительные единицы продукта лишь тогда, когда его цена снижается;

3) по более низкой цене у потребителя возникает стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичных более дорогих товаров, то есть действует эффект замещения (substitution effect);

4) снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, что позволяет ему покупать больше определенного продукта, чем раньше, и наоборот. В этом случае действует эффект дохода (income effect).

Закон спроса отражает наиболее типичную ситуацию взаимосвязи «спрос-цена». Но возможен ряд исключений, когда спрос реагирует на изменение цены необычно.

1. Эффект снобизма (эффект Веблена). Некоторые люди (богатые или желающих казаться таковыми) увеличивают покупки по мере роста цен, стремясь покупать самые дорогие вещи из соображений престижа.

2. Эффект замещения. Увеличение цены на какой-либо товар X заставляет потребителя искать ему замену в других товарах, удовлетворяющих ту же потребность, и если существует такой товар, спрос на этот заменитель (субститут) растет.

3. Парадокс Гиффена. В некоторых случаях рост цены на хлеб сопровождалось ростом его потребления, поскольку покупки более калорийных продуктов становятся им недоступны.

Спрос на товар (его объемы), а следовательно, и совокупность отношений экономической собственности между различными субъектами, зависит от многих факторов, прежде всего, от вида товара, его потребительной стоимости, соотношение между спросом и предложением на него, что фиксируется в цене. Цена является важнейшим фактором количества любого продукта, который покупают. Однако, на покупку продукта могут влиять и другие неценовые факторы.

Основными неценовыми факторами рыночного спроса являются:

• вкусы и предпочтения потребителей;

• количество потребителей на рынке;

• денежные доходы потребителей;

• цены на смежные товары;

• ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

Во время построения кривой спроса следует предположить, что другие факторы, определяющие величину спроса, являются постоянными. Когда любой из этих показателей меняется, то кривая спроса перемещается вправо или влево от исходного положения.

«Изменение спроса» нельзя путать с «изменением величины спроса». Изменение спроса выражается перемещением всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (уменьшение спроса). Изменение величины спроса означает перемещение из одной точки в другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена-количество продукта» к другой комбинации.

 

Экономическая природа рыночного предложения

В основе предложения лежит производство товаров, создание услуг усилиями производителей. Поэтому кроме потребителя важным субъектом рынка является создатель благ и услуг - производитель. Производителями выступают все юридические лица, имеющие статус предпринимателя независимо от размера предприятия, его формы собственности, характера организации труда и производства, результатов его творческой деятельности. Все эти юридические лица от малейшей мастерские с одним работником до крупнейших многоотраслевых национальных и транснациональных корпораций с сотнями тысяч работающих образуют единый субъект рынка - производителя.

Производитель, создавая блага и услуги, формирует предложение товаров на рынке.

Предложение (supply, S) - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и способен предоставлять для продажи на рынке в течение определенного промежутка времени по разным возможным ценам.

Величина предложения (QS) - это определенное количество товара, который фирма реализует по определенной цене.

Наличие предложения предусматривает:

• желание продать (произвести) продукт;

• способность продать (произвести) продукт;

• определенный промежуток времени, в течение которого продавец (производитель) имеет желание и есть способен продавать (производить) продукт;

• неизменности всех других условий.

Кривая предложения - кривая, каждая точка которой соответствует значению:

• величины предложения при соответствующем значении цены экономического блага;

• цены предложения при соответствующем значении количества экономического блага.

Количество производителей положительно влияет на рыночное предложение. За увеличение количества производителей на рынке может быть предложен больший объем экономического блага каждого уровня цены. Согласно с этим утверждением и производится сборка отдельных индивидуальных кривых предложения для получения общей рыночной кривой предложения: при каждом возможном уровне цены необходимо сложить величины индивидуальных предложений отдельных производителей. Так же как во время составления кривых спроса, составлению подвергаются именно величины индивидуальных предложений, то есть кривые предложения тоже «складываются по горизонтали». Поэтому суммарная кривая в сравнении с индивидуальными кривыми имеет более наклонный вид.

Построение кривых предложения следует выполнять, начиная с минимально возможного значения цены блага, постепенно переходя до больших значений. Это обусловлено тем, что цена предложения - это минимальная цена, по которой производитель готов поставлять товар на рынок.

Связь между ценой товара и его предложением объясняет закон предложения.

Закон предложения - с ростом цены возрастает величина предложения. С уменьшением цены величина предложения уменьшается.

Нужно различать предложение товаров и величину предложения. Предложение товаров - это физический объем произведенных товаров и услуг, это естественная категория, которая выражает производственные возможности производителей. Величина предложения - это предложение, оплачена платежеспособным спросом, это совокупность благ и услуг, купленных на рынке потребителем. В основе величины предложения также лежат цена товара и покупательная способность (бюджет) потребителей.

Кроме ценовых факторов на изменение предложения влияют и не - ценовые факторы. Важнейшими из них являются:

1) издержки производства, изменение цен на ресурсы;

2) цель фирмы, от которой в значительной степени будет зависеть уровень цен (если фирма стремится завоевать новые рынки сбыта, цены могут быть ниже);

3) наличие или отсутствие конкурентов на рынке, рост количества которых обусловливает увеличение предложения независимо от цен товаров;

4) уровень технологии (совершенная технология удешевляет производство);

5) уровень налогов (их повышение уменьшает возможность предприятий увеличивать производство);

6) цены на другие товары;

7) эффект ожидания.

 

Ситуационные упражнения

Наибольшего эффекта можно достичь, если в процесс объяснения включить самих учащихся. Для этого можно провести ситуационные упражнения по определению спроса и предложения на реальный товар.

Правила проведения ситуационного упражнения «Формируем спрос»

1. Ученикам раздаются конверты с условными деньгами. Важно, чтобы в каждом конверте было разное количество средств.

2. Попросить учащихся высказать свое желание или нежелание купить товар (это могут быть конфеты, открытки и т.д.).

3. Провести торги и оценить возможности школьников приобрести указанный товар.

4. Построить шкалу спроса, что определяет обратную зависимость между количеством купленного товара и цене. Эта зависимость будет еще нагляднее, если ее изобразить в виде графика - кривой спроса.

5. В дальнейшем можно продолжить упражнение, предложив ученикам тот же товар и по тем же ценам, но изменяя условия, при которых существует рынок (продемонстрировав влияние детерминантов спроса).

6. Для закрепления материала предложите учащимся проанализировать схему «Факторы и функция спроса».

Объясняя, что такое предложение, можно воспользоваться тем же приемом, что и во время объяснения понятия «спрос». Теперь нужно выявить количество желающих производить товар (например открытки, бумажные конверты, уборка классной комнаты и т.п.) разного уровня цен, определив предварительно, каковы затраты на производство единицы товара. Когда ученики научатся строить шкалу и кривую предложения, следует обсудить действие закона предложения, который устанавливает прямую зависимость между величиной предложения и ценой. Обосновывая справедливость действия закона предложения, подчеркните, что при определенном уровне производства затраты на производство начинают расти, следовательно, производитель будет наращивать объем, только если цены на его товар будут расти.

Для выяснения различий между понятиями «предложение» и «величина предложения» разберите с учащимися схему «Факторы и функция предложения».

 

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопросы для обсуждения

1. Чем отличаются понятия «спрос» и «потребность»?

2. Объясните, почему эффект ожидаемых цен создает иллюзию нарушения действия закона спроса.

3. Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в Украине?

4. Вы - богатый человек. Будете ли Вы отказываться от своих привычек, бурно реагировать на изменения цен изменениями объемов своих покупок? Какой будет кривая спроса населения с высоким уровнем дохода?

5. Можно ли считать, что блага Гиффена всегда есть благами низшего потребительской ценности?

Упражнение № 1

В каких случаях термин «спрос» должен быть заменен на термин «величина спроса»?

1. В результате снижения цен на земельные участки спрос на них увеличился.

2. Потребительские доходы возрастают, и спрос на ювелирные изделия увеличивается.

3. В результате повышения стоимости стрижки волос спрос на услуги парикмахеров упал.

4. Цена на белый хлеб выросла, и из-за этого вырос спрос на черный хлеб.

5. В результате снижения цен на цветы спрос на них увеличился.

6. Потребительские доходы возрастают, и спрос на автомобили увеличивается.

7. В результате роста цен холодильников спрос на них уменьшился.

8. Цена на масло выросла, и из-за этого вырос спрос на маргарин.

Упражнение № 2

В любом случае термин «предложение» должен быть заменен термином «величина предложения».

1. Снижение цены на кукурузу увеличивает ежемесячную предложение пшеницы на рынке сельхозпродукции.

2. В результате снижения издержек производства автомобилей их предложение на рынке резко возросла.

3. Увеличение налога на торговлю спиртными напитками привело к сокращению их предложения в магазинах.

4. Вследствие снижения розничных цен на апельсины их предложение на рынке сократилось.

5. Сокращение спроса на лимонад в связи с холодной погодой снизило его предложение.

6. Снижение себестоимости привело к увеличению предложения.

7. Рост доходов быстро привело к росту предложения.

8. Дотации производителю увеличивают предложение.

9. Дотации потребителю увеличивают предложение.

 

V. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Подготовить «Экономическую шпаргалку» (словарик терминов, подсказки к теме).

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

Концепция рыночного равновесия

 

 

Приложение 3

Суть рыночного спроса

 

 

Приложение 4

Факторы и функция спроса

 

 

Приложение 5

Кривая спроса - убывающая

Таблица индивидуального и рыночного спроса

 

Цена единицы продукта

Спрос первого покупателя

Спрос второго покупателя

Спрос третьего покупателя

Рыночный спрос (b + с + d)

a

b

с

d

е

1

10

11

17

38

2

8

9

14

31

3

6

7

11

24

4

4

5

8

17

5

2

3

5

10

 

Приложение 6

Пример кривых рыночного спроса

 

 

Приложение 7

Суть рыночного предложения

 

 

Приложение 8

Факторы и функция предложения

 

 

Приложение 9

Кривая предложения - восходящая

 

 

Приложение 10

Таблица индивидуального и рыночного предложения

 

Цена единицы продукта

(гр.)

Предложение первого продавца

Предложение второго продавца

Предложение третьего продавца

Рыночное предложение

(b + с + d)

а

b

с

d

e

1

2

3

5

10

2

4

5

8

17

3

6

7

11

24

4

8

9

14

31

5

10

11

17

38

 

Пример кривых предложения