География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ III

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 1. Литосфера

 

Урок 27. Основные формы рельефа Земли. Горы

 

Цель: сформировать у учащихся понятие «горы», «равнины», объяснить разнообразие форм рельефа на суше; научить определять по карте положения и высоты гор и равнин, наносить и надписывать на контурной карте названия гор; воспитывать любовь к Земле.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебник, контурные карты, фотографии, рисунки, таблица «Виды земной поверхности».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Работа с карточками «Литосфера».

Карту получает каждый ученик, вопрос о внутрішної строения Земли, горных пород, внутренних сил Земли, например:

№ 1

• Из каких оболочек состоит Земля?

• В каких районах земного шара происходит больше всего землетрясений?

• На какие группы делятся горные породы?

№ 2

• Почему возникают землетрясения?

• Для чего люди пытаются проникнуть в глубины Земли?

• Почему с глубиной температура горных пород повышается?

2. Взаємоопитування по теме «Внешние силы Земли».

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Сегодня мы будем изучать, какие формы рельефа образовались в результате действия внутренних и внешних процессов. Если представить поверхность планеты без океанических вод, то на ней четко обнаруживаются наибольшие неровности: материки и океанические впадины. При этом и на материках, и на океаническом ложе будут четко выделяться основные формы рельефа - горы и равнины.

 

IV. Изучение нового материала

Беседа (с демонстрацией рисунков, фотографий)

• Что такое рельеф?

• Назвать планетарные формы рельефа.

• Назвать основные формы рельефа.

• Что такое равнина? гора?

Разнообразие рельефа объясняется тем, что земная кора постоянно перемещается. В одних частях она сминается в складки, в других разламывается, опускается и поднимается.

Вопрос. Какие силы это обуславливают?

Внешние силы направлены на разрушение повышенных участков и заполнения продуктами разрушения углублений.

Горы и равнины суши различают:

а) по высоте над уровнем моря;

б) способу образования и возрасту;

в) внешним видом.

Горы занимают около 40 °% суши. В природе одиночные горы расположены редко. Чаще всего встречаются горы, расположены в ряд по несколько десятков или сотен километров - горные хребты.

Работа со словарем. Самая высокая часть хребта - гребень. Понижение между двумя горными хребтами - горная долина. Высокие части гор - вершины, острые вершины - пики. Скопление гор - горная страна.

Отдельные горы простираются на тысячи километров, например Анды, Кордильеры, Гималаи, Кавказ.

По абсолютной высоте горы бывают:

1) низкие (до 1 км);

2) средневысотные (от 1 до 2 км);

3) высокие (более 2 км).

Беседа

• Как на карте обозначают горы?

• Можно ли с помощью карты определить, к какой группе по высоте относятся горы?

Задача

1. Определить высоту гор: Крымских, Уральских, Карпат, Памира, Гималаев.

2. Определить координаты высочайших высот этих гор: Роман-Кош (Крымские) (44° 30’ с. ш., 34° 10’ в. д.) ; Народная (Урал) (65° с. ш., 60° в. д.); Говерла (Украинские Карпаты) (48° 10’ с. ш., 24° 30’ в. д.); Эверест (Гималаи) (29° с. ш., 86° в. д.); Пик Коммунизма (Памир) (39° с. ш., 72° в. д.).

3. Нанести названы горы на контурную карту.

Это интересно.

• Гора Эверест названа в честь руководителя индийской топографической службы англичанина Джорджа Эвереста. Второе название горы - Джо - молунґма, переводится как «Богиня - мать мира», или «Мать богов Земли».

 

 

До молодых гор относят: Альпы, Анды, Кордильеры.

До старых гор относят: Уральские, Аппалачи, Скандинавские.

Задачи. Нанести на контурную карту названы горы.

Это интересно

• «Крышей Америки» и всего западного полушария считают гору Аконкагуа высотой 6960 м.

• На 2,5 тыс. км протянулась с запада на восток гряды Гималаев. Территория такая большая, что на ней могли бы почти целиком разместиться Франция, Швейцария и Австрия. В 1953 году житель Непала Норґей Тенцинґ и гражданин Новой Зеландии Эдмунд Хиллари покорили Джомолунґму.

 

 

Складчатые горы представляют собой толщи горных пород, смятые в складки различной величины, крутизны и высоты. К складчатых гор относятся: Карпаты, Кавказ, Гималаи. Складчатые горы - молодые, они образовались в течение последних 25 млн. лет.

Со временем горные складки теряют пластичность. И когда в таких складчатых горах вновь происходят гороутворювальні процессы, толще горных пород раскалываются на глыбы. Так образуются складчато-глыбовые горы.

На земной поверхности чаще всего встречаются складчато-глыбовые горы, где складчатые массивы соседствуют с горстами, сбросами, грабенами. Складчато-бриловими горами являются: Алтай, Тянь-Шань, Уральские.

 

 

Задачи. Нанести на контурную карту названы горы.

Сохранение природы гор - необходимое условие экологического равновесия. 2002 год в соответствии с программой ООН по окружающей среды прошел под девизом «Все мы - люди гор».

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

1. Начертите схему строение горы и подпишите ее части.

2. Показать горы на карте: Карпаты, Крымские горы, Альпы, Гималаи, Анды, Кордильеры.

3. Совместите названия гор с их высотой.

а) Анды;

б) Карпаты;

в) Скандинавские;

г) Гималаи;

д) Крымские горы.

1) Высокие;

2) средние;

3) низкие.

4. Описать горы по плану: географическое положение, границы, вершины, их координаты.

5. Какое значение гор в жизни человека?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике.