И СЕМЕСТР
РАЗДЕЛ III
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 1. Литосфера
Урок 27. Основные формы рельефа Земли. Горы
Цель: сформировать у учащихся понятие «горы», «равнины», объяснить разнообразие форм рельефа на суше; научить определять по карте положения и высоты гор и равнин, наносить и надписывать на контурной карте названия гор; воспитывать любовь к Земле.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебник, контурные карты, фотографии, рисунки, таблица «Виды земной поверхности».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
1. Работа с карточками «Литосфера».
Карту получает каждый ученик, вопрос о внутрішної строения Земли, горных пород, внутренних сил Земли, например:
№ 1
• Из каких оболочек состоит Земля?
• В каких районах земного шара происходит больше всего землетрясений?
• На какие группы делятся горные породы?
№ 2
• Почему возникают землетрясения?
• Для чего люди пытаются проникнуть в глубины Земли?
• Почему с глубиной температура горных пород повышается?
2. Взаємоопитування по теме «Внешние силы Земли».
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Сегодня мы будем изучать, какие формы рельефа образовались в результате действия внутренних и внешних процессов. Если представить поверхность планеты без океанических вод, то на ней четко обнаруживаются наибольшие неровности: материки и океанические впадины. При этом и на материках, и на океаническом ложе будут четко выделяться основные формы рельефа - горы и равнины.
IV. Изучение нового материала
Беседа (с демонстрацией рисунков, фотографий)
• Что такое рельеф?
• Назвать планетарные формы рельефа.
• Назвать основные формы рельефа.
• Что такое равнина? гора?
Разнообразие рельефа объясняется тем, что земная кора постоянно перемещается. В одних частях она сминается в складки, в других разламывается, опускается и поднимается.
Вопрос. Какие силы это обуславливают?
Внешние силы направлены на разрушение повышенных участков и заполнения продуктами разрушения углублений.
Горы и равнины суши различают:
а) по высоте над уровнем моря;
б) способу образования и возрасту;
в) внешним видом.
Горы занимают около 40 °% суши. В природе одиночные горы расположены редко. Чаще всего встречаются горы, расположены в ряд по несколько десятков или сотен километров - горные хребты.
Работа со словарем. Самая высокая часть хребта - гребень. Понижение между двумя горными хребтами - горная долина. Высокие части гор - вершины, острые вершины - пики. Скопление гор - горная страна.
Отдельные горы простираются на тысячи километров, например Анды, Кордильеры, Гималаи, Кавказ.
По абсолютной высоте горы бывают:
1) низкие (до 1 км);
2) средневысотные (от 1 до 2 км);
3) высокие (более 2 км).
Беседа
• Как на карте обозначают горы?
• Можно ли с помощью карты определить, к какой группе по высоте относятся горы?
Задача
1. Определить высоту гор: Крымских, Уральских, Карпат, Памира, Гималаев.
2. Определить координаты высочайших высот этих гор: Роман-Кош (Крымские) (44° 30’ с. ш., 34° 10’ в. д.) ; Народная (Урал) (65° с. ш., 60° в. д.); Говерла (Украинские Карпаты) (48° 10’ с. ш., 24° 30’ в. д.); Эверест (Гималаи) (29° с. ш., 86° в. д.); Пик Коммунизма (Памир) (39° с. ш., 72° в. д.).
3. Нанести названы горы на контурную карту.
Это интересно.
• Гора Эверест названа в честь руководителя индийской топографической службы англичанина Джорджа Эвереста. Второе название горы - Джо - молунґма, переводится как «Богиня - мать мира», или «Мать богов Земли».
До молодых гор относят: Альпы, Анды, Кордильеры.
До старых гор относят: Уральские, Аппалачи, Скандинавские.
Задачи. Нанести на контурную карту названы горы.
Это интересно
• «Крышей Америки» и всего западного полушария считают гору Аконкагуа высотой 6960 м.
• На 2,5 тыс. км протянулась с запада на восток гряды Гималаев. Территория такая большая, что на ней могли бы почти целиком разместиться Франция, Швейцария и Австрия. В 1953 году житель Непала Норґей Тенцинґ и гражданин Новой Зеландии Эдмунд Хиллари покорили Джомолунґму.
Складчатые горы представляют собой толщи горных пород, смятые в складки различной величины, крутизны и высоты. К складчатых гор относятся: Карпаты, Кавказ, Гималаи. Складчатые горы - молодые, они образовались в течение последних 25 млн. лет.
Со временем горные складки теряют пластичность. И когда в таких складчатых горах вновь происходят гороутворювальні процессы, толще горных пород раскалываются на глыбы. Так образуются складчато-глыбовые горы.
На земной поверхности чаще всего встречаются складчато-глыбовые горы, где складчатые массивы соседствуют с горстами, сбросами, грабенами. Складчато-бриловими горами являются: Алтай, Тянь-Шань, Уральские.
Задачи. Нанести на контурную карту названы горы.
Сохранение природы гор - необходимое условие экологического равновесия. 2002 год в соответствии с программой ООН по окружающей среды прошел под девизом «Все мы - люди гор».
V. Закрепление новых знаний, умений, навыков
1. Начертите схему строение горы и подпишите ее части.
2. Показать горы на карте: Карпаты, Крымские горы, Альпы, Гималаи, Анды, Кордильеры.
3. Совместите названия гор с их высотой.
а) Анды;
б) Карпаты;
в) Скандинавские;
г) Гималаи;
д) Крымские горы.
1) Высокие;
2) средние;
3) низкие.
4. Описать горы по плану: географическое положение, границы, вершины, их координаты.
5. Какое значение гор в жизни человека?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать соответствующий параграф в учебнике.