География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ III

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 1. Литосфера

 

Урок 26. Внешние силы Земли

 

Цель: ознакомить учащихся с внешними процессами, влияющими на земную кору; формировать у учащихся научный взгляд на литосферу; воспитывать чувство бережного хозяина и охранника природы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, атласы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Игра «разорви цепи» (учащиеся последовательно отвечают один за одним).

1. Что понимают под внутренними силами Земли?

2. Как называются блоки, из которых состоит литосфера?

3. С какой скоростью движутся литосферные плиты?

4. Которые происходят движения литосферных плит относительно друг друга?

5. Что представляет собой медленное вертикальное движение литосферы?

6. Что происходит, когда плиты двигаются навстречу друг другу?

7. Что является причиной землетрясений?

8. Что такое гипоцентр?

9. Что такое эпицентр?

10. В чем измеряется сила землетрясений?

11. Как часто на Земле происходят землетрясения?

12. Где чаще всего бывают землетрясения?

13. В каких районах Украины возможны землетрясения?

14. Что такое цунами?

15. Как называется прибор, который фиксирует землетрясение?

16. Что такое магматизм?

17. Какие виды магматизма вы знаете?

18. Что такое лава?

19. Что такое жерло вулкана?

20. Какие вулканы называются потухшими?

21. Назвать самый высокий действующий вулкан.

22. Что такое гейзер?

23. Кто выдвинул гипотезу дрейфа материков?

24. Назвать крупнейшие литосферные плиты.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Сегодня мы познакомимся с внешними силами Земли и с тем, каким образом они действуют - созидательно или разрушительно.

 

ИV. Изучение нового материала

Внешние процессы обусловлены такими явлениями и процессами, как ветер, смена температур, текучая вода (постоянные и временные потоки), ледники, морской прибой, жизнедеятельность растений и животных.

Работа со словарем. Выветривание - это разрушение и изменение горных пород под воздействием колебаний температуры воздуха, влаги и живых организмов.

 

 

Задание (работа в группах). Подготовить и доложить информацию о один вид выветривания.

Тест

И-й вариант

 

II-й вариант

1

физическое выветривание

4

2

химическое выветривание

5

3

органическое выветривание

1

Какое выветривание происходит:

1) Под действием водных растворов?

2) Вследствие резкого колебания температуры воздуха?

3) В процессе взаимодействия горных пород с воздухом и различными растворами?

4) Под действием бактерий, простейших, грибков, лишайников, другой растительности и животных?

5) Без изменений в составе горных пород и минералов?

6) С изменением минерального состава горных пород и минералов?

Ответы: i-й вариант- 2, 1, 2, 3, 1, 2. II-й вариант- 5, 4, 5, 1, 4, 5.

Текучие воды, временные и постоянные, разрушают горные породы, переносят их, накапливают в других местах. Временные потоки образуют овраги, речные долины и равнинные участки суши в нижней части течения.

Овраги уничтожают плодородные земли, мешают строительству. Со временем эрозия ослабляется, яр стареет и превращается в балку.

Часть воды после дождя просачивается в почву и в верхние слои земной коры и уже там, под землей, продолжает свою работу. Подземные текучие воды вымывают или растворяют отдельные горные породы. При этом под землей образуются пустоты-пещеры.

Это подземное царство состоит из каскада зал, различных по площади и высотой, которые соединяются узкими, а иногда низкими коридорами. Пещеры украшены разнообразными кристаллами, похожими на цветы, а также сталактитами и сталагмитами, сталагнатами. Сталактиты есть натечными минеральными образованиями, напоминающими ледяные сосульки, которые свисают с потолка (греч. то, что натик по капле), или столбы, которые растут из пола сталагмиты. Иногда сосульки срастаются со столбами и образуют колонны - сталагнаты. Кристаллы и натечные формы могут быть разного цвета, который зависит от веществ, растворенных водой.

Ветер переносит мелкие частицы горных пород, образуя солови формы поверхности (Эол - бог ветра). На песчаных побережьях водоемов, в пустыне - дюны и барханы. Надвітряний их склон пологий, подветренную - крутой. Они все время двигаются, хотя заметить это трудно.

Высота пасом из песка достигает в среднем до 70 метров, высокие песчаные гряды - 200-300 г - случаются в самой большой пустыне мира Сахаре. На Атлантическом побережье Франции образовались дюны, являющиеся крупнейшими в Европе. Их высота почти 90 м.

На земном шаре существует огромная масса льда, которая превышает массу воды всех рек, озер, болот. Ледники не только выпахивают, но и шлифуют горные породы, превращая выступления скалы на шатроподібні бугры. Весь разрушен обломочный материал - валуны, песок, глину - ледник переносит и откладывает в виде холмов длинных валов, напоминающие железнодорожные насыпи.

Разрушительную работу моря обеспечивают удары волн о берега. В результате в березе образуются ниши, пляжи; иногда вдоль берега намываются узкие косы.

Задачи. По физической карте Украины назвать косы вдоль побережья Азовского моря.

К форм рельефа, созданных руками людей, относят шахты, терриконы, карьеры, искусственные куполообразные холмы-курганы в местах древних захоронений, современные подземные переходы, мосты, насыпи, каналы. По подсчетам ученых площадь пустынь, возникшие вследствие деятельности человека, составляет 9 млн. км2. Еще 19 % суши находится на грани спустелення, что угрожает более чем 100 странам мира.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Найти пару

 

Формы поверхности

Внешняя сила

1

Овраги

А. Выветривание

2

Балки

Б. Работа ледников

3

Дюны

В. Работа ветра

4

Барханы

Г. Работа текучих вод

5

Растрескавшиеся глинистые пустыни

Д. Работа подземных вод

6

Терриконы

Есть. Работа человека

7

Пляжи

Ж. Работа морей

8

Валы

 

9

Каменные осыпи

 

10

Котлованы

 

11

Пещеры

 

12

Карьеры

 

 

Ответы: 1 - Г, 2 - Г, 3 - В, 4 - В, 5 - А, 6 - Е, 7 - Ж, 8 - Б, 9 - А, 10-Е, 11 - Д, 12 - Е.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике.