География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ III

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 1. Литосфера

 

Урок 28. Равнины

 

Цель: ввести понятие «равнина»; показать различие равнин по высоте, познакомить с размещением равнин, их изображением на карте; научить учащихся описывать равнины по плану с использованием физических карт; продолжить работу по определению координат географических объектов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебник, рисунки, фотографии, таблица «Виды земной поверхности».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений

Тест

И-й вариант

 

II-й вариант

1

Горы: Уральские

5

2

Крымские

4

3

Памир

1

4

Кавказ

2

5

Джомолунґма

3

6

Аконкагуа

8

7

Мак-Кинли

6

1) Простирались от Черного до Каспийского моря.

2) Старые горы.

3) Называются кладовой полезных ископаемых.

4) Называются крышей мира.

5) Восточный склон гор является естественной границей Европы и Азии.

6) Наименее протяженная из перечисленных горных систем.

7) самая Высокая вершина гор - пик Коммунизма.

8) самая Высокая вершина имеет высоту 5 642 м.

9) самая Высокая вершина земного шара.

10) самая Высокая точка Северной Америки.

11) самая Высокая вершина в Андах.

12) Впервые покорена в 1953 году.

13) Имеет высоту 8 848 м.

Ответы: i-й вариант: 4, 1, 1, 3, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 6, 5, 5. II-й вариант: 2, 5, 5, 1, 5, 4, 1, 2, 3, 6, 7, 3, 3.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Рельеф является следствием влияния различных внутренних и внешних процессов. На протяжении истории развития Земли ее рельеф менялся. Эти изменения продолжаются и сейчас. Большую часть поверхности суши занимают равнины. На уроке мы выясним, какие участки называют равнинами, как они обозначаются на картах, научимся описывать равнины по плану.

 

ИV. Изучение нового материала

Если на равнине нет значительных повышений или понижений, то ее называют плоской. На плоской поверхности нет заметных подъемов, далеко видно линию горизонта, медленно, еле заметно течет вода в реках. Примером может служить западно-сибирская равнина.

Но больше холмистых равнин. Их рельеф более разнообразен: одиночные холмы или группы холмов, овраги, понижения с озерами, широкие речные долины (Восточноевропейская).

В природе часто сочетаются участки плоских и холмистых равнин.

Задачи. Определите, в каком описании рассказ о плоскую, а в каком о холмистую равнину.

1. Дом стоял на возвышенности, и из окна открывался великолепный вид на широкую равнину. Впереди под горкой отливала серебром река, а за ней на небольшом холме виднелось село в окружении рощи. Справа отчетливо выделялись на горизонте два села - одно за другим. От них шел большой пологий спуск к реке. Слева погружались вдаль бугорки, поросшие лесом.

2. Перед глазами путников розстелялася широкая, безграничная равнина, перехваченная грядой холмов. Тиснучись и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловом долине: едешь-едешь и никак не подберешь, где она начинается и где кончается. Солнце уже выглянуло и тихо, без суеты, взялось за свою работу. Сначала далеко впереди поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы, и вдруг вся равнина сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и заблискотіла росой.

Вопрос. Какими породами сложены равнины? Как они залегают?

Место, где можно увидеть, из каких пород состоит равнина, называется обнажением. Породы, из которых состоят равнины, широко используются человеком.

Вопрос. Как на физических картах показывают равнины?

Равнины имеют разную абсолютную высоту:

1) до 200 м - низменности;

2) 200-500 м - возвышенности;

3) свыше 500 м - плоскогорье.

Работа с картой

Некоторые низменности, лежащие ниже уровня моря (Прикаспийская).

Низменности: Амазонская, Приднепровская, Причерноморская.

Возвышенности: Волынская, Приднепровская, Среднерусская.

Плоскогорья: Аравийское, Среднесибирское.

За образованием различают равнины первичные и вторичные. Первичные образовались в результате поднятия участков морского дна. Примером таких равнин может быть Причерноморская, западно-сибирская низменности (показ по карте и нанесение на контурную карту).

Есть равнины, образованные на месте гор, которые исчезли миллионы лет назад. Это Восточноевропейская равнина, Казахский мелкосопочник. Некоторые равнины образовались наносами рек - Амазонская, Месопотамская, Индо-Гангская низменности. Это вторичные равнины.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

1. Определить координаты городов расположенных на равнинах: Киев, Дели.

2. Определить протяженность Западносибирской равнины с севера на юг по 80° в. д. и с запада на восток по 60° с. ш.

3. Описать по плану равнину: на каком материке размещена; между какими параллелями размещена; вытянутость с запада на восток; географические объекты на границе равнины; примерная площадь; тип равнины; средние высоты; максимальная высота, ее координаты.

4. Закончить предложение:

1) равнины, абсолютная высота которых не превышает 200 м, называются.

2) Месопотамская низменность образовалась в результате...

3) плоскогорье Декан образовалось в результате.

4) равнины, абсолютная высота которых от 200 до 500 м, называются.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике.