География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 31 (вариант Б)

Тема. ЮЖНАЯ АМЕРИКА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ МАТЕРИКА

 

Цель: дать учащимся знания о общие сведения, особенности географического положения Южной Америки; познакомить с историей исследования и освоения материка; углубить практические навыки учащихся самостоятельно характеризовать географическое положение материка, определять географические координаты крайних точек, измерять расстояния на карте, воспитывать интерес к изучению данной темы и курса географии.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, картинки природы материка, портреты исследователей материка, атласы, контурные карты, учебник.

Опорные и базовые понятия: материк, часть света, географическое положение; полушария, меридианы, параллели, Гондвана, части Мирового океана; составляющие береговой линии, площадь материка, экватор, нулевой меридиан, крайние точки, исследователи.

Географическая номенклатура: мысы: Ґальїнас, Фроуерд, Кабу-Бранку, Париньяс, Горн; Карибским море; залив Ла-Плата; проливы: Маґелланова, Дрейка; острова: Огненная Земля, Фолклендские.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Учитель проверяет наличие у учащихся на партах необходимого для урока оборудования. Определяет вместе с учащимися цели и задачи урока.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Прием «Блицопрос»

• Назовите материки, которые мы с вами изучили. Покажите их на карте.

• По какому плану изучают материк?

• Что вам известно об открытии Америки?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель. Эти земли названы в честь итальянского мореплавателя Амеріґо Веспуччи, который выдвинул и обосновал мысль о существовании Нового Света. Когда этим материком заблудились герои книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта», а мы с вами название этого материка связываем со словами «футбол», «карнавал». Это материк тропических широт. Это - самый влажный на Земле материк. Здесь рядом с самой большой низменностью мира протянулся самый длинный горный цепь. Самые высокие на Земле вулкан и водопад, полноводная река, наименьший птица и найкровожерливіша рыба заинтересуют любого, поэтому на сегодняшнем уроке мы начнем знакомство, как вы уже догадались, с материком Южная Америка.

Прием «Географическая мозаика»

• Расстояние какой-либо точки земной поверхности от начального... (нулевого) меридиана, выраженная в градусах... (Географическая долгота)

• Расстояние какой-либо точки земной поверхности от экватора, выраженное в градусах... (Географическая широта)

• Географическая широта и географическая долгота любой точки земной поверхности составляют... (Географические координаты)

• Видимая часть земной поверхности на открытой местности... (Горизонт)

• Линии на планах и картах, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой... (Горизонтали)

• Сетка географической карты или глобуса, образованная пересечением параллелей и меридианов... (Градусная)

• Условные линии на глобусе и карте, которые соединяют полюса... (Меридианы)

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Географический практикум»

Задачи. С помощью карт атласа и справочника ученика самостоятельно составьте характеристику географического положения материка, определив при этом координаты крайних точек.

2. Прием «Географическая лаборатория»

• Нанести на контурную карту названия географических объектов, которые встречались при составлении характеристики географического положения.

• Рассчитайте протяженность материка по параллелью 10° ю. ш., протяженность по меридиану 70° з. д. Работа с текстом параграфа.

3. Прием «Творческая лаборатория»

Заполнить таблицу «Открытия и исследования Южной Америки».

 

Время исследования

Исследователи

Результаты исследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка выполненной работы.

 

V. Закрепление изученного материала

1. Прием «Экспресс-тест»

1). История открытия и освоения материка Южная Америка повлияла прежде всего на:

а) культуру и образ жизни людей;

б) язык и религию народа;

в) этнические особенности;

г) все названные особенности.

2). Относительно экватора северная Америка расположена в полушариях Земли:

а) западной; б) южной; в) северной; г) восточной.

3). Европеец, который принимал участие в нескольких экспедициях (1499-1504 гг.) к берегам Южной Америки:

а) О. Гумбольдт; б) А. Веспуччи; в) Х. Колумб.

4). Площадь материка Южной Америки с прилегающими островами:

а) 30,3 млн. км2; б) 13,8 млн. км2; в) 20,2 млн. км2; г) 18,3 млн. км2.

5). Канал, который отделяет Южную Америку от Северной Америки:

а) Суэцкий; б) Панамский; в) Американский.

6). Открытая Х. Колумбом новая часть мира была названа в честь:

а) Христофор Колумб; б) Амеріґо Веспуччи; в) испанской королевы Изабеллы.

 

2. Прием «Верю - не верю»

• Материк Южная Америка - самый маленький из материков Земли. (Не верю)

• Материк омывается двумя океанами. (Верю)

• На материке находится самый высокий водопад и полноводная река. (Верю)

• На материке нет высоких гор. (Не верю)

• Америку открыл Амеріґо Веспуччи. (Не верю)

 

VИ. Итог урока

Прием «Делаю вывод»

• Материк лежит полностью в Западном полушарии.

• Экватор пересекает северную часть материка; узкий Панамский перешеек соединяет Южную Америку с Северной.

• Первыми европейцами, которые появились в Южной Америке, были портуґальці и испанцы, которые позже превратили материк на колонию.

• Значительный вклад в исследование материка внесли О. Гумбольдт, Ч. Дарвин, М. Вавилов.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий текст учебника.

• Составить мини-сочинение «Путешествие в Америку».

• Подготовить дополнительный материал к следующему уроку.

 

Дополнительный материал к уроку

• Имя Христофора Колумба с испанского языка переводится как «колонист, который несет крест».

• Первым, кто распространил название «Америка», был фламандский картограф Ґерард Меркатор. На карте, которая была составлена в 1538 г., он подписал на южном материке «Южная часть Америки», на северном - «Северная часть Америки».

• Автором одной из самых интересных карт Америки был Леонардо да Винчи. На его карте, которая была составлена 1515 г., изображены не два, а один Американский материк - южный. Он простирается с севера на юг, а с запада на восток. Над этим материком изображены два острова - Куба и Изабелла. На западном краю - большой остров с надписью «Земля Флорида». Азия отделена от Америки широким водным пространством. На половине пути от Азии до Америки расположен остров Зіпунга, то есть Япония.

• Название «Огненная Земля» появилась по предложению мореплавателей, которые впервые под руководством Магеллана проплывали возле этого острова. На нем было много огней, которые зажигали туземцы. Отсюда и пошло название.

• Понятие «Антильские» происходят от слова «анти» - против, расположенные напротив материка. Карибским море названо в честь местных жителей карибов.

Мировые рекорды Южной Америки

• Самый длинный горная цепь - Анды, 9000 км.

• Самое засушливое место - Пустыня Атакама, Чили; среднегодовой уровень осадков менее 0,1 мм.

• Самый высокий водопад - Анхель, Венесуэла, 1054 м.

• Самое высокогорное судоходное озеро - Титикака, 3810 м.

• Полноводнее в мире река - Амазонка, каждую секунду в Атлантический океан она выливает 220 000 м3 воды.

• Самый большой речной бассейн - бассейн Амазонки, 7 045 000 км2.

Рекорды континента

• Самая высокая гора - Аконкагуа 6959 м.

• Самая низкая точка - полуостров Вальдес, 40 м ниже уровня моря.

• Самое крупное озеро - Титикака, Перу - Боливия, 8248 км2.

• Самая длинная река - Амазонка, 6400 км.

• Самая большая по площади страна - Бразилия, 8512 тыс. км2.

• Самая большая по населению страна - Бразилия, 172 млн. чел.