Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

 

УРОК № 27

 

Тема. Значение и охрана членистоногих.

Цель: ознакомить учащихся со значением и особенностями охраны членистоногих.Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать значение членистоногих и особенности их охраны.

Базовые понятия и термины: членистоногие, значение членистоногих, охрана членистоногих.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

 

И. Организационный этап

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Или нужно охранять насекомых?

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Значение членистоногих

Наиболее многочисленным классом среди членистоногих есть класс Насекомые. Насекомые, при их разнообразии и огромном численности, играют важную роль в природе и жизни человека. Они являются опылителями растений, истребителями вредных представителей этого класса, санитарами. Некоторые полезные насекомые - пчелы, шелкопряды - одомашненные человеком.

Насекомые наносят большой вред. В зависимости от объекта нападения вредных насекомых разделяют на несколько групп: вредители поля, сада, огорода, амбарные вредители, переносчики болезней.

С целью защиты растений от насекомых применяют различные способы борьбы с ними. Широко применяется сбор насекомых с помощью ловчих канав,колец, бредней, комахоуловлювачів. Кроме того, борьба ведется и химическим методом, при котором на насекомых влияют ядом. Но использование химических веществ приводит к отравление почвы, воды, уничтожение наряду с вредными насекомыми и полезных насекомых. Поэтому в последнее время получил признание биологический способ борьбы, при котором человек использует естественных врагов насекомых: насекомоядных птиц, насекомых-хищников (жужелиць, божьих коровок и др.). Искусственно разводят наездника-трихограмму для борьбы с яблонной плодожоркой.

Среди насекомых, вредящих непосредственно самому человеку, особенно обратили на себя внимание те, которые являются распространителями болезней, например, некоторые комары, вызывающие своим укусом заражения малярией.

Следовательно, роль насекомых в природе чрезвычайно разнообразна. Они участвуют в кругообороте веществ, потому что используют самые разнообразные источники пищи (от живой растения и тела других животных остатков, которые раскладываются, растительного и животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в ґрунтоутворювальному процессе. Значительна их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчелы, шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных - млекопитающих, птиц и рыб. Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред насекомые наносят как переносчики возбудителей ряда заболеваний, кровососы и т.д.

2. Охрана членистоногих

Хозяйственная деятельность человека влияет на насекомых по-разному. Одни из них, приспосабливаясь к развития на культурных растениях и сорняках, как, например, огородные белянки - капустный, рипный, становятся массовыми и зачастую вредят. Другие, наоборот, сокращают свое количество в местах поселения человека. Аполлон, например, был еще недавно довольно обычным мотыльком, а потом оказался червонокнижником.

Уменьшение численности и исчезновения насекомых связано прежде всего с уничтожением или изменением их естественных мест обитания. Особенно это касается тех видов, которые узко приспособлены к жизни в определенных условиях (например, насекомые пустыни) или привязаны в своем развитии до какого - либо одного вида растения; значительную роль, в частности в горных районах, может сыграть чрезмерный выпас скота: поедание и вытаптывание ими кормовых растений насекомых.

Наиболее редкие виды насекомых, что сокращают свою численность, заносятся в Красную книгу Украины. Это является юридическим основанием для их охраны: в частности, запрещается вылов этих видов в природе. Некоторые виды охраняются в тех заповедниках, на территории которых они живут; для охраны других возможна организация заказников с целью сохранения всего комплекса природных условий в местах их обитания.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники читают текст учебника на с. 110-112 и отвечают на вопросы 1-5 на с. 112.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 38-39].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики выполняют задания рубрики «Готовимся к тематическому оцениванию»

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 112, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 27, ознакомиться с рубрикой «Энциклопедическая вставка» на с. 114, 115, прочитать выводы на с. 116.

Пользуясь тетрадью [2], подготовиться к лабораторной работы № 8 «Изучение внешней строения и способа движения брюхоногих моллюсков (на примере аквариумных видов).

В тетради [3, с. 38-39] выполнить задание.