ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
УРОК № 27
Тема.
Значение и охрана членистоногих.
Цель:
ознакомить учащихся со значением и особенностями охраны
членистоногих.Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3],
фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать значение членистоногих
и особенности их охраны.
Базовые
понятия и термины: членистоногие, значение членистоногих,
охрана членистоногих.
Тип
урока: комбинированный.
Ход урока
И.
Организационный этап
II.Актуалізація опорных знаний и мотивация
учебной деятельности
Обсуждение
вопрос
Или
нужно охранять насекомых?
Рассказ
учителя с элементами беседы
1.
Значение членистоногих
Наиболее
многочисленным классом среди членистоногих есть класс Насекомые. Насекомые, при их
разнообразии и огромном численности, играют важную роль в природе и
жизни человека. Они являются опылителями растений, истребителями вредных представителей
этого класса, санитарами. Некоторые полезные насекомые - пчелы, шелкопряды - одомашненные
человеком.
Насекомые
наносят большой вред. В зависимости от объекта нападения вредных насекомых разделяют на
несколько групп: вредители поля, сада, огорода, амбарные вредители, переносчики
болезней.
С целью
защиты растений от насекомых применяют различные способы борьбы с ними. Широко
применяется сбор насекомых с помощью ловчих канав,колец, бредней,
комахоуловлювачів. Кроме того, борьба ведется и химическим методом, при котором
на насекомых влияют ядом. Но использование химических веществ приводит к
отравление почвы, воды, уничтожение наряду с вредными насекомыми и полезных насекомых.
Поэтому в последнее время получил признание биологический способ борьбы, при котором
человек использует естественных врагов насекомых: насекомоядных птиц, насекомых-хищников
(жужелиць, божьих коровок и др.). Искусственно разводят наездника-трихограмму для борьбы с
яблонной плодожоркой.
Среди
насекомых, вредящих непосредственно самому человеку, особенно обратили на себя внимание
те, которые являются распространителями болезней, например, некоторые комары, вызывающие
своим укусом заражения малярией.
Следовательно,
роль насекомых в природе чрезвычайно разнообразна. Они участвуют в кругообороте
веществ, потому что используют самые разнообразные источники пищи (от живой
растения и тела других животных остатков, которые раскладываются, растительного и
животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в
ґрунтоутворювальному процессе. Значительна их роль в опылении цветковых растений.
Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчелы,
шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и
сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных - млекопитающих, птиц
и рыб. Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред
насекомые наносят как переносчики возбудителей ряда заболеваний, кровососы и т.д.
2.
Охрана членистоногих
Хозяйственная
деятельность человека влияет на насекомых по-разному. Одни из них, приспосабливаясь к
развития на культурных растениях и сорняках, как, например, огородные белянки -
капустный, рипный, становятся массовыми и зачастую вредят. Другие, наоборот,
сокращают свое количество в местах поселения человека. Аполлон, например, был еще
недавно довольно обычным мотыльком, а потом оказался червонокнижником.
Уменьшение
численности и исчезновения насекомых связано прежде всего с уничтожением или изменением
их естественных мест обитания. Особенно это касается тех видов, которые узко
приспособлены к жизни в определенных условиях (например, насекомые пустыни) или
привязаны в своем развитии до какого - либо одного вида растения; значительную роль,
в частности в горных районах, может сыграть чрезмерный выпас скота: поедание и
вытаптывание ими кормовых растений насекомых.
Наиболее
редкие виды насекомых, что сокращают свою численность, заносятся в Красную книгу
Украины. Это является юридическим основанием для их охраны: в частности, запрещается
вылов этих видов в природе. Некоторые виды охраняются в тех заповедниках, на
территории которых они живут; для охраны других возможна организация заказников
с целью сохранения всего комплекса природных условий в местах их обитания.
IV.Узагальнення, систематизация и контроль
знаний и умений учащихся
Работа
с учебником
Школьники
читают текст учебника на с. 110-112 и отвечают на вопросы 1-5 на с. 112.
Работа
с тетрадью
Выполнить
задания в тетради [3, с. 38-39].
V.Самостійна работа учащихся
Ученики
выполняют задания рубрики «Готовимся к тематическому оцениванию»
Ученики
знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 112, при
необходимости записывают выводы в тетрадь.
VIИтоги урока
Школьники
самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых
они приобрели в процессе этого урока.
VII.Домашнє задачи
В
учебнике [1] прочитать § 27, ознакомиться с рубрикой «Энциклопедическая вставка»
на с. 114, 115, прочитать выводы на с. 116.
Пользуясь
тетрадью [2], подготовиться к лабораторной работы № 8 «Изучение внешней
строения и способа движения брюхоногих моллюсков (на примере аквариумных видов).
В
тетради [3, с. 38-39] выполнить задание.