4.4. Компьютеризированное обучение
Одним из ценнейших свойств компьютеризированного обучения является диалогическая
форма взаимодействия ученика с компьютером, что позволяет использовать его как языкового
партнера. Создаваемое в компьютере языковую среду характеризуется возможностью
управление учебной деятельностью ученика как от учителя (через заложенную в
компьютер программу), так и ученика, активностью (учебная деятельность ученика
происходит в непрерывном процессе взаимодействия с компьютером), динамичностью
(ситуация, в которой ученик решает учебные задачи, меняется в зависимости от
целей, условий и хода обучения), проблемностью (перед учеником встает комплекс
взаимосвязанных проблем, которые он должен решить), естественностью (общение
происходит в условиях коммуникативной ситуации, имитируемого на экране в форме
естественного человеческого диалога, происходящего между учеником и компьютером).
Внедрение компьютерной техники в школьную практику в корне меняет смысл
обучение и роль учителя в учебно-воспитательном процессе.
Чтобы
компьютер стал настоящим помощником учителя, прежде всего надо создать
компьютерные учебные программы, которые, с одной стороны, служили бы основой для
создание сценариев учебных программ для персональных компьютеров, а с другой
- для наглядности темы или раздела, что изучается (в случае отсутствия
компьютера).
Для
примера рассмотрим сценарий учебной программы к теме "Согласование
числительного с существительным", что позволяет изучать тему поэтапно.
Этап
И. Предлагается устно выполнить задание.
Задача
1. Прочитай и проанализируй таблицу 1.
Сформулируй
собственные выводы.
Этап
II. Работа с унаочненим конспектом.
Морфологическая
категория рода фактически не свойственна числівникам. Исключением являются числительные ноль,
один, два. тысяча, миллион, миллиард, а также числительные оба, полтора.
Числівнику
ноль свойственна морфологическая категория числа (ноль - ноль), падежа (нуль, нуля, нулю, ноль (нуль), нулем...). В
отныне числительное ноль употребляется в мужском роде. Числительное склоняется ноль
как существительное мужского рода единственного числа второго склонения мягкой группы.
Числительное
один (одн-а, одн-о(-е), одн-и) выделяется из названных выше в связи с присущими
ему морфологическими категориями рода (мужской, женский, средний) числа
(единственное и множественное) и падежа. В единственном числе склоняется так, как прилагательные
твердой группы, или это склонение числительного один по родам, числам,
падежами как местоимения тот.
Числительные
два. оба (мужской - средний род: два/оба ученики (села), две/обе
(женский род: две/обе ученицы), полтора (мужской - средний род;
полтора гектара (ведра), полторы (женский род: полтора суток). Числительные
миллион, миллиард (мужской род: миллион жителей, миллиард , гривен), тысяча
(женский род: тысяча гривен (украшение). Миллион, миллиард склоняются как существительные мужского рода второго склонения
твердой группы: тысяча - как существительное женского рода первого склонения единственного числа смешанной группы.
Этап
III. Самоконтроль в усвоении теоретического материала.
Устно
перескажи содержание каждого пункта унаочненого конспекта. Если есть потребность, повтори
правила, представленные в унаочненому конспекте.
Этап
IV. Выполнение письменных заданий.
Задача
4. С помощью таблицы 1 и схем 1-5 письменно провідміняй представлены числительные.
Запиши их словам. Раскрывая скобки, поставь существительные в нужной форме. 1, 2,
3, 4, 5, 20 (день); 1, 2, 3, 4, 5, 19 (статья); 3 (раз); 2,5 (километр); 1,5
(час); 1,5 (ведро); 1000 (житель).
Этап
V. Самоконтроль в усвоении теоретического материала.
Примечание.
Работа по программе проводится следующим образом: на экран дисплея подаются
таблица 1, схемы и ставший наглядным конспект; используя интерактивное программное
обеспечения, ученик выполняет предлагаемые команды, например: Задача 1.
Прочитай и проанализируй таблицу 1. Сформулируй собственные выводы.
Последовательность
выполнение заданий предусмотрено программой. Кроме того, ученик имеет возможность самостоятельно
проверить уровень усвоения предыдущего материала, а также выбирать задания
разных уровней сложности, например, с помощью цветной метки: красный
- "готов работать", зеленый - "не совсем уверен в собственной
способности", синий - "не уверен в себе, нужна помощь
учителя". Если ученик слишком долго медлит, компьютер предупреждает:
"Время для размышлений истекло".
По
отсутствие персональных компьютеров учитель должен подробно разъяснить тему,
сосредоточивая внимание учащихся на важных моментах. Для примера покажем работу по
схеме 5.
Числительное
один согласуется с существительным в именительном падеже единственного числа; два, три, четыре
употребляется с существительным в именительном падеже множественного числа, а числительные от пяти до
девятнадцать, двадцать - девяносто, сто - девятьсот употребляются с существительным в
родительном падеже множественного числа, например: одна статья, двадцать одна статья, и т. д. ... 101. 201
статья; два, двадцать два, тридцать три, сорок три, двадцать четыре, тридцать
четыре, сорок четыре и т. д. статьи, но пять, одиннадцать, сорок шесть и т. д.
статей.
Схему
5 положен в основу программы изучения темы на уроках обобщения и
систематизации с помощью персонального компьютера, который создает возможности
для учета индивидуальных темпов усвоения программного материала каждым
учеником в частности.
После
проработка темы учащиеся выполняют тренировочные упражнения такого типа:
Задача
1. Запишите числівникові словосочетания, поставив существительные, зависящие от
числительных, в соответствующей відмінковій форме (где нужно - и рода), и, наоборот,-
числительное в соответствующей форме.
Оба
(оба) оба (девушка), оба (обе) оба (парень, парни), пять
(пятеро)
девушки,
несколько (карандаш), две третьих (песок), три четверти (металл); со (сто)
томами,
(девяносто)
учениками, с (четыре пятых) воды; на (восемьсот семь) экспонатах, в 777 случаях.
Известно,
что учащиеся с большим интересом выполняют упражнения в виде кроссвордов, ребусов,
загадок и т.д. Учитель не всегда может найти нужный материал в
учебниках по языку. Творческий подход к подготовке урока создает возможности для
составление упражнений, которые заинтересовали бы ученика, дали ему возможность самостоятельно проверить
правильность выполнения заданий. К таким упражнениям относятся также задачи с
ключами и задачами-ответами. Например:
Задача
2. Выпишите числительные
с существительными. Отгадайте загадки. Поставьте в нужном падеже существительные.
1. Ревет вич на сто
(гора), на сто (шаг), на сто (поток). 2. Головатая, дженджуриста, (рубашка) надела триста, а нога одна.
3. Под одним колпаком
семьсот (казак). 4. Семьсот (соколята) на одной (подушка) спят. 5. Имеет (кожа) семь,
выжимает слезы всем. 6. Сидела старуха в девяти (кожух): кто видел, тот заплачет. 7. Бегает Марушка в ста
(полушубок), как ветер подует, то и спина замліє. 8. Что это за птица, что на восьмерых (нога). 9. Было два
(брат) и оба (Кондрат), через дорожку живут и друг друга не видят. 10. Барилко без
обручей, без дна, а в нем два (сорт) вина. 11. Под одним козырьком четыре (казак). 12. Семьсот (ворота), и
один вход. 13.
Шестьдесят
(сыновья) підперезано, а мать нет. 14. Шесть (нога), две (председатель), один хвост, четыре (глаз), два
(нос) (Загадки).
Отгадки:
1 - грохот; 2 - капуста; 3 - мак; 4 - подсолнечник; 5, 6 - лук; 7 - курок; 8 - комар; 9 - глаза; 10 - яйцо; 11 - ведро в колодце; 12 - невод; 13 - копа снопов; 14 - всадник на коне.
Использование
компьютера в обучении языку дает возможность школьнику учиться не только за новых
условий, но и по-новому. Дело в том, что часть учебной информации, получаемой
ранее главным образом от учителя или из учебника, подается теперь на экране,
изменяя характер обучения, что происходит во взаимодействии с компьютером.
Компьютеризированное
обучение предусматривает активное восприятие информации, которая до сих пор была возможной лишь
в индивидуальном обучении или групповых формах учебной деятельности. Получение
информации и задачи от машины, выполнение последнего, немедленный обратный
связь в виде реакции машины (реплики, оценки), исправление ошибки,
переход к выполнению следующей задачи требуют постоянной активности ученика.
Пассивное запоминание учебного материала сменяется активной деятельностью,
направленной не только на усвоение, но и на формирование умений и навыков его
использование в тех или иных коммуникативных ситуациях.
Очевидно,
что ни одна из существующих систем обучения не в состоянии организовать такую
"плотность" учебного общения и частотность употребления языкового
материала. Так, на уроке учитель в силу объективных причин не может обеспечить
необходимую частотность употребления языковых единиц в речи, поскольку он ограничен
время урока, учебной программой, количеством учеников в классе и т.д. В процессе же
компьютеризированного обучения возможность тренировки на одном и том же языковом
материале практически неограниченна, поскольку время работы с компьютером и
частотность обращения к обучаемому материала ученик определяет самостоятельно. Кроме
того, компьютеризированное обучение способствует развитию познавательной, тренировочной и
исследовательской деятельности способного ученика.
Дальнейшее
развитие средств вычислительной техники и телекоммуникаций привел к возникновению
в технологии обучения двух новых направлений - обучение с
применением
средств мультимедиа и удаленного (дистанционного обучения), которое использует в обучении электронную почту и
Интернет.
Мультимедийное обучение - это система компьютеризированного обучения, где используются
средства мультимедиа (Multimedia - это техническое средство, позволяющее объединить в компьютерном
среде текст, звук, графику, мультипликацию и видео), что
позволяет обеспечить комплексное воздействие упражнений на ученика, разнообразной информации
в виде печатного текста, живого языка, статической и динамической наглядности при
поддержке взаимодействия ученика с компьютером.
Использование средств мультимедиа позволяет создать управляемую среду языка, что
изучается и имитирует реальную коммуникативную среду. Это среда, на
отличие от обычного компьютерного среды, отличается естественностью:
общение происходит в условиях реальной коммуникативной ситуации, в процессе естественного человеческого диалога,
что происходит между учеником и персонажами компьютерного курса как в письменной,
так и в устной формах. К тому же в среде мультимедиа моделируются реальные
коммуникативные ситуации, в которых ученик решает свои поведенческие задачи.
Известно, что мультимедийное обучение расширяет дидактико-психологические возможности
учебного процесса, позволяет преодолевать противоречия между языком как средством природного
общения, познанием окружающего мира и искусственностью традиционного
учебного среды.
Дистанционное (дистантное) обучение - это новая форма обучения, в которой ученик физически удаленный от
преподавателя, но может активно общаться с ним с помощью компьютера через
систему телекоммуникационных сетей. Ученик может участвовать в телелекціях,
семинарах и конференциях, непосредственно контактировать с учителем, ученым,
удаленным от него на тысячи километров и получать консультации. Кроме того,
ученик так же, как и учитель, получает доступ к международным информационным
центров, библиотек различных университетов, банков научной и учебной
информации, размещенных в разных странах
Существует две разновидности дистанционного обучения:
1) пассивный, при котором учебный
материал и дидактические воздействия подаются через учебные пособия, фонограммы,
слайды, кино и видеокурсы, радиопередачи и электронную почту;
2)
активный,
когда ученик вступает во взаимодействие с учебным центром или лично учителем
непосредственно - через телекоммуникационные сети или же опосредованно - через компьютер,
который подключен к системам відеотексту, или использует відеоінтерактивні
курсы, реализуемые с помощью мультимедиа. Вторая разновидность дистанционного обучения имеет большие
преимущества по сравнению с первым благодаря интерактивной форме взаимодействия между учеником и
преподавателем и возможности осуществления контроля за деятельностью ученика.
Дидактические возможности дистанционного обучения достаточно высокие, поскольку собственно обучение происходит
путем взаимодействия ученика с учителем (получение задания,
упражнений,
их выполнение и представление учителю; получение консультаций; участие в
телеконференциях с группой специалистов и т. д.).
Кроме того, учебный процесс обеспечивается учебно-методическими,
информационными и справочными материалами (тексты, упражнения, словари, энциклопедии,
компьютерные программы и т.п.), материалами для научно-исследовательской работы (журналы,
монографии и т.д.), а также обеспечивает выход на источники информации других
стран.
Таким образом, известные высокоэффективные системы обучения заслуживают скорейшего
внедрение в школьную практику. Компьютер как средство обучения создает реальные
возможности для выработки и более глубокого усвоения украинского языка, а
также укладка дидактических материалов к занятиям, создание зрительных опор,
автоматизированных словарей, справочников, коммуникативных учебников, учебных
пособий для учащихся и т.д.
Обозначенные подходы к обучению украинского языка позволяют избежать механического
перенос форм, в методе и способов организации учебно-воспитательного процесса
общеобразовательной школы, внести существенные изменения во внешнюю (типы, структура) и
внутреннюю (методы, приемы, средства обучения) организацию урока языка, на котором
достигаются максимально возможные результаты в работе со способными учащимися на
принципах дифференциации, индивидуализации и интенсификации. Кроме того, изучение
обновленного содержания курса украинского языка в четырех аспектах: лингвистическом,
функционально-стилистическом, етнокультурознавчому и методологическом,
внедрение современных инновационных технологий с высоким дидактическим потенциалом
способствовать формированию национально-языковой личности с развитыми
самоосвітніми, творческими и исследовательскими навыками, подготовленной к дальнейшему
профессионально-ориентированного обучения.
Интерактивные методы обучения
Успешному формированию у учащихся опыта творческой деятельности способствуют методы
обучения, которые характеризуются:
□ практической
направленностью на основе разработанных подходов к определению
сложности
творческих задач, их систематизации;
□ способностью
оптимально сочетаться;
□ обеспечением
необходимых педагогических условий для их реализации.
Основой такого обучения является активизация познавательной деятельности учащихся по
помощью активного общения ученика с учеником; ученика с группой учащихся; ученика с
учителем; учителя с представителем группы; учителя с группой учеников; учителя с
классом. Такое обучение в методике получило название коммуникативно-делового или
интерактивного. Поэтому и методы, которые используют во время такого обучения
(дискуссия, ролевая игра, моделирование и т.п.), также называют интерактивными.
Термин "интерактивные методы " относительно новый. Его ввел в 1975 г.
немецкий исследователь Ганс Фриц. "Inter" (англ.) - взаимо-, "act" (англ.) - действовать. Интерактивность в обучении можно объяснить как
способность к взаимодействию, пребывание в режиме беседы, диалога, действия. В соответствии
интерактивным может быть метод, при использовании которого обучающийся
является участником, что совершает нечто: говорит, управляет, моделирует, пишет, рисует и т.д.,
то есть выступает не только слушателем, но и принимает активное участие в ом, что
происходит, собственно, является активным участником учебного процесса.
Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс
организуется на основе постоянного активного взаимодействия всех учащихся класса. Это
співнавчання, взаимообучения, (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где
ученик и учитель-равноправные, равнозначные субъекты обучения, понимают, что они
делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют.
Учитель в интерактивном обучении выступает как организатор процесса обучения,
консультант, который не "замыкает" учебный процесс на себе. Необходимыми
условиями в процессе интерактивного обучения четкий план действий и конкретные задачи
для ученика и учителя, сотрудничество между учениками лакомую, между учеником и учителем. Результаты
обучения достигаются через взаимные усилия участников процесса обучения, при условии
четкой организации, что предполагает моделирование -
жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем
на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации и т.д.
Интерактивные методы способствуют интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного
процесса и дают возможность:
□
облегчить процесс усвоения программного материала;
□
активизировать учебную деятельность учащихся;
□
формировать навыки анализа учебной информации, творческого подхода к усвоению
учебного материала;
□
формулировать собственное мнение, правильно ее выражать, добавлять свою точку зрения,
аргументировать и дискутировать;
С моделировать различные ситуации и обогащать собственный социальный опыт через
включение в различные жизненные ситуации;
□
учиться слушать другого человека, уважать альтернативное мнение, стремиться к диалогу;
□
налаживать конструктивные отношения в группе, определять свое место в ней,
избегать конфликтов, искать компромиссы;
□
находить рациональные пути решения проблем, формировать навыки проектной
деятельности, самостоятельной работы, выполнение творческих работ.
Кроме того, использование интерактивных методов позволяет реализовать идею
сотрудничеству тех, кто учит, и тех, кто учится, учит их конструктивно
взаимодействовать, способствует оздоровлению психологического климата на уроке, создает
доброжелательную атмосферу, значительно повышает мотивацию учащихся к обучению.
На сегодня в Украине описано, как минимум, пять групп методов, в каждой из которых
насчитывается до десяти различных подходов. Поэтому их практическое применение
требует от учителя прежде всего надлежащей осведомленности. К тому же каждый из
методов требует четкой пошаговой реализации с обязательным прогнозированием
результатов, т.е. технологического подхода, что невозможно без специальной профессиональной
подготовки учителя-словесника к организации интерактивного обучения.
Приводим ориентировочную структуру интерактивного обучения схематически:
Из числа интерактивных методов особое распространение получил метод кейса (case), который основывается на
концепции развития умственных способностей учащихся и направлен на развитие
творческого мышления. Этот метод способствует успешной реализации ряда образовательно-воспитательных
целей:
□ приобретение
неизвестной ранее информации;
□ развитие
компетентности и способности работать с литературой;
□ совершенствование
умений общаться;
□ развитие
творческих способностей;
□ воспитание
ответственности за свою работу, уверенности в себе - "могу сделать",
"могу выслушать", "могу выступить";
□ настройка
надежных связей в коллективе.
Применение данного метода предусматривает деление класса на группы и избрание
спикера в каждой группе.
Попутно отметим, что на этом этапе важно правильно определить: уровень
знаний учащихся; формальных и неформальных лидеров в группе; готовность учащихся к
обучения; уровень интеллекта школьников; уровень учебных мотиваций; взаимоотношения в
классе.
Перед тем, как начать работу, учитель и ученики должны провести определенную
доаудиторну подготовку: написание конспекта занятия; определение методов и форм
работы; разделение на блоки-задания; подготовка контрольных вопросов; разработка
методических рекомендаций для самостоятельной работы учащихся; составление списка
рекомендуемой литературы; деление класса на группы.
Для образца приведем пример фрагмента урока по теме "Второстепенные члены
предложения" с применением метода кейса.
Ориентировочная
структура урока
I. Организация
учащихся на учебную деятельность.
II. Мотивация
учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока. Объявления
ожидаемых результатов.
III. Моделирование
учебной ситуации.
1.
Выбор спикера, оппонента (распределение обязанностей: каждый участник урока имеет свои
конкретные задачи).
Получение
задач (жеребьевки).
Задача
до кейса
Чем
выражаются согласованные и не согласованные определения? Объясните знаки препинания при прикладці.
Обратите внимание на трудности, которые возникают во время определения определения, выясните
их. Найдите и определите второстепенный член предложения - определение.
1. Девушка в розовом
ожерелье смотрит на солнце из-под руки (М.Годованець). 2. Шалаш был как будто дом, шестьсот казаков и более
содержалось в нем (А.стороженко). 3. Они отступали, бросая в римлян факелы, вытаскивали
дротики с убитых и раненых товарищей, которых несли с собой, и этими дротиками,
словно мечами, упорно соревновались за выход из коридора (Р.Джованьйолі). 4. Жизнь без книг - это дом без окна (Д.павлычко). 5. Люблю я честные руки
у человека (а. малышко).
Чем выражается прямое и косвенное дополнение? Как отличить не согласовано определение
от приложения? Какие трудности возникли у вас во время определения приложения? Найдите и
определите второстепенный член предложения - дополнение.
1. У руля стоял
командир, маневрируя шаландою (ю. яновский). 2. На полу забавлялся двое деток (Ирина
Вильде). 3.
Черныш
смотрел на раненых почти с набожным почтением (О.Гончар). А Народ мой, к тебе я
еще верну (в. Стус). 5. Золотые ивняки розплели свои косы (Н.Кащук).
В каких случаях сравнительный оборот не выделяется запятыми? Как отличить
дополнение, выраженное существительным с предлогом, от обстоятельства, выраженного существительным
с предлогом? Какой теоретический материал вам пришлось актуализировать, чтобы
определить обстоятельства? Найдите и определите второстепенный член предложения - обстоятельство. 1. На толоке пастух в
брыли на свирели играет (л. глебов). 2. Говорила моя бесідниця мелко, быстро, тонким сопрано,
перебивая себя раз в раз (Л.украинка). 3. На тротуаре стояло двое (Ю.Бедзик). 4. Полевая дорожка
стелилась между высокими хлебами (А.Гончар). 5. Мы с тобой идем по тропинке в саду (м.рыльский).
Работа группы над проблемной ситуацией, варианты решения и действия, оформление
выводов работы.
Определите второстепенные члены предложения, дайте им характеристику.
1.
На
полонине много горных цветов. 2. На яблоне появился первый цвет. 3. Ваза с цветами
стоит на окне. 4. Черныш поехал к озеру. 5. Ребенок протянула руки к игрушке. 6. Зелеными полями
Приднепровье шли на запад полки (3 тв. О.Гончара). 7. Я знаком и с кайлом, и с пером, и штыком. 8. Буду ниву жать и
солдатом стоять возле сердца твоего, Родина моя (В.Сосюра).
Образец ответа:
Нами рассмотрены несколько случаев определения членов предложения. Определяли второстепенные
члены в следующих предложениях: На полонине много горных цветов и На яблоне появился
первый цвет. К члену предложения на полонине вполне естественным представляется вопрос
где? Это предопределяется лексическим значением существительного полонина, который сочетает в себе
определенное предметное значение, которое вообще характерно для существительного как части речи,
и значение определенного пространства. Словоформа местного падежа на полонине - это
обстоятельство места. На вопрос: Каким же членом предложения выступает на яблоне?
считаем, что это также обстоятельство места, в отличие от существительного существительное полонина
яблоня означает предмет, которому присущ малообъемный проявление в пространстве. Поэтому к
члена предложения на яблони логично поставить вопрос на чем? - при вполне
возможном вопросе и где? Или: Ваза с цветами стоит на окне: ваза (какая?) с
цветами - не согласованное определение; стоит (на чем? где?) на окне - обстоятельство
места;
Поехал (куда?) до озера - обстоятельство, поскольку сказуемое поехал означает действие, которое
реализуется в определенном направлении, и Подъехал (к чему?) до озера - глагол означает
однократную, результативное действие с приближением ее к определенного объекта - озера. Или:
Ребенок протянула руки (к чему?) в игрушки - приложение.
Определенную сложность представляли для нас случаи разграничения обстоятельств и приложений,
выраженных орудним падеже, напр.: Я знаком с кайлом, с пером, с штыком
(В.Сосюра) - несомненные приложения, знакомый (с чем?) и Буду ниву жать и солдатом
стоять возле сердца твоего, Родина моя (В.Сосюра) - стоять (как?) солдатом -
обстоятельство образа действия (как солдат, по-солдатски)-, Зелеными полями
Приднепровье шли на запад полки. - шли (где?) полями - обстоятельство места, полями
(какими?) Приднепровье - не согласованное определение. Чтобы не ошибиться в определении
второстепенных членов предложения мы использовали алгоритм.
1. Если второстепенный член предложения, выраженный существительным в косвенном падеже,
тогда надо обращать внимание на общий смысл предложения.
В дверях дома показалась хозяйка (п. кулиш). К слов (в дверях) формально
можно поставить два вопроса в чем? и где? Но когда вникнем в смысл предложения, то
поймем, что здесь в дверях указывает на место (пространственные отношения). Стоять
можно где-то и на чем-то, но не в чем? Итак, хозяйка показалась где? - в
дверях.
Я учился любви у дяди Николая (Л.Кисельов). До слов "у дяди
Николая" также можно поставить два вопроса у кого? и где? Содержание предложения
подсказывает, что речь идет не о месте обучения, а о личности, которая обучала. Следовательно, к
названного члена предложения надо ставить вопрос в кого?
2. Если возникает вопрос относительно определения определения или приложения, выраженного родовым
падеже существительного, то надо прибегнуть к превращению конструкций. Сравните:
Долгие летние ночи. Долгие ночи лета. Или учительское слово и слово учителя.
Преимущество предоставляется означающим отношением, а не объектным, ибо существительное
характеризуется по определенному признаку: цветы леса (какие? - лесные).
3. Иногда невозможно однозначно ответить, какой это член предложения, тогда ответ
может быть такое, что член предложения имеет двойное значение. Например: Ищи содержания
не в словах, а в мыслях (п. панч). В этом предложении тоже можно формально поставить
два вопроса (в чем? и где?). Определение второстепенного члена предложения может быть и
как приложения, и как обстоятельства.
После обсуждения в группах заслушиваем выступления всех спикеров, которые подают
информацию
в виде доклада, схемы или обобщающей таблицы. Все остальные учащиеся слушают и
при необходимости добавляют информацию, обмениваются мнениями, делают выводы,
самоанализ и осуществляют рефлексию.
4. Презентация решений кейса. Выступление лидера (спикера) каждой группы, который
выражает мнение коллектива. Обмен информацией (оппоненты задают вопросы).
IV. Итог.
1. Самооценка
и самоанализ спикеров групп.
2. Рефлексия
(контрольные вопросы на отдельном листе).
Какие знаменательные слова входят в состав предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
Чем они отличаются от главных членов предложения?
Какой член предложения называется определением?
Какими частями речи выражаются согласованные определения? Не согласованы?
Почему приложение является особым видом определения?
Какие части речи выступают в роли приложения? Какую роль играет объясняемое слово
при определении вида приложения? Почему сравнительный оборот чаще всего выступает
обстоятельством? Назовите виды обстоятельств по значению.
Какие трудности возникли при определении второстепенных членов?
Последним этапом занятия является заключительное слово учителя, в котором он анализирует
результаты работы каждого ученика, отмечая активных, указывает на недостатки, если
такие есть.
3. Заключительное слово учителя, анализ работы.
4. Оценивания (аргументируется и комментируется).
V.
Домашнее задание. Подобрать 7 предложений из художественной литературы, в которых есть примеры
проблемного определения второстепенных членов предложения и сделать синтаксический
разбор. Составить алгоритм последовательных действий при проблемном определении второстепенных
членов предложения.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Во время осмысления и усвоения знаний немаловажную роль для ученика играет самостоятельная
работа, и только она создает условия для овладения глубокими знаниями. Если
правильно организованная самостоятельная работа, то она позволяет успешно решить ряд
важных задач: укреплять знания; совершенствовать умения и навыки,
предусмотренные государственной программой; развивать познавательные способности
(наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность в получении
и применении знаний и т.п.).
Выполнение этих задач в значительной степени зависит от правильной организации такой
работы. Обычно мы имеем в виду работу ученика в классе. Однако организация
учебной деятельности школьника предполагает наряду с классной, его домашнюю, внеклассную
и самостоятельную работу по учебному предмету. Этот вид учебной деятельности учащихся
является самым интересным и достаточно важным. Именно в ней в большей степени может проявляться
мотивация, целенаправленность, а также самоорганізованість, самостоятельность,
самоконтроль и другие личностные качества.
Следовательно, чтобы этот вид работы был эффективным, целесообразно предложить ученику определенные
правила:
■ Эффективно планируй
свое свободное время, совмещай отдых с умственным трудом.
■ Постоянно чувствуй
ответственность за свою работу.
■ Пойми то, что
от твоей работы зависит конечный результат всего коллектива.
■ Развивай
уверенность в себе - "могу сделать", "могу выслушать".
■ Целенаправленно
приобретай новые знания, виокремлюй главное и оценивай основные языковые явления.
■ Спланируй алгоритм
последовательных действий.
■ Осознавай и умей
сформулировать конечную цель (ожидаемые результаты).
■ Выводы формулируй
в виде схем, опорных таблиц и т.д.
■ Систематически
повторяй изученную информацию с помощью просмотра схем, опорных таблиц.
■ Новый материал
связывай с уже известным.
Памятка для учащихся во время работы над кейсом в классе
■ Четко выясните свои
обязанности в группе.
■ Следите за временем
выполнение своей работы.
■ Соблюдайте
правил активного слушания, уважайте мнение другого.
■ Начинайте
высказываться сначала по желанию, а потом по очереди.
■ Обсуждайте идеи,
а не учеников, которые высказали эту идею.
■ Старайтесь дойти
общего мнения.
■ Внимательно слушайте
презентация решений кейса, готовьте вопросы к спикерам.
■ Принимайте активное
участие в обсуждении результатов работы.
■ Будьте честными,
справедливыми, критически относитесь к результатам работы.
Следовательно, использование кейс-метода на уроке позволяет активизировать различные
факторы: теоретические знания, практический опыт учащихся, их способность
высказывать свои мнения, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения.
Использование методики CASE создает условия для максимального вовлечения всего класса.
Каждому ученику предлагается дифференцированное задание, осуществляется
индивидуальный подход, проводится работа с одаренной молодежью. Использование
этого метода целесообразно еще и потому, что он позволяет видеть неоднозначность решения
проблемы. Можно быть замечательным специалистом-теоретиком, но еще важнее - уметь
находить рациональное решение. Быть готовым соотносить изученный материал с
практикой - этому можно научиться с помощью активных методов обучения. Свои
преимущества в использовании этого метода имеет и учитель: если он грамотно направляет
дискуссию, то может вывести на новый решение проблемы, пробуждает интерес,
активизирует творчески-поисковый процесс и способствует эффективной реализации самостоятельной
работы учеников.