Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Публицистический стиль языка и речи

 

Лингвистически и в то время исчерпывающе осмыслить публицистический стиль языка и речи непросто, потому лексически и грамматически он неоднороден. Этот стиль разножанровый, за что и пространный стилистически, и одновременно за многими определяющими признаками заметно индивидуальный. Вещание в проявлениях публицистического стиля - это вещание средств массовой информации: радио, телевидения, прессы и т.п.

Публицистический стиль представлен многими подстилями (жанрами), каждый из которых внутренне неоднородный, мовленнєво-своеобразный. Например, языковое оформление передовой газетной статьи во многом не совпадает с тем, что составляет речевую сущность юбилейной речи или митингового выступления или же обычного сообщения - информации в газеты или репортажа, отчета, интервью, фельетона, эссе, сообщения, рекламы и т.д.

В языке нет таких слов, словосочетаний, структур предложения, которых нельзя было бы использовать в зависимости от коммуникативной потребности в публицистическом стиле, поэтому публицистическое вещание считается всеобъемлющим.

Публицистическое вещание самое полное, самое компактное и самое примечательное реализуется в письменной форме - в газетах, в другой общественно-политической литературе. Менее полно оно проявляется в устной форме. В обеих формах публицистики общего значительно больше, чем особенного, індивідуального. им присуща трафаретність высказывания, т.е. употребление специфически-стилетвірних слов, словосочетаний и предложений самой разнообразной строения. Обе формы публицистического стиля (письменное и устное) имеют своей целью освещение актуальных общественно-политических и других проблем современности. Настоящий творец публицистического слова стремится достичь мовленнєво-стилистического мастерства, чтобы постоянно высказываться в средствах массовой информации наиболее логично, образно, эмоционально.

Термины «журналист» и «публицист», «журналистика» и «публицистика» близки по значению и употребляются как синонимичные. Правда, термин «журналистика» в определенной степени семантически шире, он охватывает больше понятий и профессионально-практических действий, употребляется, в частности, в таких сочетаниях слов, как институт журналистики, студенты - журналисты, преподаватели журналистики (а не публицистики), профессия журналиста (а не публициста). Имеются и другие менее важные разграничения этих понятий - терминов.

Одной из центральных языковых проблем и объектом анализа журналистики и публицистики) является выявление комплекса языковых явлений, которые составляют основное содержание публицистического стиля. Как и все другие стили, публицистический стиль обозначен своеобразными стилетвірними особенностями.

Лексические, фразеологические особенности. В этом стиле широко используется общественно-политическая, экономическая, юридическая, культурно-образовательная лексика, в определенных пределах - и философская, техническая, сельскохозяйственная и т.д. Отбор каждой из групп лексики определяется тематикой публицистического высказывания. Например, газетный жанр кое-где характеризует высокопарность выражения, даже патетичность, приподнятость, пыл, энтузиазм, волнение и др. Журналисты во многих речевых ситуациях избегают будничных, эмоционально нейтральных слов и словосочетаний, прибегая к лексем, которые выражают чувственность, экспрессию: вместо земледельцы употребляют создатели высоких урожаев, вместо крестьяне - труженики полей и проч. Прослеживается умеренное использование слов иноязычного происхождения: геноцид, ксенофобия, консенсус, реципиент, статус, устав, дифференциация и др. В зависимости от жанровой принадлежности газетного и, шире, публицистического текста используются слова и словосочетания в тропеїчному, преимущественно метафорическом, значении, чем веско усиливается образность написанного. Также и фразеологизмы в публицистическом вещании в его различных жанрах употребляются неодинаково: больше всего их в жанрах, связанных с художественными текстами (очерки, рассказы, басни, эссе, в меньшей степени - фельетоны, юморески, эпиграммы и т.п.);

Грамматические, преимущественно синтаксические особенности. В большинстве жанров публицистики употребляются слова с самыми разнообразными словотвірними афіксами - префиксами и суффиксами: безаварийный, безапелляционный, безатомний, бесцветный, безбрежное, безбилетный, безбожный, безболезненный, безбоязний, безверхий, безвигідний, безвыездный, невинная, безвиразний, безысходный, безвідлучний, безотказный и др. Зафиксировано примерно 350 относящихся к существительному суффиксов, более 50 прикметникових, почти 20 глагольных, 10 причастных: нога - ножка, ніженька, ножище; лес - лесистость, лесовод, лесоводство, лісівницький, лісівничий, лісковий, лесной, лесник, лесников, лісниківна, лісникувати, лесничество, лісниця, лесничий, лісничиха, лесничевка, лесной, лесовик, леших, лісовичка, лісовище, лісисько, лісище и др. В публицистическом вещании используются все параллельные формы того же слова: сыну и сыну, журналисту и журналисту, Степану и Степану (хотя естественной является форма с-ове, -еве, -еви); красный - краснее и более красный, самый красный и самый красный (формы более краснее, самый красный - ненормативные). Неизмеримо разветвленной является структура предложений. Не литературно-сконструированные формы предложений любой структуры, кроме одиночных, стилистически мотивированных, случаев, практически не допускаются.

Письменное и устное публицистическое вещание ориентировано на передачу массовой информации, поэтому по ним закрепилось синонимично наименование вещания средств массовой информации (вещание СМИ). Этот термин означает то же самое (или почти то же), что и сроки «язык журналистики» и «язык публицистики». Термин «язык прессы» охватывает все напечатанное или написанное от руки в рамках публицистического стиля. Термины «язык телевидение» и «язык радио» обозначают существенно другие жанровые разновидности публицистического стиля, - те, что используются в средствах массовой информации. Тексты, которые звучат по телевидению и радио, обычно готовят заранее. Значительно реже вещания телевидения и радио бывает спонтанным, то есть неподготовленным (прямые диалоги или монологические выступления дикторов, приглашенных лиц и т.п.).

Публицистическое вещание в обеих формах (письменной и устной) и во всех жанрах характеризуется такой определяющим функциональным признаком, как информативность - насыщенность сказанного коммуникативно целесообразным содержанием. Это рассказы о условия и факты материального и духовной жизни народа, сказания о все новое и важное в общественной и семейной жизни.

Многогранность общественной жизни предопределяет развитие публицистики, журналистики, их теоретическое и практическое обогащение, освещение в средствах массовой информации всего существенного, важного и актуального для всех или большинства реципиентов независимо от их профессии, возраста, пола и др.

Всемирная, в том числе и украинская, публицистика в наше время - это очень разветвленная система литературно-языкового творчества многих журналистов.

Стилетвірні средства публицистики в ее письменной форме наиболее полно представлены в своеобразных особенностях вещания газет и журналов преимущественно общественно-политического содержания. Газеты - это периодические, преимущественно ежедневные, напечатанные на больших листах бумаги издания, которые содержат разнообразные материалы о текущих событиях общественно-политической, культурной и экономической жизни. Словотвірне поле слова «газета» довольно широкое: газетка, газетная, газетник, газетница, газетчик, газетчица, газетярство, газетярський. Журнал - периодическое печатное издание в виде книги или тетради для систематических записей о что-либо; книги для учета посещений и успеваемости учащихся.

Публицистическое вещание різноаспектне, багатожанрове. В нем уже сформировались такие важнейшие жанры, разновидности публикаций:

- статьи. Это разные по объему и тематическому зорієнтованістю публикации, преимущественно с наиболее актуальных проблем жизни;

- заметки. Так называют сжатые журналистские сообщения о ежедневные, важны почти для всех (Что именно произошло? Где? Когда? и т.п.) новости. Они принадлежат к древнейшему и самого распространенного публицистического жанра;

- отчеты . У них достаточно полно рассказывается о конкретном событии (событиях), о положительное и отрицательное в одной из сфер жизни, предлагаются способы улучшения состояния дел (отчеты государственных учреждений, партийных и профсоюзных организаций, конференций, симпозиумов, семинаров, производственных собраний, совещаний и др.);

- интервью. Готовящаяся (подготовлена) к печати беседа, дискуссия журналистов с политическим, общественным или иным деятелем, в основном из довольно известной лицом, с определенной социально важной профессии, проблемы, события. Типичная языковая форма интервью - диалогическая (вопрос - ответ);

- репортажи. Без этого жанра не обходится ни одна газета, общественно-политический журнал радио, телевидение. Репортажи содержат оперативную, динамичную, точную, неодинаковую по эмоциональностью информацию о нечто важное в государстве, мире;

- корреспонденции. Эти публикации информируют о что-нибудь новое, производственно и политически важное в жизни. У них популяризируется передовой опыт или же речь идет о определенные существенные недостатки, определяются пути их устранения;

- рецензии. Они содержат критический анализ, оценку художественного, научного и других произведений. Этот жанр сочетает в себе точность и логику высказывания, может усложняться или дополняться элементами художественной образности;

- обзоры. В них дается оценка определенных фактов в некоторых сферах жизни (международный обзор, экономический обзор, спортивный обзор, киносмотр и др.);

- эссе. Это научные, критические и другие рассказы, отмеченные изысканностью формы;

- письма. Чаще всего так называют публицистические тексты, которые содержат сообщения о чем-либо; ими говорящие письменно общаются на расстоянии. Различают следующие виды писем: открытое письмо, письмо - послание, письмо без адреса, обращение (государственного деятеля т.п.), заявление, поздравление;

- очерки . В формах этого жанра на документальной основе обобщенно описываются важные социально-политические события, центром которых является человек, его характер, поведение. Для этого используют некоторые средства художественной речи (тропы, особенно метафоры, и т.д.). Очерки имеют подвиды: очерки - зарисовки, портретные очерки, проблемные, путники, пейзажные и др.;

- рекламы . Ими в форме плакатов, объявлений и т.д популяризируются определенные произведения, зрелища, услуги по целью привлечь к ним внимание слушателей или читателей;

сатирические жанры . Это в основном фельетоны, памфлеты (гостровикривальні сказания, в которых говорится о наиболее общественно негативные или даже опасные явления), басни (сатирические или юмористические рассказы аллегорического содержания), юморески, эпиграммы (ритмично завершенные части сатирического стихотворения или отдельный стих не более чем из 14 строк), пародии (в них автор сатирически или юмористически подражает творческую манеру речи других лиц, намеренно преувеличивая реальные качества того, кто стал объектом пародирование, которое в основном приводит к комизма), сатирические афоризмы (краткие, остроумные и удобные для запоминания повествования глубокого содержания);

До других жанров журналистики принадлежат портретные изображения (фото), пейзажи, натюрморты (чаще всего - изображение дичи, рыбы, предметов обихода, цветов, фруктов и т.п.), фотозамітки (снимки с комментарием), фоторепортажи, фотоочерки и др.

Публицистическое вещание определенно своеобразное прежде всего своей лексикой и синтаксической строением,

объясняется коммуникативной зорієнтованістю публицистических текстов: в газетах, в общественно-политических журналах, в выступлениях по радио и телевидению крайне важно выражаться точно и образно, чтобы больше влиять на читателей и слушателей (зрителей), на их умственную и чувственную сферы, на мышление, сознание. Высказываться публицистически - письменно или устно - значит касаться в основном дел жизненно важных, сугубо индивидуальных, а общественных, коллективных и актуальных.