География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ
Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

39. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА

39.1. Значение и место в мировом хозяйстве

  Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Он участвует в создании продукции и доставке ее потребителям; осуществляет связь между производством и потреблением, между различными отраслями хозяйства, между странами и регионами. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Основные его виды группируются по геосферами: наземный (автомобильный, железнодорожный, гужевой, вьючный транспорт), водный (морской, речной, озерный), воздушный транспорт. Особым видом являются средства непрерывного транспортирования (трубопроводный транспорт, ленточные транспортеры, конвейеры и др.).

  Значение и место транспорта в мировом хозяйстве характеризуется протяженностью сети дорог (30 млн. км., в том числе 1,3 млн. км. - железнодорожные линии, 24 млн. км. - автомобильные дороги, 1,5 млн. км. - трубопроводы, 8 млн. км. - воздушные пути), подвижным составом (350 млн. автомобилей, 65 тыс. судов, несколько миллионов вагонов, сотни тысяч локомотивов), численности занятых на транспорте (100 млн. человек), весом грузов, перевозимых (более 100 млрд. т. в год), грузообороту (45 трлн. тонно-километров в год), пассажирооборотом (10 трлн пассажиро-километров на год).

  В структуре грузооборота на морской транспорт приходится 62%, на железнодорожный - 16, на трубопроводном - 11, на автомобильный - 8, на внутренний водный - 3. В пассажирообороте на первом месте - автомобильный транспорт (80%), на втором - железнодорожный (11%), на третьем - воздушный (8%).

  Мировая транспортная система сформировалась в XX ст. Она внутренне неоднородна, и поначалу в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых стран и развивающихся стран. Транспорт экономически развитых стран имеет сложную структуру и представлен всеми видами. Особенно высоким уровнем развития транспорта отмечаются США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Канада. На эти страны приходится 78% общей протяженности мировой транспортной сети и 74% грузооборота мира. В странах, развивающиеся транспортная система отражает территориальную структуру хозяйства - соединяет районы добычи минерального сырья или районы плантационного хозяйства и порты (экспортная ориентация экономики). Плотность транспортной сети в экономически развитых странах составляет 50-60 км. каждые 100 км2 территории, а в развивающихся странах - лишь 5-10 км.

  В мировой транспортной системе выделяют несколько региональных транспортных систем или подсистем. Наивысшего уровня среди них достигла транспортная система Северной Америки - почти 30% общей длины всех мировых путей. Региональная транспортная система Европы по многим показателям уступает системе Северной Америки, но превышает ее плотностью сети и частоте движения. Транспортные различия в Азии насколько большие, что в ее пределах выделяют несколько транспортных систем, как: высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии, систему стран Юго-Западной Азии. То же касается Африки, где существуют значительные различия между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, Латинской Америки. В Австралии сложилась региональная транспортная система. Единственная региональная транспортная система характерна и для стран СНГ.