Транспорт - одна из важнейших отраслей
экономики любой страны. Он участвует в создании продукции и
доставке ее потребителям; осуществляет связь между производством и потреблением, между
различными отраслями хозяйства, между странами и регионами. По характеру
выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Основные
его виды группируются по геосферами: наземный (автомобильный, железнодорожный,
гужевой, вьючный транспорт), водный (морской, речной, озерный), воздушный
транспорт. Особым видом являются средства непрерывного транспортирования
(трубопроводный транспорт, ленточные транспортеры, конвейеры и др.).
Значение и место транспорта в мировом
хозяйстве характеризуется протяженностью сети дорог (30 млн. км., в том
числе 1,3 млн. км. - железнодорожные линии, 24 млн. км. - автомобильные дороги, 1,5
млн. км. - трубопроводы, 8 млн. км. - воздушные пути), подвижным составом (350
млн. автомобилей, 65 тыс. судов, несколько миллионов вагонов, сотни тысяч
локомотивов), численности занятых на транспорте (100 млн. человек), весом
грузов, перевозимых (более 100 млрд. т. в год), грузообороту (45
трлн. тонно-километров в год), пассажирооборотом (10 трлн пассажиро-километров
на год).
В структуре грузооборота на морской
транспорт приходится 62%, на железнодорожный - 16, на трубопроводном - 11, на
автомобильный - 8, на внутренний водный - 3. В пассажирообороте на первом месте -
автомобильный транспорт (80%), на втором - железнодорожный (11%), на третьем -
воздушный (8%).
Мировая транспортная система сформировалась в XX
ст. Она внутренне неоднородна, и поначалу в ней можно выделить транспортные
системы экономически развитых стран и развивающихся стран. Транспорт
экономически развитых стран имеет сложную структуру и представлен всеми видами.
Особенно высоким уровнем развития транспорта отмечаются США, Япония, ФРГ,
Франция, Великобритания, Канада. На эти страны приходится 78% общей
протяженности мировой транспортной сети и 74% грузооборота мира. В странах,
развивающиеся транспортная система отражает территориальную структуру
хозяйства - соединяет районы добычи минерального сырья или районы
плантационного хозяйства и порты (экспортная ориентация экономики). Плотность
транспортной сети в экономически развитых странах составляет 50-60 км.
каждые 100 км2 территории, а в развивающихся странах - лишь 5-10
км.
В мировой транспортной системе выделяют
несколько региональных транспортных систем или подсистем. Наивысшего уровня среди
них достигла транспортная система Северной Америки - почти 30% общей
длины всех мировых путей. Региональная транспортная система Европы по
многим показателям уступает системе Северной Америки, но превышает ее
плотностью сети и частоте движения. Транспортные различия в Азии насколько
большие, что в ее пределах выделяют несколько транспортных систем, как:
высокоразвитую систему Японии, систему Китая, систему Индии, систему стран
Юго-Западной Азии. То же касается Африки, где существуют значительные
различия между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары, Латинской
Америки. В Австралии сложилась региональная транспортная система. Единственная
региональная транспортная система характерна и для стран СНГ.