География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ
Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

39. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА

39.2. Развитие и размещение важнейших видов транспорта

  39.2.1. Железнодорожный транспорт.

  Мировая система железных дорог сложилась в начале XX ст. Железные дороги есть в 140 странах мира, а протяженность их составляет примерно 1,3 млн. км. Более половины эксплуатационной длины приходится на развитые страны и лишь 1/5 - на развивающиеся. Соответственно, в первом случае плотность железнодорожных путей гораздо выше, чем во втором. Самая высокая она в Бельгии, Германии, Швейцарии: 4-18 км/100 км2. Во многих странах этот показатель не превышает 0,1-0,5 км/100 км2. Есть страны, не имеющие железных дорог: Кипр, Лаос, Нигер, Чад, Бурунди, Исландия и т.д.

  Железнодорожная сеть развитых стран отличается высокой пропускной способностью. Этот показатель зависит от количества проложенных линий. Большая часть железных дорог - одноколейная; двух - и многоколейные составляют примерно 1/7 общей протяженности железных дорог мира. Многоколейные железной дороги расположены на подходах к крупных железнодорожных узлов. Иногда в мощных индустриальных районах между поставщиком и потребителем сырья прокладывается несколько железных дорог для бесперебойного снабжения угля, железной руды и т.п.

  В мире используется несколько типов железнодорожной колеи: нормальная, широкая, средняя и узкая. К нормальной относят западноевропейскую, или стефенсонівську (1435 мм.), и колею, что исторически сложилась на просторах Российской империи (1524 мм.). Первая преобладает в большинстве стран Европы, в Северной Америке, Северной Африке, Австралии, на Ближнем и Среднем Востоке; вторая - на территории независимых стран, образовавшиеся на развалинах империи. Широкая колея бывает двух видов: иберийская (1656 мм.) и ирландская (1600 мм.). Первая распространена в Индии, Пакистане, Аргентине, вторая - в Португалии, Ирландии, Шри-Ланке. Средняя колея тоже бывает двух видов: капская (1067 мм.) и метровая (1000 мм.). Первую строят в Японии, Индонезии, Новой Зеландии, ЮАР, Австралии, в некоторых странах Тропической Африки, вторую - в странах Индокитая, в Бразилии, в отдаленных районах Индии, Пакистане, некоторых странах Западной Африки. Узкая колея (600-900 мм.) есть в странах Тропической Африки и Центральной Америки. В этих регионах она иногда соседствует со средней колеей. На нормальную колею в мире приходится 75%, на среднем - 17, на широкую - 7, на узкую - 2% . В Европе и Северной Америке 98% пути - нормальная и широкая.

  Характерной особенностью этого вида транспорта является наличие крупных трансконтинентальных железных дорог. В Европе это Брест (Франция) - Париж - Берлин - Варшава - Москва - Екатеринбург, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Милан - Рим - Реджо-ди-Калабрия, Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Кадис и много других, пересекающих континент в разных направлениях. Работает многофункциональная туннельная дорога под Ла-Маншем, который соединил Францию и Англию.

  Крупнейшие трансконтинентальные железные дороги в Америке: Гали-факс - Монреаль - Виннипег - Ванкувер, Нью-Йорк - Чикаго - Сиэтл - Сан-Франциско, Балтимор - Сент-Луис - Лос-Анджелес, Буэнос-Айрес - Вальпараисо, Буэнос-Айрес - Антофагаста. Строится железная дорога, которая соединит северные районы Америки с южными. В Африке нет таких больших дорог. Исключение составляют железные дороги, проложенные в широтном направлении на юге материка: Лобіту - Бейра и Людериц - Дурбан. В Австралии известная дорога Сидней - Перт. В Азии продолжается работа по объединению железнодорожной сети континента: сооружается Трансазійська магистраль от Стамбула до Сингапура (14 тыс. км). В Индии построено Трансіндійську магистраль. В России действует Транссибирская магистраль (Челябинск - Владивосток). Параллельно ей проложены Южно-Сибирская и Сибирская магистрали.

  Уровень технической оснащенности очень важен для характеристики размещения железнодорожного транспорта. Эти показатели самые высокие в США и Западной Европе: там большая часть железных дорог уложена рельсами тяжелого типа. На станциях широко применяются централизация управления и автоблокировка, радиотелефоны и телевидения. Подвижной состав - мощные локомотивы и вагоны большой грузоподъемности, пассажирские вагоны высокой комфортности. На железных дорогах США, Западной Европы и Японии действуют магистрали со увеличенной скоростью движения. Пассажирские поезда здесь курсируют со скоростью 200-250 км/ч. Применение электрической тяги больше всего распространено в Европе.

  В странах, что развиваются, технический уровень железнодорожного транспорта низкий: применяется разнотипный подвижной состав, преимущественно маломощные локомотивы, вагоны малой грузоподъемности, значительное место принадлежит паровой тяге.

  Во всем мире наблюдается тенденция к снижение удельного веса железнодорожного транспорта в общем объеме грузо - и пассажироперевозок. Однако этот вид транспорта еще долго будет вести в перед транспортной системе мира.