39.2.1. Железнодорожный транспорт.
Мировая система железных дорог сложилась в начале
XX ст. Железные дороги есть в 140 странах мира, а протяженность их составляет примерно
1,3 млн. км. Более половины эксплуатационной длины приходится на развитые
страны и лишь 1/5 - на развивающиеся. Соответственно, в первом случае
плотность железнодорожных путей гораздо выше, чем во втором. Самая высокая она в
Бельгии, Германии, Швейцарии: 4-18 км/100 км2. Во многих странах
этот показатель не превышает 0,1-0,5 км/100 км2. Есть страны, не имеющие
железных дорог: Кипр, Лаос, Нигер, Чад, Бурунди, Исландия и т.д.
Железнодорожная сеть развитых стран
отличается высокой пропускной способностью. Этот показатель зависит от количества
проложенных линий. Большая часть железных дорог - одноколейная; двух - и
многоколейные составляют примерно 1/7 общей протяженности железных дорог мира.
Многоколейные железной дороги расположены на подходах к крупных железнодорожных узлов.
Иногда в мощных индустриальных районах между поставщиком и потребителем
сырья прокладывается несколько железных дорог для бесперебойного снабжения
угля, железной руды и т.п.
В мире используется несколько типов
железнодорожной колеи: нормальная, широкая, средняя и узкая. К нормальной
относят западноевропейскую, или стефенсонівську (1435 мм.), и колею, что
исторически сложилась на просторах Российской империи (1524 мм.). Первая преобладает
в большинстве стран Европы, в Северной Америке, Северной Африке, Австралии, на
Ближнем и Среднем Востоке; вторая - на территории независимых стран,
образовавшиеся на развалинах империи. Широкая колея бывает двух видов: иберийская (1656
мм.) и ирландская (1600 мм.). Первая распространена в Индии, Пакистане, Аргентине,
вторая - в Португалии, Ирландии, Шри-Ланке. Средняя колея тоже бывает двух видов:
капская (1067 мм.) и метровая (1000 мм.). Первую строят в Японии, Индонезии,
Новой Зеландии, ЮАР, Австралии, в некоторых странах Тропической Африки, вторую - в
странах Индокитая, в Бразилии, в отдаленных районах Индии, Пакистане, некоторых
странах Западной Африки. Узкая колея (600-900 мм.) есть в странах Тропической
Африки и Центральной Америки. В этих регионах она иногда соседствует со средней
колеей. На нормальную колею в мире приходится 75%, на среднем - 17, на широкую - 7,
на узкую - 2% . В Европе и Северной Америке 98% пути - нормальная и широкая.
Характерной особенностью этого вида транспорта
является наличие крупных трансконтинентальных железных дорог. В Европе это Брест (Франция)
- Париж - Берлин - Варшава - Москва - Екатеринбург, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне
- Милан - Рим - Реджо-ди-Калабрия, Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид -
Кадис и много других, пересекающих континент в разных направлениях. Работает
многофункциональная туннельная дорога под Ла-Маншем, который соединил Францию и
Англию.
Крупнейшие трансконтинентальные железные дороги в
Америке: Гали-факс - Монреаль - Виннипег - Ванкувер, Нью-Йорк - Чикаго - Сиэтл
- Сан-Франциско, Балтимор - Сент-Луис - Лос-Анджелес, Буэнос-Айрес -
Вальпараисо, Буэнос-Айрес - Антофагаста. Строится железная дорога, которая соединит
северные районы Америки с южными. В Африке нет таких больших дорог.
Исключение составляют железные дороги, проложенные в широтном направлении на юге
материка: Лобіту - Бейра и Людериц - Дурбан. В Австралии известная дорога Сидней
- Перт. В Азии продолжается работа по объединению железнодорожной сети континента: сооружается
Трансазійська магистраль от Стамбула до Сингапура (14 тыс. км). В Индии
построено Трансіндійську магистраль. В России действует Транссибирская магистраль
(Челябинск - Владивосток). Параллельно ей проложены Южно-Сибирская и
Сибирская магистрали.
Уровень технической оснащенности очень важен
для характеристики размещения железнодорожного транспорта. Эти показатели самые высокие в
США и Западной Европе: там большая часть железных дорог уложена рельсами тяжелого
типа. На станциях широко применяются централизация управления и
автоблокировка, радиотелефоны и телевидения. Подвижной состав - мощные
локомотивы и вагоны большой грузоподъемности, пассажирские вагоны высокой
комфортности. На железных дорогах США, Западной Европы и Японии действуют магистрали со
увеличенной скоростью движения. Пассажирские поезда здесь курсируют со скоростью 200-250
км/ч. Применение электрической тяги больше всего распространено в Европе.
В странах, что развиваются, технический уровень
железнодорожного транспорта низкий: применяется разнотипный подвижной состав,
преимущественно маломощные локомотивы, вагоны малой грузоподъемности, значительное место
принадлежит паровой тяге.
Во всем мире наблюдается тенденция к
снижение удельного веса железнодорожного транспорта в общем объеме грузо - и
пассажироперевозок. Однако этот вид транспорта еще долго будет вести в перед
транспортной системе мира.