Машиностроение - комплексная отрасль промышленности, которая производит
орудия труда для хозяйства и технику оборонного, производственного и
бытового назначения. В машиностроении занято более 80 млн. человек. В
развитых странах удельный вес машиностроения составляет 30-40% промышленной
продукции; в развивающихся странах - 16-18% . Машиностроительные предприятия
распределяются на заводы полного цикла и сборочные. До сборочных принадлежат
предприятия, которые получают от смежников до 50% комплектующих изделий.
Мировое машиностроение подразделяется на общее (35 - 37%), транспортное
(33-35%), электротехнику, включая электронику (30-31%). Основные типы
размещение предприятий: 1) машиностроение крупных центров - разнообразное,
трудоемкое, не металомістке (Киев, Токио, Париж и др.); 2) машиностроение,
которое формируется на металлургических базах, - металомістке, тяжелое; энергомашиностроение - Харьков (Украина),
Питсбург (США), Дуйсбург (ФРГ); 3) машиностроение как обслуживающая отрасль -
станкостроение, производство различного технологического оборудования - Техас
(США), Баден-Вюртемберг (ФРГ), Ланкшир (Великобритания); 4) машиностроение
транспортных узлов - судостроения в портах, локомотиво-и вагоностроение в
железнодорожных узлах и др. - Николаев (Украина), Лос-Анджелес (США), Токай
(Япония); 5) машиностроение на месте традиционных кустарных металопромислових
центров - Бирмингем (Великобритания), Эскильстуна (Швеция); 6) машиностроение
(главным образом сборка) новых индустриальных стран (Сингапур, Республика
Корея и др.). На Северную Америку (США, Канаду, Мексику) приходится 1/3
мирового машиностроения. Этот регион выступает на мировом рынке как экспортер
продукции тяжелого машиностроения высокой сложности и наукоемких отраслей.
На Западную Европу приходится 25-30%. Это в основном регион производства продукции
массового машиностроения. Третий регион - Восточная и Юго-Восточная Азия
(около 20% продукции мирового машиностроения). В странах, что развиваются,
машиностроение развито неодинаково. Если в странах Юго-Восточной Азии
уровень его практически не отличается от развитых стран, то в других -
машиностроение представлено только ремонтными и сборочными предприятиями.
В отдельных странах размещения машиностроения
зависит от многих факторов. Так, предприятия по производству металлоемкого
оборудования для самого машиностроения, черной металлургии, химической
промышленности, энергетики находятся в районах черной металлургии (северный
восток США, Рур в ФРГ, Донбасс в Украине, Урал в России, Верхняя Силезия в Польше и
т.д.). Приборостроение, радиоэлектроника, производство точных машин
размещаются в районах, которые имеют трудовые ресурсы высокой квалификации. В
расположении предприятий, выпускающих бытовые приборы и машины, большую роль
играют потребительский фактор, покупательский спрос.
Одна из главных отраслей машиностроения -
автомобилестроение. Оно в значительной мере определяет состояние экономики крупнейших
развитых стран. В мире ежегодно производится 50 млн. легковых и грузовых
автомобилей. Основные производители автомобилей - Япония (12,3 млн.), США (10,9
млн.), ФРГ (4,6 млн.), Франция (3,5 млн.). В крупнейших автомобильных фирм
мира принадлежат «Дженерал моторе», «Форд», «Краслер» (США), «Тойота», «Ниссан»,
«Хонда» (Япония), «Фольксваген» (ФРГ), «Фиат» (Италия) и др.
В мировом судостроении ведущие позиции в
Японии, Республики Кореи, ФРГ, Бразилии.
Очень важную роль в машиностроительном комплексе
мира играют другие отрасли транспортного машиностроения (вагоностроение,
самолетостроение), а также станкостроение, электроника, приборостроение и
др.