НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
12.2. Неолиберальные концепции государственного регулирования экономики
Неолиберализм - одно из основных направлений современной экономической теории и экономической политики, которые основываются на признании необходимости сочетания государственного регулирования экономики с осуществлением принципов экономической свободы, максимально возможным использованием рыночных механизмов и свободной конкуренции в условиях возрастающей тенденции к монополизации хозяйственной жизни общества. Неолиберализм пришел на смену классическому либерализму, идеи которого в начале XX в. оказались недостаточными для разработки соответствующей системы эффективных мер, направленных на предотвращение монополизации рыночного хозяйства, социальной поляризации общества, наращиванию государственного интервенционизма. Великая депрессия 1929-1933 гг. означала окончательный упадок классического либерализма, модели свободного рыночного хозяйства, что получило отражение, с одной стороны, в генезисе кейнсианства как идеологии макроэкономического регулирования, а с другой - в существенном пересмотре всей системы либеральных взглядов, прежде всего в отношении проблемы соотношения рыночных и государственных механизмов координации хозяйственной жизни общества. Именно в результате пересмотра ортодоксальных либеральных позиций в 30-е годы XX в. возникли различные теоретические школы экономического неолиберализма, который во многом является итогом длительной идейной полемики вокруг проблем, порожденных системой естественного порядка и последовательным государственным вмешательством в экономику.
Решение этих задач взяли на себя немецкие неолибералы, которые в период между двумя мировыми войнами непосредственно столкнулись с острыми социальными последствиями саморазрушения рыночного хозяйства, тоталитарной диктатурой фашизма, с возникновением, развитием и полным крахом централизованно управляемой принудительной экономики. В Германии в начале 30-х годов было как минимум три группы неолибералов, каждая из которых внесла заметный вклад в выяснение возможности антитоталитарной и социальной эволюции системы свободного предпринимательства, в теорию и практику социального рыночного хозяйства.
Старейшая группа немецких неолибералов, которая сложилась в эмиграции в Стамбуле после прихода нацистов к власти и которую возглавили В. Репке и А. Рюстов, претерпела существенного влияния идей и взглядов Л. Мизеса. Важнейшая его заслуга - разработка общих основ и приоритетов теории и политики неолиберализма, анализ его социальных функций и специфики в отличие от экономической платформы классического либерализма, в частности теории естественного порядка. Особое внимание эти экономисты уделяли вопросам теории экономического строя и экономической политики, разграничению и взаимосвязи этих понятий. Экономический строй общества, за В. Репке, призван решить две главные проблемы: во-первых, обеспечить хозяйственный порядок, который надежно функционирует, в пределах которого правильно определялось бы, что, когда, в каком количестве и каким образом должно быть произведено; во-вторых, обеспечить экономические условия и стимулы, которые побуждали бы людей к производительному труду, к созданию максимального количества благ и услуг высокого качества. Именно на это должна быть направлена экономическая политика государства, которая, с одной стороны, поддерживала бы общие принципы и условия хозяйствования, а с другой - с помощью финансово-налоговых рычагов стабилизирующее влияла бы на экономические процессы. Адекватно этим требованиям соответствует, по мнению В. Репке, конкурентный порядок рыночного хозяйства и свойственная ему экономическая политика.
Вторая группа сформировалась вокруг. Ойкена и Ф. Бема во Фрайбургском университете. В отличие от В. Репке и А. Рюстова они начинали как самостоятельные исследователи, привлекая немало научной молодежи. Так возникла фрайбургский школа неолиберализма, представители которой сумели во многом преодолеть ограниченность немецкой национальной экономики, которая характеризовалась прагматичностью, описательностью в исследовании конкретно-исторических форм развития отдельных стран в ущерб теоретическим обобщениям и выводам. Вместе с тем, теоретики фрайбургской школы усвоили и развили важнейшие положения исторической школы в Германии середины XIX в., в рамках которой, впервые в экономической науке, разрабатывались классификации национальных хозяйств, было выделено общие стадии хозяйственного развития различных стран и др. Принципы, положенные в основу этих классификаций, критерии определения стадий исторического и экономического развития, трактовка экономической системы и системо-утворювальних факторов - таково основное содержание теории и политики хозяйственного порядка В. Ойкена. По сути, В. Ойкену в его труде "Принципы экономической политики" (Тюбинген, 1952 г.) удалось совместить два основных способа мышления, которым он дал название "мышления в исторических формах" и "мышление в формах строя". Заслугой В. Ойкена, по мнению либералов, является также трактовка им экономической науки как теоретической основы для определения целей, инструментов, форм экономической политики, направленной на формирование, поддержание и развитие конкурентного строя рыночного хозяйства. Теоретики фрайбургской школы, более известные как ордоліберали, достаточно подробно изложили свои представления о теории и политику строя.
Третья группа немецких экономистов, представленная A. Мюллером-Армаком, Л. Эрхардом и их учениками, вошла в историю как кельнская школа неолиберализма, в рамках которой была разработана концепция социального рыночного хозяйства. Тогда как В. Репке и А. Рюстов в 20-е годы исследовали основные проблемы теории строя и политики строя, а Охікен работал над "Принципами экономической политики", А. Мюллер-Армахем начал разработку концепции социального рыночного хозяйства, используя труды своих предшественников и опираясь на теоретические основы ордолиберализма фрайбургской школы, которые в то время уже сложились.
Термин "социальное рыночное хозяйство" предложил А. Мюллер-Армахем после 1946 г. для характеристики форм перехода от военной, сверхцентрализованной экономики к мирной и рассматривал такое хозяйство сначала как временная мера для оживления хозяйственной жизни и решения проблем восстановления народного хозяйства. Следовательно, это понятие наполнилось новым содержанием и превратилось в концепцию нового экономического строя для ФРГ, последовательно реализованную еще в 50-е годы в экономической политике министра хозяйства, а затем вице-канцлера и канцлера ФРГ Л. Эр - харда. В его работе "Благосостояние для всех" (1956 г.) отражен обобщенный опыт практического осуществления концепции социального рыночного хозяйства в послевоенной ФРГ на основе идей неолиберализма.
В генезисе немецкого неолиберализма на примере трех основных групп его представителей отчетливо проявилась тенденция к созданию единой, общей теории трансформации тоталитарного строя с централизованно управляемой, принудительной экономикой в демократический строй на основе свободного хозяйствования с его ориентацией на решение социальных проблем. Совместными усилиями трех групп немецких неолибералов было разработано очень прагматичную и одновременно идеологически привлекательную концепцию восстановления в ФРГ разрушенного за годы фашистской диктатуры и войны свободного рыночного хозяйства, лишенного недостатков классической либеральной модели и наделенного более-менее надежными социальными и антимонопольными стабилизаторами. Методологическая основа и важнейшие элементы концепции социального рыночного хозяйства - это теория и политика строя Репке - Рюстова, идеальные типы хозяйства и принципы экономико - политических мер по адаптации рыночной экономики к решению социальных проблем Мюллера-Армака - Эрхарда.