Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МИФОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ - совокупность выдумок, догм, анекдотов, фантазий, псевдоідей, заблуждений, "очевидных" представлений о социальном мире, циркулирующих в сознании социологов и оказываются в сфере их профессиональной деятельности и общении. Конечно, эту субъективистский "ауру", что все время окружает социологов и сопровождает их познавательную практику, они часто не замечают и, как правило, не воспринимают как М. с. И это, на наш взгляд, не удивительно, потому что, кажется, соціол. саморефлексия и самосознание не достаточно развиты, они значительно слабее, чем, скажем, филос. саморефлексия и самосознание. Среди социологов не так уж и много специалистов, которые занимаются анализом самой социологии, раскрытием ее сущности и специфики как познавательной дисциплины, особенностей соціол. мышления и т.д, хотя современная социология охватывает все виды и формы наук, деятельности, начиная от узко эмпирических и заканчивая разнообразной и разного уровня теорет. деятельностью.

Мифотворчество - органическая, хотя и побочная цель любой профессиональной деятельности, особенно интеллектуальной, наук, или ідеол. В социологии же она имеет разные истоки, одни из которых объединяют ее с мифотворчеством в некоторых других науках, другие - отличают от них. Напр., общ. источником мифов наук, творчества выступает эмоциональность исследователей и ученых. Поскольку науку творят живые люди, то без эмоций поиску истины не бывает. Эмоции и переживания исследователя не только субъективно "закрашивают" добытое им знание, а нередко и трансформируются в особые фантастические образы мира, оценки, представления, и функционируют как иллюзии, мифы, заблудження.

Еще один источник М. с. - обыденное сознание. Как и любой ученый, социолог имеет раздвоенное сознание - наук, и будничную. Какой бы обученной, рафинированным и богатой на знания первая не отличалась, она все же основывается на второй и опирается на нее, на ее отражательный опыт. Именно в этой последней и кроются всевозможные міфоподібні когнитивные образования, которые и проникают в науч. сознание.

И едва ли не чаще мифотворчество в науке, в т. ч. и в социологии, связано с наивным реализмом (материализмом) исследователей. Проблема "наивности" познавательного субъекта древняя в философии и науке, она многоаспектна и многозначительная, но самой интересной ее гранью есть образ особого субъекта познания - наивного, неписаное кредо которого является основой повседневной познавательной практики, которая так или иначе влияет на практику наук, через самого субъекта познания. В физике - это "наивный физик", что "сидит" в каждом физику, в химии - это, разумеется, "наивный химик", что "сидит" тоже в каждом химику, и т.д. Канадский философ науки Марио Бунге проанализировал основные догмы "наивного физика" (Философия физики. М., 1975. С.18 - 34). Он показал, что самой примечательной чертой "наивного физика" является его слепая вера в "опыт" (наблюдение и эксперимент) и отождествление этого опыта с физической реальностью через объективацию знания о ней.

Нет сомнения в том, что и в каждом социолог "сидит" "наивный" его двойник, который в той или иной мере управляет "не наивным" социологом. Это означает, что каким бы подготовленным в теоретико-методол. отношении социолог не был, как бы критически не оценивал процесс соціол. познания, и все же его сознание объективно остается такой, что не может не исповедовать определенные догмы и заповеди, которые есть кредо "наивного социолога". Вот некоторые из них.

1. Эмпирическая информация о фактах, сами факты - абсолютное источник и начало соціол. познания и знания. (Опровержение: абсолютным источником и началами соціол. познания, а следовательно и знания является практика, что "подводит" социолога в тех или иных фактов, стикає его с ними, заставляет в определенной степени конституировать их с помощью інтерпретативної способности).

2. Соціол. знание выводится из социальных фактов, эмпирической информации о них. (Опровержение: соціол знание выводится из соціол. знания с помощью интерпретации фактов, эмпирической информации о них. Ни в фактах, ни в информации о них непосредственных знаний нет).

3. Социальный объект - такой, каким его описал (подал, смоделировал и др.) социолог. (Опровержение: социальный объект лишь частично "такой", потому что он предстает еще и как объективная реальность, и это дает возможность другому социологу создавать другой образ объекта, приписывать ему другие смыслы и значения).

4. Философия не является обязательным для социолога, он свободен от нее. (Опровержение: поскольку социолог имеет дело с социальным субъектом (человеком), то уже хотя бы для исходного понимания этого человека ему нужна определенная философия).

5. Социолог в своей познавательной деятельности и теорет. выводах ідеол. нейтральный. (Опровержение: познавательная деятельность социолога происходит в социально обусловленном среде, которое "производит" в его голове "социальные комплексы" ("тотальную идеологию", за К.Поппером), предубеждения, убеждения, идеи, представления, иллюзии и др., которые (даже через подсознательное и бессознательное) влияют на формирование системы исходных посылок (предположений) для интерпретаций и выводов. Более того, в условиях, когда в обществе происходит борьба тех или иных социальных идей, деятельности и творчестве социологов разворачивается непременно в русле этих идей - реліг., либеральной, нац., социалист, и др. (напр., католическая социология во Франции - в русле религ. идеи, марксист, социология - социалист и коммунист, идей, эволюционизм Г. Спенсера, функционализм Т. Парсонса или "социальный обмен" Дж. Хоманса - либеральной идеи и т.д. Социальные же идеи, как известно, отражают интересы определенных сусп. групп, сил). Следовательно, эти заідеол. интересы так или иначе проникают в исследовательско-познавательную деятельность социолога, который не может быть ідеол. нейтральным, как бы эту свою "нейтральность" он не пытался демонстрировать).

Наконец, собственно соціол. источником мифов опыты, практике социолога являются объект познания (социальная реальность) и его, социолога, собственная интерпретативная деятельность. Поскольку социальная реальность невозможно знание "точное", а только вероятностное, "угадуване", то уже этой характеристикой соціол. познания закладывается в нем возможность мифотворчества. Кроме того, поскольку социолог своей интерпретацией конструирует (конституирует) социальные факты, то эта процедура тоже не обходится без той же мифотворчества. В частности, речь идет о постоянной гносеол. ситуацию, когда социологу не хватает дополнительных знаний о реальности, чтобы наиболее адекватно и исчерпывающе интерпретировать факты или информацию о них (по этой причине он всегда "творчески" фантазирует), или же избранные им интерпретативная позиция и контекст слишком ограничены и сужают процедурные возможности интерпретации. Конечно, все это не может не обрастать ошибками и заблудженнями, что преследуют социолога, воплощаясь в его теорет. выводы и практ. рекомендации заказчику. Особенно отчетливо интерпретативные фантазии социологов оказываются во время избирательных кампаний, которые делают возможным быструю проверку их выводов объективными результатами голосования. Немало таких исследователей - "фантастов" потерпели фиаско именно благодаря действиям проверке.

Знание источников М. с. и стремление избегать или сводить к минимуму способствует повышению профессиональной культуры социологов.