Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МИФ - элемент культуры, появившийся на ранних стадиях эволюции человечества (героические и этнологические Г.), но и до сих пор является важным компонентом сусп. сознания. Первоначальная мифология отражала представления людей о природные и социальные явления в образах богов и легендарных героев; современная мифология опирается на освященные идеологией или традициями верования. Так, амер. общество в значительной степени обязано своими успехами и стабильностью М. о общество равных возможностей (амер. мечта), социалист. М. длительное время был фактором консолидации сов. общества.

Еще сравнительно недавно М. и мифология в целом рассматривались исключительно как атрибут первобытного мировоззрения, анализ міфол. сознания проводился в рамках дихотомии "мифологическое - рационалистическое", причем настойчиво приходилось верховенство последнего. Сейчас же категория М. занимает почетное место в арсенале понятий, используемых для объяснения широкого круга явлений социальной действительности. Міфол. сознание рассматривается как одна из имманентно присущих человечеству форм сознания, и "разрушение мифа приводит не к господству рационального, а до утверждения нового мифа" (О. В. Гулига).

Реабилитация мифологии как актуально действующего социального фактора связана с работами А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж. Сореля, В. Парето, С. Фрейда, Юнга, что рассматривали идеологию как социальную мифологию. В сов. социологии исследования социальной мифологии проводились П. С. Гуревичу, который рассматривает ее как специфический феномен ідеол. практики XIX - XX вв., особый тип духовной деятельности по созданию и распространению полет. М. Исходя из этих позиций, понятие М. в социологии стало рассматриваться как обозначение разнообразных иллюзорных представлений, преднамеренно используются господствующими в обществе силами для воздействия на массы.

На наш взгляд, не стоит сужать отрасль социальной мифологии в совокупности полет. М. Социальные М. имеют более широкую базу в сусп. сознания, и их проблематика выходит за пределы политики. Издавна социальные М. освящают "извечные" вопросы власти и подчинения, зависимости и свободы, справедливости и неравенства и т.д. Они представляют собой общий для всей человеческой общности форму осмысления мира, построенная на единых механизмах функционирования человеческой психики. Это мощный подсознательный фактор духовной культуры, сокровищница традиций и пережитков, демиург многих форм социального поведения. Поэтому продуктивным представляется комплексный подход к изучению проблемы М., что включает вместе с політол. историко-культурологічнии, соціол. и социально-психол. аспекты.

До сих пор не существует исчерпывающего и внутренне непротиворечивого определения М. Вместе с тем можно зафиксировать ряд существенных его характеристик.

1. М. - это такая система мышления (и рассказы), которая имеет свои собственные категории пространства и времени, структуру и функции; в которой абстрактные понятия замещаются конкретными символ, образами. Для М. характерна психол. достоверность.

2. Понимание М. осуществляется через выделение двух смысловых слоев любой мифологии: мифологемы и этнологического М. Первая представляет собой интуитивно-эмоциональный образ, что содержит догадку о сущностный момент бытия; она ахронічна, иррациональная и выраженная поэтическими средствами. Второй - это попытка рационально-логического объяснения мира на уровне т.н. здравого смысла, определенный спекулятивный способ осмысления содержания идеологемы.

3. М. является образной концепцией світоусвідомлення, что характеризуется целостностью восприятия. Осмысление реальности как единого целого является важной особенностью міфол. сознания, что обеспечивает стабильность внутреннего мира человека.

4. Как средство моделирования мира М. - полифункциональное образование; теряя одну из функций, он сохраняет другие, приобретая вместе с тем новых. Напр., М. может быть элементом религ. сознания и одновременно - факту худ. культуры.

5. В восприятии каждой последующей культуры предварительному наблюдается элемент мифотворчества, что воплощается в идеализации определенных моментов прошлого.

6. М., как и критико-аналит. познания, является формой проникновения в истор. реальность, но со стороны ее субъективной ипостаси. Самосознание и субъективная оценка времени, что содержится в восприятии прошлого, отраженные в этом восприятии представление о идеал и норму собственного бытия также входят в содержание эпохи и так же важны для ее понимания, как и непосредственные данные сусп. опыта.

7. Мифология не монополизирует сознания человека, ее функция регулятора поведения людей в разных истор. времен была неодинаковой. Однако нет оснований говорить о неуклонном обнищании роли мифологии в обществе. Міфол. представления, подкрепленные авторитетом религии или идеологии, способны в значительной степени определять коллективное восприятие действительности и влиять на поведение членов данного социума.

8. Источник міфол. мышление - механизм коллективной знакоутворюючої деятельности, в процессе которой моделируется окружающая реальность и социум структурируется. В этой связи М. можно определить как систему онтологізованих семиотических ценностей, которые актуальны в конкретной социокультурной общности.

Итак, М. - это инструмент осмысления реальности, в которой существует социум. Міфол. мышления, использующий совокупность М. для осмысления мира, является определенным способом систематизации, не доведенным до понятийного уровня, оно имеет мощную интегрирующую, стабилизирующую и мотивирующую силу. В этом своем качестве сусп. фактора мифология и составляет предмет соціол. исследования.