Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс движения индивидов между иерархически или иным образом организованными элементами социальной структуры: классами, слоями, группами, статусами, позициями Сравнивая социальное положение детей и родителей (чаще сына и отца), социолог устанавливает, произошла смена социального положения между двумя поколениями, то есть произошла міжгенераційна мобильность. Фиксируя движение индивида в пространстве различных позиций, статусов протяжении жизни, социолог изучает внутренне-генераційну мобильность. По направлению выделяют вертикальную, восходящую или нисходящую М. с. (должностное продвижение, повышение квалификации или, наоборот, деквалификация, переход в группы и слои, которые занимают низшие позиции в статусной иерархии), а также горизонтальную М. с. - движение между однородными в социальном отношении группами, статусами, рабочими местами.

По характеру детерминации выделяют структурную мобильность, которая обусловлена развитием технологий, разнообразием форм собственности, сдвигами в структуре профессий и специальностей, структуры занятости и рабочих мест. Это мобильность вынужденная, навязанная индивидам, поскольку новое поколение вступает в жизнь в условиях, созданных старшими поколениями преимущественно для себя, и оно должно приспособиться к ним, а значит, осуществить М. с. Исследуется также циркулирующая (обменная) мобильность, которая обусловлена преимущественно социальными факторами: расширением доступа к общ. и специального образования, повышением качества знаний, приобретаемых в столичных и периферийных учеб. заведениях или, наоборот, дифференциацией их по признаку качества обучения, степени доступа к профессиям, которые пользуются наибольшим уважением в обществе, динамикой структуры ценностей, мотивов трудового поведения, степени закрепления групп и слоев по социально и экон. неравноценными видами деятельности, функциями и т.п.

Независимыми переменными в изучении мобильности выступают обычно: уровень образования родителей, их должность и профессия в то время, когда респондент заканчивал общ. образовательную школу; уровень материального обеспечения; место проживания респондента до 16-летнего возраста (степень урбанизированности детства); количество детей в семье; тип уч. заведения, который окончил респондент; первое место работы. Установлено, что уровень стремлений индивидов, их способность достигать жизненных целей, получать престижное образование и занимать привлекательные рабочие места и статусы существенно зависят от культурного и образовательного уровня родителей, их доходов, возможностей помогать детям на первых этапах социального самоопределения. Это означает, что шансы на вертикальную М. с. неравномерно распределены между различными группами, слоями и категориями населения. Вероятность получить высшее образование у выходцев из семей, родители которых также закончили соответствующие уч. заведения, значительно большая, чем у выходцев из семей рабочих или крестьян со средним или средним специальным образованием. Факт довольно интенсивного движения в социальной структуре свидетельствует, что мобильность является средством индивидуального преодоления неравенства, доступность которого является неодинаковой для выходцев из семей разного типа, для жителей города и села, большого и малого города. Изучение М. с., таким образом, практически всегда является изучением имеющейся и постоянно воспроизводимой социального неравенства в обществе. Для М. Вебера, кроме того, М. с. была признаком, достаточным и необходимым для конституирования стабильного социального образования. Он считал, напр., что "класс" - это такая совокупность факторов, которая обуславливает высокую мобильность в середине класса и значительно более низкую мобильность за его пределами.