Тема 2. МЕТАФИЗИКА
§ 3. Спекулятивная психология
Когда речь идет о спекулятивной психологии, то имеют в виду структуры внутреннего мира человека. Самореферентні понятия, которые касаются только самих себя, или интеллектуальные чувства, которые соединяют мышление и живое созерцание в одном акте: акте «при самом себе» (Е. Корет). Когда человек спрашивает о своем «Я», она не может до конца объяснить, куда направлено ее вопрошания, однако осознает что спрашивает и о чем спрашивает. Соответственно, устремляясь на себя, человек одновременно направлена на другое. Возможность вопрошания о мире «Я» сопровождается обратным отнесением к себе. Поэтому это всегда запроса ради самого себя, так сказать незаинтересованное (безотносительное) познания (Аристотель). Именно такие самопричинні акты (Кант) мы обозначаем как свідомісні или духовные.
Историческая генезис спекулятивной психологии свидетельствует о том, что этот раздел метафизики касается вопросов о душе (от греч. «психе»), сознание, свободу, непосредственность, непредвзятость осмысления бытия.
Душа и дух
Категорией духа пропитаны все философские системы. Метафизическая сущность духа смущала различные философские школы, имела отношение как к восточной, так и западной философии, становилась объектом теологических дискуссий, научных теорий. Хронологически первыми вопрос духа поднимают мифологические и религиозно - философские системы: Веды, «Дао дэ цзин», «Бардо Тидол». Античная философия понимала дух как космическую сущность, наполняющая Вселенную. Анаксагор определяет дух как «нус» - «мышление мышления», Гераклит называет его Логосом - смыслом, разумом, законом, Анаксимандр «воздухом», Фалес - «ветром», Эмпедокл - «дуновінням», Демокрит «дыханием», стоики тончайшей, легкой веществом, что мыслится как переходный момент от материального до духовного. Все указанные определения имеют в себе осмысление духа как «пневмы» - жизненной силы, воздух. Платон структурирует понимание духа и продает его как «мировую душу», что обладает способностью самодвижения. По его мнению, дух имеет отношение к эйдосов (вечных форм, живых зосереджень действительности). Аристотель в своей работе «Метафизика» говорит о духовном познания как состояние буттєвості. Средневековье рассматривало дух как третью ипостась Троицы. Соответственно, Дух - это творческий акт касания к потустороннему, который освобождает волю от плотских влечений, а ум от скепсиса. В эпоху Нового времени Г. Декарт говорит о «я, которое само себя осознает» и приближает понимание духовного мира собственно как сознания. И. Кант (немецкая классика), опираясь на самовосприятие, самосознание Г. Лейбниц говорит о «трансцендентальной апперцепцію» как внутреннее условие единства сознания. У Фихте мы видим «дело - действие, относящее себя к себе», а грандиозное учение о дух оставил нам в наследство Г. Гегель. Для него дух - это мировой разум, который проходит три фазы логических сущностей: природы, истории и возвращается в себя как абсолют. Гегель считал, что дух - это «для-себя-бытие» или свобода.
Таким образом, если античность говорит о космологічність, интеллектуальность духа, то Средневековья также утверждает объективность духа. Однако в Средние века Дух трактовали как надсвітове личностное начало, что есть раньше космоса. Дух заранее за все. В Новое время происходит процесс углубления в человеческое «Я» и дух проявляет себя в познании истины. Дух отождествлен с мышлением человека. И. Кант откровенно заявляет, что дух - субъективная идея, предмет веры, а не науки, это «вещь-в-себе», что действует в человеке как априорный (додосвідний) принцип. Наконец, Ґ. Гегель говорит о абсолютный дух, который осуществляет познание самого себя на основании разума человека. Для XX в., с одной стороны, характерно многоголосие осмысления феномена духа, а с другой - версия о его полноте, нелепость.
Дух во всей своей полноте проявляет внутренние аспекты всех форм бытия и деятельности, однако не сводится к ней, поскольку не исчерпывается субъективным миром человека. В то же время дух не ограничивается объективным миром. Дух - это процесс одухотворения мира, процесс, в котором он преодолевает его внешность и отчужденность, ищет и находит в нем тождественно себе. Как отмечал Г. Гегель: «Дух знает только дух». Итак, дух - это всегда акт самоопределения, это такой процесс, в котором главную роль играет знание о себе, дух и является тем бытием, которое знает и благодаря этому знанию определяет себя. Дух есть свобода. Через собственную самозахищеність абсолютную сущность дух самостверджує себя путем свідомісного усилия и является незамкнутым (открытым) и разомкнутым (беспроблемной) одновременно. Дух - это не обратимость вокруг себя, а оборот через себя, как необходимость движения вперед (из будущего).
Дух причастен к природному миру и в своей непосредственной дух единства совпадает с душой.
Традиционно душу рассматривают как принцип единства, целостности телесной природы, как начало ее жизненной активности и движения. Она всегда должна иметь тело (О. Лосев). Соответственно, душа - источник жизни, с потерей которого наступает смерть. Аристотель определял душу как ентелехію, или форму живого тела. Наука называет душу психикой.
Главным свойством души является чувствительность. Душевной называют человека эмоционально развитую, которая отличается особой чувствительностью и способностью к состраданию. Символическим органом такого душевного жизни, ее своеобразным центром уважалось сердце.
Связь души с телом означает, что свои жизненные функции она выполняет через функционирование специальных телесных органов. В то же время душа как дух выходит за пределы телесности и выделяется из материальной реальности как существенно другое. Собственно душа и является тем, что отличает естественное от сущностного, что наполняет теплом и близостью.
Если рассматривать дух как источник креативных и познавательных возможностей человека, интенцию (близость) к трансцендентному, то душа - источник нравственно-коммуникативных возможностей, интенция к ближнему. Она действует и страдает в изменчивой жизни, будучи неизменной (В. Соловьев). К духу подходит категория «всеединство», через его присутствие во всем и не привязанность к телесному, поскольку он - бессмертное, не уничтожаемо и постоянное (неизменное) начало. А душа, которая бессмертна, дарованная Богом не всегда верна Создателю через способность возвышаться до Бога так и падать вниз, свободно выбирая свою судьбу. Поэтому качествам души оказывают и положительных, и отрицательных черт. Душе свойственны как чувства любви, веры, свободы, так и плотские влечения - страсть, зависть, жадность. Поэтому душа - это живой человек.