Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел С

ЛИЦОМ К ЧЕЛОВЕКУ

Франческа Петрарка

(1304 - 1374)

«И мира нет - и нет нигде врагов; Страшусь - надеюсь, стыну - и пылаю, В пыли влачусь - и в облаках витаю; Всем в мире чужд - и мир обнять готов! »



Как величайший поэт тогдашнего периода, итальянский мыслитель, основатель гуманистической культуры Возрождения Франческо Петрарка был увенчан лавровым венком на Капитолийском холме в Риме. Это свидетельствовало о его популярности и визнаність среди властителей Римской империи. Между тем, последнее Петрарку не влекло: не принимая официальной теологии и средневековой схоластики, он выбирает судьбу гуманиста, лирического поэта, певца высокого духа человечности и любви.

Отец будущего философа флорентиец Петраколло ди Паренцо был нотариусом. По желанию отца юноша изучает грамматику, риторику, диалектику; позже, в университете Монпелье, он четыре года изучает право. Продолжение обучения осуществляется также в Болонском университете. Однако настоящим увлечением юноши становится не право, а древняя латинская литература. Он был большим поклонником Вергилия и Цицерона, благодаря которым знакомится с античной философией, искренне восхищается Платоном.

В 1326 г. Петрарка принимает духовный сан, который не помешал ему любить жизнь, что стало для него внутренним стимулом, побудило внимание к внешнему миру, радостей и соблазнов. Будучи открытым к миру, Петрарка одновременно пытается уединиться, познать сущность бытия через постижение своей внутренней природы. Эти размышления нашли воплощение в разнообразной философском и литературном наследии мыслителя, в частности, в произведениях «О уединенную жизнь», «Моя тайна» и др. Эти же мотивы пронизывают такие его стихотворения, как «Сонеты на жизнь мадонны Лауры» и «Сонеты на смерть мадонны Лауры», памфлеты «О собственное и чужое невежество», письма («Письма к потомкам»). Указанные произведения Петрарки указывают на двойные приоритеты духовного мира автора, па его внутреннюю борьбу с самим собой, в которой нельзя определить победителя.

Как философ, Петрарка одним из первых развенчивает абсолютизированный авторитет Аристотеля, показал его как великого философа, но в «одном и том же ряду с другими». Более фундаментальным мыслителем Петрарка считал Платона. Он предстает как христианский неоплатоник, который осознает, во-первых, что першопочатком мира вещей и человеческих существ есть божественная идея; во-вторых, существуют разные степени воплощение красоты, и человеческая красота предстает лишь ступенью ниже в сравнении с красотой божественной.

Такими мыслями он в диалоге «Моя тайна, или Книга бесед о пренебрежении к миру» делится со своим собеседником и духовным наставником, роль которого здесь выполняет ок. Августин. Он даже осуждает себя, что так и не смог «одолеть» этот «низшая ступень», и поэтому обычная любовь много значит в его жизни. Однако, не все так просто. Петрарка дает последний философского содержания. Любовь в понимании Петрарки, является нежелательной для человека, а, наоборот, крайне необходимой, ибо по глубине своих духовных качеств и нравственным совершенством Лаура вызывает (формирует) у Петрарки любовь к Творцу. Превратившись в предмет творческого вдохновения, Лаура словно покидает пределы обычного бытия и человеческой любви и становится зеркалом, отражением космической души, проводником любви высшей.

Исследуя фигура Франческо Петрарки, ученые выделяют в ней следующие черты: индивидуализм; обращение к авторитетам античности только в том случае, когда они подтверждают его взгляд или его подход; попытки примирить новые потребности со средневековым христианством. Понятно, что его мировоззрение, манера поведения и образ мышления были новаторскими, такими, находили свое объединение в новом историческом мировоззрении. Этим он не мог не раздражать так называемых университетских ортодоксов, которые пытались преуменьшить значение этой непростой исторической фигуры и свести феномен Петрарки к невежеству и формальной необразованности. На это Франческо отвечал, что смысл жизни открывается не тому, кто накапливает силлогизмы, а тому, кто овладел искусством быть свободным. Следовательно, диалектика, или логика в понимании схоластов, что примененная с умом, является не целью, а только инструментом духовного становления.

Очевидно, что Петрарка не только был провозвестником новой эпохи, но обозначил и определил существенные черты, определяющие человека Возрождения.

Какие же размышления предшествующих гуманистическом видению человека? Пожалуй, о том, что человек в своей жизни всегда как на качелях: роскошествует или бедствует, начальствует или подчиняется... Мере деяниям и речам дает душа. Определяет меру - Бог, ибо только Ему известна «золотая середина». А в человеке, за Петраркой, слито и телесное, и духовное, поэтому смерть есть не только разрушением тела, но и связанного с ним духа. То есть для Петрарки - это христианство, и с новыми признаками. Человек Возрождения не «живет с Богом», как сказали бы в Средневековье, а только мыслит в горизонте Бога. Новый показатель человеческого бытия является любовь, но не только божественная, но и человеческая, что соединяет душу с телом. Интересно, что и любовь к Богу также особая. Вспомним, в «Исповеди» Августин плачет от любви и благодарности Богу за то, что Он вытащил его из небытия, привел в жизнь. Августин всем существом чувствует, насколько мала его благодарность наряду с божественным благодеянием. Петрарка, при всей искренней любви к Богу, скорее восхищается Его мастерством в создании как мира в целом, так и отдельной вещи или существа; он не стремится розчипитися в Нем, а пытается стать... коллегой. Любовь открывает в человеке творца. Она творит свой мир и хочет в нем жить Любовью, Умом и Здравым Смыслом, попирая смерть. На вопрос Августина - литературного героя произведения Петрарки «Моя тайна», чего он хочет, Франческо отвечает: труды прекрасной, исключительной, выдающейся, творческой, потому что именно благодаря ей, художник создает собственную реальность человеческого мира. Конечно, такая реальность не может конкурировать с миром горным. Но человека Возрождения это и не беспокоит, потому что созданное ею является самобытным и самозначущим. Петрарка говорит устами своего лирического героя: «Я надеюсь стать Богом, стяжати бессмертие и охватить небо и землю; мне достаточно человеческой славы, ее я жажду. И, смертный, сам желаю лишь смертного».

Итак, гуманизм, по мнению Петрарки, заключается в том, чтобы человек осознал свою уникальность и научилась жить напряженной жизнью, открывая в себе, своей деятельностью богатство заложенных в нем Богом смыслов. И наградой за такое жизнь будет бессмертие, но не в небесном смысле, а в земном - как слава и память потомков. Не имеет оснований для сомнения, что Петрарка стоит у истоков европейского индивидуализма, но, следуя существенные традиции христианского Средневековья, он не может не осознавать в нем ловушки для сознания, при абсолютизации его как принципа миропонимания.

Несмотря на это, мыслитель призывает человека в обращении к внутреннему миру не защелкнуться на самости, а искать в глубинах духа Божество и познать Его. Таким образом, индивидуализм и самоуглубления, по мнению Петрарки, должны давать творческий толчок человеческой жизни, в чем и заключается гуманизм мировоззрения выдающегося итальянского поэта.