Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии - учебник

РАЗДЕЛ V

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Натурфилософия XVI ст. Материалистический пантеизм Дж.Бруно

 

Европейская философия XVI в. в отличие от предыдущих эпох характеризуется значительным ростом интереса к познанию природы, которое было подготовлено всем предшествующим развитием гуманистической мысли. Понимание человека как части мира, внимание к ее земных, телесных потребностей, подчеркивание их природного характера, наконец стремление к утверждению человека в этом мире через познание его законов - все это вызвало потребность в естественно-научном исследовании как самого человека, так и окружающего ее мира.

Интерес к познанию природы в XVI в. довольствовался двумя путями: традиционным, то есть созданием всеобъемлющих натурфілософських систем, и в процессе развития естественно-научных исследований.

Именно в XVI в. начинает формироваться естественная наука как относительно автономная сфера познавательной деятельности. Развитие естественной науки был связан с именами Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Николая Коперника (1473 - 1543), Иоганна Кеплера (1571 - 1630) и др. Настоящую революцию в науке сделали открытие Коперника, а его труд "О вращении небесных сфер" буквально перевернула мир. И дело не только в том, что Коперник вместо арістотелівсько-птоломеївської геоцентрической системы мира предложил свою гелиоцентрическую систему, значение его труда заключалась еще и в том, что он бросил вызов всей системе религиозно-схоластического мировоззрения, заявил о независимости научного поиска истины от теологии и религиозной философии. Однако естественная наука в XVI в. делала свои первые шаги, она еще не высвободилась из натурфилософии. С другой стороны, именно в рамках натурфилософии формировались мировоззренческие основы нового естествознания.

Интенсивность поисков в области натурфилософии (от лат. philosophia naturalis) росла параллельно с разрушением арістотелівсько-схоластического объяснения природы. В XVI в. появляется ряд натурфілософських систем, построенных на различных основополагающих принципах. Однако все они характеризуются некоторыми общими чертами. Во-первых, это пантеизм, который вызревал в рамках ренессансного неоплатонизма. Серьезными пантеїстичними тенденциями обозначена была уже философия М. Кузанского. Но если пантеистическая философия последнего имела мистическое окраску, то пантеизм XVI в. все больше приобретал натуралистического характера. Натуралистический пантеизм отличался от мистического тем, что сводил Бога к природе, растворял его в ней. Важной особенностью натурфилософии XVI в. был присущ ей органіцизм, то есть такое понимание природы, по которым она уподобляется живому организму и рассматривается как живет одушевлене тело.

Характерным для всех натурфілософських систем был их принципиально качественный характер. И хотя уже М. Кузанський выдвинул принцип методического использования математики, однако математические понятия и образы в него выполняли роль неких аналогий, что лишь помогали выяснить сложные философские проблемы. Математика не применяется здесь как метод решения научных проблем, а познания природы еще не ориентированное на исследование количественных характеристик тех или иных явлений природы. Описание этих явлений имеет преимущественно качественный характер. Для натурфилософии XVI в. характерной была также отсутствие детально разработанной методологии познания. В своих построениях философы опирались не столько метод, сколько на свои онтологические интуиции.

Среди представителей натурфилософии XVI в. самыми известными были Парацельс, Бернардино Телезіо, Фраическо Патріці, Джироломо Кордано, но наиболее яркой фигурой среди них, безусловно, представал Джордано Бруно.

Джордавго Бруно (1548 - 1600) - философ, сожжен в Риме по приговору инквизиции, стал образцом мужественной преданности своим убеждениям. Дж. Бруно - один из немногих мыслителей, для которых слово и дело, научная истина и жизненная правда, способ философствования и способ жизни не были отличными друг от друга. Отречься от своих взглядов, своих убеждений - означало для него отречься от самого себя.

Философские взгляды и собственная судьба каждого философа в основном зависят от исторического времени, в котором ему выпало жить и творить. Эпоха, к которой принадлежал Дж. Бруно, имела крайне противоречивый характер. С одной стороны, распространение гуманистических идей, возрождения античной культуры, реформационное движение, революционные сдвиги в сознании и развитие новой науки, а с другой - господство религиозной идеологии, наступление католической реакции, преследования за "еретические" мысли передовых мыслителей и ученых. Эти противоречия значительно обострились в XVI ст., после золотого века Возрождения, роста экономики и культуры начинается их упадок. В городах и селах происходит процесс рефеодалізації, а экономический и политический упадок итальянских городов оборачивается для Италии в конце XV в. национальной трагедией. Она теряет свою национальную независимость и попадает под власть испанской монархии Габсбургов - наиболее реакционной на те времена политической силы в Европе. Возрождение меняется контрреформацией.

В такой душной идейной атмосфере и творилась "философия рассвета" Дж. Бруно. Свои взгляды он изложил в многочисленных диалогах, таких, как "причину, начало и единое", "О бесконечность, Вселенной и мирах", "О героическом энтузиазме" и др. Как уже отмечалось, характерной тенденцией для натурфілософських построений XVI в. был пантеизм, причем натуралистический пантеизм. Именно так натурфілософи позднего Ренессанса пытались реабилитировать природу и оправдать свою сосредоточенность на познании ее законов. Одна из наиболее глубоких форм пантеизма в Италии XVI в. была создана Дж. Бруно. В основе его философских взглядов лежал ренессансный неоплатонизм. Значительного влияния Дж. Бруно подвергся со стороны философии М. Кузанского, но он более решительно и последовательно, чем его предшественники, отождествляет Бога с природой. Бог в Дж. Бруно понимается как синоним внутреннего единства природы, а сама она приобретает у него полной самостоятельности. Максимальное приближение Бога к миру природных вещей, отождествление его с разнообразными природными явлениями предоставляли пантеизма Дж. Бруно не только натуралистического, а даже материалистического характера.

Пантеизм в Дж. Бруно, как и в М. Кузанского, был тесно связан с диалектикой. Причем у Бруно прослеживается исключительно развита диалектика. Диалектический принцип совпадения противоположностей Дж. Бруно характеризует как важнейший методологический принцип познания. "Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно отыскав точку единения", - писал он [2, с. 291]. Именно руководствуясь этой диалектической установкой, Дж. Бруно приходит к пониманию единства всех вещей, а также их единства с Богом.

В мире существуют многочисленные разногласия между вещами и даже противоположности между ними, но все они совпадают в некоторой неделимой точке. Этой точкой и является Бог, который является выражением единства мира. Использовав неоплатонівську терминологию, Дж. Бруно называет его Единственным. Единственное лишено каких-либо разногласий, оно является абсолютной тождественностью всех разнообразных вещей и их определений. Бог в философии Дж. Бруно - это философская категория, которой обозначаются единство, целостность мира, не только мира как такового, но и каждой отдельной вещи. Ведь каждая отдельная вещь - это также определенная целостность и единство. "Всякая вещь есть единое, - отмечает он, - и познание этого единства является целью и пределом всех философий и созерцаний природы" [2, с. 162]. Познавать эту природу способны только те, кто ищет Бога вне бесконечным миром и вещами, а внутри него, в самих вещах Бог - в каждой отдельной вещи, он совпадает с каждым наименьшим элементом мира.

Так же как и М. Кузанський, Дж. Бруно развивает учение о минимуме, который отождествляется с максимумом (Богом). В материальном мире минимум интерпретируется Дж. Бруно как физический атом.

Ноланець был единственный среди итальянских философов XVI в., кто обратился в своем учении о природе к традициям античного атомизме. Он органично сочетает по - садовые принципы неоплатонизма с атомізмом. Минимум у него совпадает с максимумом, а божественная сущность вещей - с атомом. Окончательным выводом из пантеистической натурфилософии Дж. Бруно была мысль о тождестве Бога и атома, о божественной природе самой материи, состоящего из этих атомов. Конечно, такой пантеїстичний радикализм требовал пересмотра традиционных взглядов на материю как на нечто пассивное, инертное, лишенное каких-либо собственных определений. Зато Дж. Бруно развил учение о материи как активном, полон жизни и творческой энергии начало природных вещей. Именно материя предстает у него как вечная субстанция, наделенная способностью к формообразования. По мнению Дж. Бруно, материальная природа вещей не просто тело или бесформенная масса, она одушевлене тело. Вселенная выступает у него как единый живой организм, имеющий душу и разум и действует соответственно до конечных намерений. Это, конечно, не означает, что природа способна рассуждать и думать, на это способны только отдельные субъекты, такие, как человек. Однако в природе существует что-то вроде бессознательного творчества.

Загальнофілософські взгляды итальянского мыслителя стали основой его космологических идей. В соответствии с этими взглядами мир исходит из единого начала, разворачивается в множественности вещей. Этот множественный мир и есть Вселенная. Он так же бесконечен, как и Единственное. Тезис о бесконечность Вселенной имеет значение основополагающего принципа для космологии Дж. Бруно. Космос - это вечная, никем не создана материальная субстанция, состоящая из атомов и имеет внутреннюю способность к движению и развитию в бесконечном пространстве. Вне Вселенной, или материальным космосом, ничего нет, ибо он и есть все бытие.

Строя новую космологию, Дж. Бруно опирается на гениальное открытие М. Коперника, но делает из него очень важные философские выводы. Эти выводы входили в непримиримое противоречие со средневековой схоластичною концепцией мира, разрушая ее до последнего камешка. Главным положением этой концепции, как известно, были, во-первых, мысль о конечность известного нам мира и, во-вторых, наличие в нем неподвижного центра, в котором находилась Земля. Гелиоцентрическая концепция Н. Коперника корне меняла картину мира и имела в себе угрозу всему религиозному мировоззрению. Это хорошо понимали не только представители римской церкви, но и деятели Реформации. Стремясь ослабить революционное значение коперникового переворота, они все делали, чтобы свести эту теорию до уровня прагматической гипотезы, удобной для астрономических вычислений, но такой, что не имеет никаких мировоззренческих последствий.

Подхватив идеи Коперника, Дж. Бруно сделал именно мировоззренческие выводы из этих идей, создавая принципиально новое видение мира. Кроме того, он пошел значительно дальше Коперника, разрушая представление о заперт, конечный Вселенная. В этом вопросе он присоединялся к своего предшественника М. Кузанского, который был одним из первых, кто заявил о бесконечность мира. По учению схоластов, бесконечность является лишь атрибутом Бога, а созданный им мир ограничен в пространстве и времени. Дж. Бруно, исходя из пантеїстичного понимание единства Бога и мира, распространил бесконечность и на материальный космос.

Как и М. Кузанський, Дж. Бруно доказывает, что учитывая эту бесконечность Вселенная не имеет какого-то абсолютного центра, что любой центр, - а им может быть какая угодно точка, - имеет лишь относительное значение. Отсюда логично вытекает идея общего движения. Доказывая, что Земля движется, Дж. Бруно развивает учение об относительном характере этого движения. С новых позиций он решает вопрос и об источнике движения. В отличие от схоластической философии он убеждает, что это источник находится в самих вещах.

Религиозно-теологическим представлениям о замкнутый мир, в пределах которого разворачиваются события святой истории, Дж. Бруно противопоставляет учение о множественности миров, каждый из которых имеет свой центр и свою собственную историю. Такими центрами бесчисленных миров, расположенных в безграничном пространстве, является зорі. их видимые размеры не соответствуют действительности. На самом деле они значительно больше от того земного мира, в котором мы живем. Это несоответствие видимости и действительности Дж. Бруно объясняет значительными расстояниями. Все эти миры с их центрами - звездами движутся, живут своей собственной жизнью, вокруг звезд вращаются планеты, и если мы их не видим, то опять же через очень большие расстояния. Подобные выводы имели в Дж. Бруно вполне умозрительный характер, никаких эмпирических данных в их пользу в те времена, конечно, не было. Только современная наука, вооруженная соответствующими приборами, может удостоверить правильность его взглядов.

Дж. Бруно отстаивал идею однородности мира. Несмотря на множественность миров, бесчисленное количество звезд и планет, Вселенная имеет однородное строение, живет по одним законам, планеты и звезды состоят из одних элементов, все они охвачены единым универсальным движением. Дж. Бруно выступает против религиозного противопоставления Земли и неба, против арістотелівського учение о особую небесную субстанцию. Одним из важных результатов его учение о материальном единстве мира была мысль о существовании разумных существ на других планетах.

Дж. Бруно отходит от антропоцентризму своих предшественников. Для него человек не является чем-то уникальным. Выводя человеческую душу с единой духовной субстанции, он подчеркивает родство всех живых существ, которые населяют беспредельные просторы Вселенной. В частности, он утверждает о родстве человека с животными. По своей субстанции душа человека тождественна душе животных и отличается от них лишь по "фігурацією", то есть степенью совершенства ее ума и действия. Эта "фигурация", считает он, зависит от строения тела.

Итак, духовная умственное превосходство человека определяется его телесной совершенством. Каким бы совершенным не был в своем роде разум животного, она никогда не сможет делать то, что делает человек. Ее ум никогда не сможет найти такие формы выражения, которые он имеет в человека, ведь строение тела животного отличается от строения человеческого тела, она не имеет тех органов, которые имеет человек. Исключительно интересной есть мнение Дж. Бруно относительно особой роли такого телесного органа, как рука.

По мнению Дж. Бруно, только труд, творческая деятельность выделила человека из животного царства. Отвергая античную легенду о "золотой возраст" как блаженный, райский состояние человека, он отмечает, что, находясь в этом первоначальном состоянии, люди были ослами, которые не умели обрабатывать землю, строить дома и жили в пещерах. За безделье они были даже глупее некоторых животных. И только благодаря труду обострился человеческий разум, стали возможными научные изобретения, общественные формы жизни, развитие культуры, науки, ремесленничества. То есть духовное состояние человека зависит от его материальной деятельности, труда. Дж. Бруно вообще подчеркивает неразрывную связь духовного с материальным, души и тела. Духовное начало так же не может существовать без тела, как и тело без души, которой оно движется и управляется. Без нее органическое тело распадается и умирает. Однако смерть тела является одновременной гибелью души.

Рассматривая проблему смерти и бессмертия, Дж. Бруно отрицал бессмертие индивидуальной сознания. Индивидуальная душа смертна, но остается бессмертной единая духовная субстанция, проявлением которого является сознание отдельного человека. И когда Дж. Бруно пишет о бессмертии, он имеет в виду вечность и неуничтожаемость того жизненного и духовного начала, которое присуще природе в целом. Отсюда он делает определенные этические выводы. Как известно, вся христианская мораль была построена именно на идеи потустороннего существования человеческой души, идеи личного бессмертия. Отсюда отречение от земной жизни, пренебрежение к собственному телу, аскетический моральный идеал. Этот идеал был разрушен мыслителями Возрождения, зато провозгласили ценность полнокровной земной жизни, идеал всесторонне развитой личности, что имеет радость и наслаждение от всесторонних проявлений своей натуры. Этика Дж. Бруно также была направлена против религиозного аскетизма. Однако он выступал и против культуры чувственного наслаждения, сосредоточенности на собственных эгоистических интересах. Гуманистическая мораль таила в себе довольно ощутимые тенденции индивидуализма и утилитаризма, и Дж. Бруно пытался преодолеть эти тенденции.

Да, человек смертен, она лишь часть величественного и непрерывного потока природных явлений и действий. Однако именно из-за того, что земная жизнь человека является едва заметной мгновением по сравнению с вечностью природы, это жизнь нельзя прожигать, поставив его на службу мелочным интересам и низменным желаниям. Ожидая своей смерти, человек не может терять время в праздности и бездеятельности. Осознавая свою смертность и конечность, человек тем сильнее должна стремиться к творческой деятельности, к увековечению своей индивидуальности в продуктах собственного труда и творчества. Подлинным критерием нравственности является труд, благодаря которой человек осуществляет свое предназначение. Не чувственное наслаждение как таковая, не стремление к самосохранению, считает Дж. Бруно, должны быть взяты за основу нравственности, а служение высокой цели.

Эгоистическом индивидуализме ранних гуманистов он противопоставляет свой "героический энтузиазм", стремление к подвигу, способность преодолеть страх собственной смерти и поставить свою жизнь на службу высокой благородной цели. И высокое наслаждение, которое удается пережить энтузиасту, не идет в сравнение с вульгарной наслаждением эгоиста, преследует лишь собственную мелочную выгоду. Однако это наслаждение требует предельного напряжения всех сил и даже готовности к жертве. Дж. Бруно понимал, что утверждение провозглашенных им принципов новой философии не может произойти без борьбы, без героического самопожертвования, и он был морально готов к ней. Его собственная жизнь стала ярким примером "героического энтузиазма", он на собственном примере доказал, что индивидуальная смерть преодолевается жертвенным служением высокой цели, способностью переступить через инстинкт самосохранения. "Героический энтузиазм" Дж. Бруно - это не только высшая степень человеческого совершенства, это также высшая степень познания мира, ведь только философ, которому удалось подняться к созерцанию истины, не боится ужаса смерти.

Пантеїстичний материализм и натурфилософия Дж. Бруно является своеобразным завершением философской мысли Ренессанса. Последующее развитие европейской философии происходит уже в принципиально иных условиях. XVII в. открывает новую страницу в этой истории, название которой - "философия Нового времени". И хотя новоєвропейська философия опирается на достижения Ренессанса, наследует большинство его прогрессивных идей, но перед ней стоят новые проблемы, и она призвана решать другие задачи, поскольку представляет другую историческую эпоху.