Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

Раздел V

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

4. Педагогическое наследие Софии Русовой

 

София Федоровна Русова (1856 - 1940) - выдающийся деятель в области национального дошкольного воспитания Украины. Дочь француженки и шведа. ее отец - Федор Линдфорс - был адъютантом у губернатора Омска. Женившись, приобрел на Черниговщине усадьбу. София была пятым ребенком. Ее детские годы прошли среди великолепной природы, в окружении людей, которые придерживались украинских народных обычаев. Семья Линдфорс поддерживала добрые отношения с крестьянами. Все это, без-условно, благотворно влияло на Софию, на формирование ее мировоззрения и отношения к украинскому народу. Она считала Украину отечеством, не мыслил своей судьбы вне ее.

В 10-летнем возрасте София с семьей переехала в Киев. Училась в Фундуклеевской гимназии, которая считалась в то время лучшей.

Увлеклась педагогической работой. Бывала в Фребелівській школе. Собирала педагогическое наследие Фребеля за рубежом. Лозунгом своей деятельности взяла его призыв «Придите, будем жить ради наших детей». В это время появляются и распространяются детские сады в Украине.

В обществе растет интерес к этому делу. Вместе с сестрой Марией София открывает в сентябре 1871 г. один из первых частных детских садов в г. Киеве на улице Старокиевской.

София входит в круг украинской интеллигенции. Поддерживает дружеские отношения с семьями Лысенко, Старицких. В ближнем ее души кругу украинской интеллигенции она встречает педагога, этнографа, активного участника Киевской общины Александра Русова и женится с ним в 1874 году в Петербурге. На свадьбу были приглашены самые близкие друзья супругов Драгомановых и Лысенко. Михаил Драгоманов прислал свое благословение, Николай Лысенко подарил посвященную Софии рапсодию.

Русовы прожили вместе 40 лет. 1875 г., выполняя поручение Киевской общины, супруги выехали в Прагу, чтобы распечатать позацензурне издание «Кобзаря» Тараса Шевченко. 1876 г. поручение было выполнено и часть тиража переправлено в России и Галиции. В Киеве Русовы принимают активное участие в общественной жизни. Посещают клуб, организованный Старицькою-Черняховской, где бурлит национально-культурную жизнь. Имя Софии Русовой находим в редколлегии «Прогрессивного журнала». Вокруг нее группировались украинские певцы, поэты. Празднование Шевченковских дней сопровождалось арестами. Неоднократно арестовывали и Софии Русовой.

Всю свою сознательную жизнь София Русова посвятила делу национального возрождения. Она была среди зачинателей украинского женского движения, входила в патриотической среды Лысенко, Старицких. Сотрудничала в педагогическом журнале «Свет» (1910 - 1914), который был очень популярным среди педагогов в области дошкольного воспитания. Способный музыкант, математик, София Русова делает свой выбор. «Я в те времена все больше связывалась с педагогикой, - вспоминает она. - Выставка детских садов в Брюсселе, дом Фребеля - Песталоцци в Берлине очень захватили меня. Меня привлекли к Фребелевского общества в Киеве, и после одного моего реферата, прочитанного там, директор Фребелевского Института Флеров, известный русский педагог, пригласил меня преподавать курс дошкольного воспитания в том институте. Он не считал на то, что я не имела диплома высшей школы, что я не имела лекторский стаж, он просто сказал мне: «София Федоровна, вы должны из наших слушательниц сделать настоящих фребелічок. Теперь они без направления». Так неожиданно вернулась я к педагогике, которой уже больше не покидала потом. Я колебалась, но вера Флерова в мои силы придала мне уверенности, и как я ему благодарна теперь за эту веру, которая поставила меня на путь профессионального труда и профессуры. С каким упоением отдалась я своим викладам! Институт был тогда на Старо - Житомирской улице, выложи были вечером, отношения со слушателями сразу установились наилучшие».

София Русова возглавляла департамент внешкольного образования в Министерстве образования УНР суток Директории. 1917 г. основала первый украинский детский сад. В это время разработала план развития дошкольного воспитания Украины, одобрен министром образования Иваном Огиенко. В 1920 г. (когда правительство покинул Киев) преподавала педагогику в Каменец-Подольском университете. Осенью 1920 г. оставила центральную Украину. Холодной ночью 65-летняя София Русова с внучкой переходит вброд Збруч и ненадолго поселяется в Львове. В 1922 г. эмигрировал. С 1923 г. работает профессором педагогики в Украинском высоком педагогическом институте им. М. Драгоманова в Праге. Там же и умирает в 1940 г.

София Русова оставила немалую педагогическую наследство. Вот некоторые из ее работ:

• Русова С. Дошкольное воспитание. - Екатеринослав, 1918.

• Русова С. Новая школа. - К., 1917.

• Русова С. Украинский букварь. - СПб., 1905.

• Русова С. Теория и практика дошкольного воспитания. - Прага, 1924.

• Русова С. Новые методы дошкольного воспитания. - Прага, 1927.

• Русова С. Мои воспоминания. Львов, 1937.

София Русова известна в мире не только как педагог, но и как выдающаяся общественная деятельница. На женских конгрессах в Копенгагене, Риме, Париже она рассказывала о судьбе женщин в Советском Союзе.

Русова постоянно поддерживала образовательные и общественные связи с Западной Украиной. Захоронки работали с ее рекомендациями. В 1936 г., когда мир отмечал 80-летие со дня рождения и 60 - летие гро-мадської и педагогической деятельности Софии Русовой, общество «Украинская захоронка» искренне принимало его во Львове, устроив силами своих воспитанников торжественный концерт в ее честь.

В 1937 г. под председательством М. Рудницкой было создано всеукраинское объединение женских организаций в составе Всемирного союза украинок с центром во Львове. Почетным председателем объединения избрали Софии Русовой.

В советской Украине имя Софии Русовой было забыто. Ее труды не использовались в научном обороте и практике дошкольного воспитания. Ярлык педагога буржуазно-националистического направления наложил «табу» на многогранную и вполне современную наследие Софии Русовой, которая стояла у истоков украинского общественного дошкольного воспитания, теоретически обосновала принципы его развития. Обидно, что несколько поколений дошкольных работников и учителей в Украине не слышали ее имени, не читали ее произведений.

Лишь в годы перестройки и провозглашения в Украине собственной государственности вынырнул из забвения имя пылкой поклонницы национального воспитания и к нам возвращается творческое наследие Софии Русовой. Ее педагогические труды изучают ученые. Практические работники находят в них вполне современные мысли и положения, творчески используют их в своей работе. Его произведения переиздаются. На республиканских и международных конференциях обсуждаются актуальные идеи Софии Русовой относительно национальных детских садов и опыт практического внедрения этих идей в условиях современных дошкольных учреждений.

К 135-летию со дня рождения Софии Русовой в Украине выпущен памятный знак с надписью: «Общественный деятель, просветитель».

В книге «Дошкольное воспитание» (1918 г.) София Русова обобщила материалы лекторской работы. В ней изложены теоретические рассуждения и критический анализ взглядов педагогов прошлого и современников на воспитание ребенка дошкольного возраста. София Русова доказывает важность и необходимость воспитания ребенка дошкольного возраста. Во время создания общественного дошкольного воспитания ее аргументы были крайне актуальными. Ведь не все еще понимали, что характер ребенка формируется в раннем возрасте, что вовремя надо создавать условия для развития ее способностей.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, София Русова ставит вопрос о единстве семейного и общественного воспитания. Условия детского сада должны быть приближены к условиям родного дома. Чтобы ребенок легко адаптировался, воспитательница должна быть такая же близка, как родная маги, и к тому же хорошо профессионально-подготовленная.

Что же самое важное в воспитании: тело, чувства или разум, - ставит вопрос София Русова. Однозначного ответа быть не может. Поэтому основной задачей она считает пробуждение у ребенка желания к самообучению.

София Русова ставит и вполне по-современному решает проблему по-гальнолюдського в воспитании. Воспитывая ребенка, следует учитывать ее социальные особенности, психологическую индивидуальность; культурно-этнографические признаки ее окружения. Национальное воспитание формирует целостную личность. Более прочной считается та нация, которая наиболее полно использует в воспитании свои национальные сокровища. София Русова находит органическое единство между национальной и общечеловеческой культурой и считает такое единство концептуальной основой воспитания. Она формулирует основные принципы национального воспитания гармоничного человека, гражданина:

• индивидуальность, приспособленность к природе ребенка;

• соответствие особенностям и потребностям своей страны, нации;

• соответствие социально-культурным требованиям времени;

• единство общественного и семейного воспитания;

• благотворительность, нравственность.

В следующих разделах книги эти положения конкретизируются. Определяются содержание и методика сенсорного воспитания, детской игры, ручному труду, развитию речи, формированию математических представлений, нравственного и эстетического воспитания. Это теоретически обоснованный материал с критическим анализом и одновременно ценные практические советы, которые не утратили своего значения и сегодня.

В отдельном разделе София Русова обосновывает требования к подготовке воспитательницы: к ее внешности, культуры, образования, способности к работе с малыми детьми. Чтобы воспитать у детей национальное сознание, самосознание, самоуважение и достоинство, она должна знать народную жизнь и быть сознательной воспитанных на протяжении веков идеалов народа. Только такая воспитательница может вызвать у детей пылкую любовь к родному краю, раздуть ту искру, которая теплится в их душах. Этим вопросам посвящен раздел «Украинский детский сад». По мнению Софии Русовой, садик надо организовывать на научных началах. Он должен быть проникнут националь ным духом нашего народа, закладываться на вполне национальной почве. Творческие силы ребенка лучше всего возбуждать также национальным материалом. В садике должна звучать родная речь и песня. Именно такие сады дадут украинскому народу сознательных, честных граждан, которые получат ему светлую судьбу.

Идеи общечеловеческого и национального воспитания в украинском детском саду были чрезвычайно актуальны в период становления общественного дошкольного воспитания и УНР. Новую жизнь получили эти идеи и труды Софии Русовой в наше время, когда возрождаются национальная культура, национальные приоритеты Украины.

Книга также содержит практические советы по воспитанию в детском саду, стихи, рассказы, сказки, песенки с нотами, избранные произведения лучших украинских писателей. Речь идет об организации трудового воспитания: лепка, вышивание, рисование, плетение. Использованы и предметные лекции. Есть ориентировочная программа работы с детьми. Однако автор предостерегает, что ни в каком детском садике не может быть и не нужно постоянной программы, потому что все занятия должны соответствовать интересу (современном) и настроению детей. Обучение в детском саду согласуется с временем года, то есть зависит от того материала, который дает природа.

Книга «Новые методы дошкольного воспитания» (Прага, 1927) является пособием для слушателей курсов садівниць. Освещает вопросы профессионального образования. Садовница прежде всего должен хорошо знать ребенка, его физическое и духовное состояние, выявлять как неуравновешенных или отсталых детей, так и одаренных, вызвать соответствии возраста интересы ребенка. Для изучения ребенка предлагается специальная санитарная карта, подробно анализируются типы темперамента ребенка. Успешность работы воспитателя обеспечивает высокое профессиональное и общее образование, материальная независимость, полные политические права, должное уважение в обществе.

София Русова обосновывает квалификационные требования к садівниць: прежде всего они должны любить детей, иметь чуткое сердце, ответственно выполнять свои обязанности, быть физически здоровыми, иметь спокойный нрав, уметь петь народные песни, рисовать, знать литературу - родную и мировую, уметь найти и установить общее между домом ребенка и детским учреждением. Она ставила требования еще к абитуриентам, чтобы на учебу не попали случайные люди. Педагог должен владеть литературным языком, а кроме того, знать диалекты местности, где работает.

Кроме теоретических знаний, считала София Русова, воспитателю необходимо западная практика работы с детьми. Именно в практике вырабатываются определенные навыки педагогической профессии.

Важным вопросом является развитие органов чувств («змислів») ребенка. Здесь решается две задачи - сделать органы чувств чувствительнее и працездатнішими, а также сформировать сознательное отношение ребенка к труду, упражнений, стимулировать детское творчество.

Немало внимания уделяется практической детской игре. София Русова дает классификацию игр, которая фактически соответствует нынешней:

• простые разминки;

• игры, вытекающих из инстинкта подражания;

• театр кукол, кукольные спектакли.

Она рассматривает игру как средство воспитания. Отсюда и требования к управлению игрой. Прежде всего воспитатель должен знать специфику игр детей разного возраста, знать народные игры. София Русова указывает на постепенный переход па определенном этапе развития игры к труду. Труд она разделяет на физическую и умственную. Немалое значение придает работе с различными материалами, хозяйственной, самообслуживанию, работы в саду.

Одновременно София Русова ручной труд разделяет по определенным направлениям: загальнокорисна (уборка, уход за растениями или животными); эстетически-декоративное, или иллюстративная; психологическая или социальная (дети намечают тему труда, детализируют ее, планируют). Итак, физическое и умственное обучение неразделимы.

Обучение арифметики и грамоты должно проводиться в естественной связи с другими занятиями. София Русова настаивала на общении с ребенком только на ее родном языке. Почитала знания диалекта, предупреждала, чтобы не отлучать от «домашней» речи ребенка, потому что именно в диалекте - дух народа, филологическая сущность языка, его образность, красота.

Ознакомление с окружающей средой (предметные лекции) - это первая энциклопедия ребенка.

Вопросы воспитания София Русова рассматривает в органическом единстве с обучением. В частности, рекомендует учить нравственности так же, как любого другого. Разрабатывает перечень интеллектуальных и социальных «добродетелей и культурных привычек», которые важно воспитывать у дошкольника-ников. Среди средств нравственного воспитания она выделяла национальные, которые использовались народом испокон веков: легенды, сказки, народные песни, стихи и т.д. Это воспитывает у ребенка чувство собственного народа, долга перед ним, патриотизм.

Детский сад она рассматривала как учреждение не только педагогическую, но и социально-национальную. Его назначение шире, чем подготовка к школе и заключается в воспитании человека, сознательного гражданина своей страны.