Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 84

Тема. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Ознакомление с толковым и переводным словарям.

Культура речи. Использование слов в соответствии с их значение

 

Цель:

· обучающая: объяснить особенности слова как языковой единицы; научить различать однозначной многозначные слова;

· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;

· воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Внутрішньопредметні связи: фразеология, пунктуация, культура речи.

Межпредметные связи: язык, литература, устное народное творчество.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Исследования-анализ

► Перепишите в тетрадь пословицы. Объясните значение слова, что они отражают.

1. Слово не стрела, а глубже ранит. 2. Вола вяжут веревкой, а человека - словом. 3. Всякому слову свое место. 4. Слово - серебро, а молчание - золото. 5. Слово не воробей - вылетит не поймаешь. 6. Правдивое слово и меч одолеет (Народное творчество).

► Объясните употребление знаков препинания.

Знакомство с толковым и переводным словарям

► Выясните следующие сведения о словарь.

1. Кто является его учредителями.

2. Обратите внимание на год издания.

3. Сколько слов содержит словарь.

4. Из каких частей он состоит (предисловие, список сокращений, украинский алфавит, слова в алфавитном порядке).

5. Содержание предисловия (состав словаря структура словаря).

6. Какую информацию предоставляет словарь.

Работа с толковым словарем

► Сколько лексических значений имеют слова солнце, звезда, тычина, сирень, человек, слово, воробей?

► Докажите, что это так, воспользовавшись толковым словарем.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Культура речи

► Измените словосочетания. Объясните причину ошибок.

3 наступающим Новым годом

(3 наступающим новым годом)

Бесценный подарок

(Неоценимый подарок)

Около двух часов

(Около двух часов)

Вести себя вежливо

(Вести себя вежливо)

В настоящее время

(В это время)

Выслать открытку

(Отправить открытку)

В любом случае

(В любом случае)

В конце-концов

(В конце концов)

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа

· Что изучает лексикология?

· Какую роль выполняют слова в языке?

· Все слова имеют лексическое значение?

· Кроме лексического, какое еще есть значение у слова?

· На какие группы делятся слова по количество лексических значений?

 

VII. ИТОГ УРОКА

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выпишите из толкового словаря пять однозначных и пять многозначных слов.

► Творческая упражнение: создайте ассоциативный куст к слову весна. Исследуйте, есть ли среди слов однозначные.