Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 84
Тема. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Ознакомление с толковым и переводным словарям.
Культура речи. Использование слов в соответствии с их значение
Цель:
· обучающая: объяснить особенности слова как языковой единицы; научить различать однозначной многозначные слова;
· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;
· воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Внутрішньопредметні связи: фразеология, пунктуация, культура речи.
Межпредметные связи: язык, литература, устное народное творчество.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Исследования-анализ
► Перепишите в тетрадь пословицы. Объясните значение слова, что они отражают.
1. Слово не стрела, а глубже ранит. 2. Вола вяжут веревкой, а человека - словом. 3. Всякому слову свое место. 4. Слово - серебро, а молчание - золото. 5. Слово не воробей - вылетит не поймаешь. 6. Правдивое слово и меч одолеет (Народное творчество).
► Объясните употребление знаков препинания.
Знакомство с толковым и переводным словарям
► Выясните следующие сведения о словарь.
1. Кто является его учредителями.
2. Обратите внимание на год издания.
3. Сколько слов содержит словарь.
4. Из каких частей он состоит (предисловие, список сокращений, украинский алфавит, слова в алфавитном порядке).
5. Содержание предисловия (состав словаря структура словаря).
6. Какую информацию предоставляет словарь.
Работа с толковым словарем
► Сколько лексических значений имеют слова солнце, звезда, тычина, сирень, человек, слово, воробей?
► Докажите, что это так, воспользовавшись толковым словарем.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Культура речи
► Измените словосочетания. Объясните причину ошибок.
3 наступающим Новым годом |
(3 наступающим новым годом) |
Бесценный подарок |
(Неоценимый подарок) |
Около двух часов |
(Около двух часов) |
Вести себя вежливо |
(Вести себя вежливо) |
В настоящее время |
(В это время) |
Выслать открытку |
(Отправить открытку) |
В любом случае |
(В любом случае) |
В конце-концов |
(В конце концов) |
VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Беседа
· Что изучает лексикология?
· Какую роль выполняют слова в языке?
· Все слова имеют лексическое значение?
· Кроме лексического, какое еще есть значение у слова?
· На какие группы делятся слова по количество лексических значений?
VII. ИТОГ УРОКА
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выпишите из толкового словаря пять однозначных и пять многозначных слов.
► Творческая упражнение: создайте ассоциативный куст к слову весна. Исследуйте, есть ли среди слов однозначные.