Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 85

Тема. Использование многозначных слов в прямом и переносном значениях. Культура речи.

Целесообразность использования слов с переносным значением. Лексическая ошибка (практически)

 

Цель:

· обучающая: объяснить особенности слова как языковой единицы; научить различать однозначные и многозначные слова;

· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;

· воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку; к своим родителям.

Внутрішньопредметні связи: орфография, культура речи.

Межпредметные связи: язык, литература, устное народное творчество.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа

· Чем отличаются однозначные слова от многозначных? Приведите примеры,

· Что помогает нам выяснить лексическое значение слова?

· Вспомните, какие типы ошибок мы рассматривали на предыдущих уроках.

· Каковы причины возникновения лексических ошибок?

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Исследования-сравнение

► Прочитайте предложение. Объясните выделенные слова с точки зрения прямого и переносного значения.

1. Дети спят и спит озеро, спит лес и камыш (Леся Украинка). 2. Розплелися косы и розплелись, рассыпались, распались, словно косы, сентябрьские дни (Д. Павлычко).

Наблюдения над языковым материалом

► Найдите слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение в предложении.

1. Людям языки не завяжешь. 2. Тихая вода береженьки сносит. 3. Всю ночь не спали, боль сукали. 4. Кто сеял зло, тот пожинал скорбь. 5. Горький мир, а надо жить. 6. Из счастья и горя скувалася судьба. 7. Какой мерой меряешь, такой и тебе одміряють (Народное творчество).

► Как вы понимаете прочитанные пословица?

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Распределительная работа (самостоятельно)

► Выясните значение прилагательных теплый, жидкий в приведенных словосочетаниях. Скажите, где они употреблены в прямом, а где в переносном смысле. Запишите словосочетания соответственно в две колонки.

Тепла утюг, теплый свет, теплая одежда, теплое приветствие, теплая встреча, теплый день, теплое слово, теплый цвет, теплые мысли.

Жидкие востоке, жидкая сметана, редкий случай, редкие встречи, жидкий лес, редкие волосы, жидкий дождь, жидкий борщ, жидкая смесь, жидкий стечение обстоятельств.

► Найдите орфограми, изученные ранее, объясните их употребление.

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Исследования-анализ

► Прочитайте предложение. Определите, есть ли в нем слова с переносным значением.

Быть хорошим человеком, приносить счастье отцу и матери, не допускать, чтобы старость их была горем,- пусть это станет желанием всей жизни.

(В. Сухомлинский).

Культура речи

► Спишите, исправляя лексические ошибки. Как вы думаете, в чем причина этих ошибок?

1. Я выхожу на следующей остановке. 2. В случае познаешь друга. 3. Туристическая поездка длилась две недели. 4. Все ученики нашего класса принимали участие в соревнованиях.

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: подберите из художественной литературы пять примеров употребления слова в переносном значении.