Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

г align="center">Урок № 28/р>

Тема: Склонение существительных третьего склонения

 

Цель: объяснить особенности склонения существительных третьего склонения, формировать умение их спрягать, выделять падежные окончания, определять орфограму “Одна и две буквы перед окончанием орудного падежа единственного числа существительных третьего склонения” и обосновывать написание окончаний орудного падежа единственного числа соответствующим орфографічним правилом; совершенствовать навыки работы с таблицей; совершенствовать грамматический строй речи учащихся и их орфографическую грамотность; воспитывать уважение к мастерам образного слова.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, таблица.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

Выборочный диктант. Выписать существительные третьего склонения. Объяснить, почему существительные делятся на отмены. Почему существительные третьего склонения не делятся на группы?

Где мир и лад, там в доме благодать. Кто любит печь, поэтому враг Сечь. Природа, время и терпение - лучшие врачи. Моль ест одежду, а печаль - сердце.

Народное творчество.

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

Работа с таблицей.

р> /р>

Склонение существительных третьего склонения

 

Единственное

 

 

 

 

 

Н.

Г.

Д.

С.

О.

М.

Кл.

 

ответ

ответы

ответы

ответ

ответом

(в) ответы

ответ

смесь

смеси

смеси

смесь

смесью

(в) смеси

мать (мать)

матери

матери

мать

матью

(на) матери

мать

Множество

 

 

Н.

Г.

Д.

С.

О.

М.

Кл.

ответы

ответов

ответам

ответы

ответами

(в) ответах

ответы

смеси

смесей

смесям

смеси

смесями

(в) смесях

матери

матерей

матерям

матерей

матерями

(на) матерях

матери

 

 

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (п. 16, с.82)

Работа у доски. Просклонять существительные соль, радость, любовь.

Записать существительные, поставить их в форме орудного падежа единственного числа. Падежные окончания сверить с таблицей.

 

Тень, ночь, путешествие, радость, повесть, гордость, любовь, кровь, верфь, О, мать, киноварь.

 

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

Любовь с ненавистью дружбы не имеет. (П. Могила.) Чистая совесть является истинной и единственной радостью. (Ф. Прокопович.) Каждое государство составляется и утверждается незыблемой сохранностью границ. (П. Орлик.)

Переписать, ставя на месте точек пропущенные буквы или апостроф.

Каждая ветвь пажовт..ю укрыта, відгорить, чтобы вновь за год гореть. (П. Дорошко.) Ззирається молча с мать..ю мать. (П. Кулиш.) Война стряхивает в тьму человеческую жизнь, обжирается кровь..ю... (Григорий Тютюнник.) Только упоминание дорожкой стелется и лягались на солнцепеке тин..ю. (В. Свободен.) И я зливаюсь вечерам с дал..ю зрение, печал..ю трав. (Т. Масенко.) Под вуал..ю метелицы утро, как лицо сокровенное и близкое. (М. Доленго.) Мохнатые ночные сумерки переливались бархатной сын..ю (Есть. Гуцало.) Довершеніст..ю лето радует нас. (Г. Турелик.) Пахнет комочек апрельская свіжіст..ю пашни. (В. Кочевский.) Снялась над даль..ю пилюга, повисла горизонта на ресницах. (А. Волощак.)

Прочитать. Указать существительные третьего склонения, определить падеж каждого.

В молодосте, радость, одваго! (М. Рыльский.) Остановись, о мытое! И мой спины! (Д. Кремень.) Речь наша родная - песня соловья. Язык украинский, гордосте моя... (А. Ющенко.) Моя любовь, я перед тобой... (Л. Костенко.) Золотая безнадежная осене, не болы мне, не болы. (Я. Лесив.) Ноче моя, розплету тебе косы я, ноче моя, заплету тебе звезды я. (Есть. Гуцало.)

Представленные существительные поставить в форме кличного падежа. Два из них ввести в самостоятельно составленных предложений.

Нежность, свежесть, страсть, Сечь.

 

V. Подбиття итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

П. 16, упражнение 163.