СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Урок № 27
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ)
Цель: оценить уровень учебных достижений десятиклассников из раздела «Орфография»; выяснить возможные недостатки в ходе изучения языковой теории; оценить уровень орфографической грамотности десятиклассников.
Тип урока: урок оценивания н авчальних достижений учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Мотивация учебной деятельности
► Ознакомление с критериями оценивания тестовых заданий закрытой формы. Проведение инструктажа по их выполнению.
IV. Выполнение тестовых заданий закрытой формы
Вариант 1
► Задания 1-7 имеют по четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать правильный вариант ответа.
1. Орфографическую ошибку (большая - малая буква) допущено в словах строки:
А гордиев узел, Гордиев компьютер;
Б Довженко фильмы, Довженковский сад;
В Почаевская Лавра, почаевская памятка;
Г Шевченковская премия, шевченковская земля.
2. В корнях слов долущено орфографические ошибки в строках:
А помережити, летучая мышь, бумажный, колодец, паром;
Бы великан, глубина, президент, погарячитись, августовский;
В щебетать, левада, катушка, грибники, побережье;
Г технический, блестеть, крестоносец, косуля, славянский.
3. Отметьте строку, в котором есть ошибки в употреблении удлиненных и подвосних согласных.
А Осенний, воспитанный, лються, отражать;
Бы сказан, молодежью, разросся, старательный;
В льняной, тенью, роскошью, бовваніти;
Г статей, безумный, истинный, полведра.
4. В какой строке во всех словах произошло упрощение согласных?
А Влас..ный, безвиїз..ный, зліс..ный, гигант..ский, кис..лявий;
Б трис..нуть, пес..ливий, хворос..няк, облас..ной, зас..нуть;
В лес..ник, зап'яс..ный, хвас..нуть, провес..ник, шіс..адцять.
Г сэр..это, шелес..нуть, гус..нуть, целостного..ный, радис..ный.
5. Отметьте строку, в котором допущены ошибки в чередовании гласных.
А Чернигова, летний, дорожке, в большинстве;
Бы хлебороб, разгон, новостройка, ночи;
В годовщину, газопровод, ожог, путешествовать;
Г пешеход, здание, обжечь, нежности.
6. Отметьте строку, в котором допущены ошибки в чередовании согласных.
А Кавказский, гадячский, визжать, казачество;
Бы латишський, почтовый, мангышлакский, воронежский;
В бряцать, странничество, черкасский, птицы;
Г сельский, размещать, самаркандский, высажен.
7. Отметьте строку, в котором все иноязычные слова написано правильно.
А Гидромассаж, иммобилизация, Кассандра, Ватт;
Бы имитация, ипподром, эфес, ирреальный, несколько тонн;
В интерьер, варьете, квартир'єр, Женевьева, Руж'є;
Г интермеццо, пицца, брутто, брависимо, кармапйола.
► Задача 8-13 имеют по шесть вариантов ответа, среди которых только два правильных варианта. Нужно выбрать два правильных варианта ответа.
8. Отметьте две строки, в которых во всех словах вместо точек нужно вставить в.
А Г..рячий, ч..рниці, к..люжа, к..тушка;
Б пш.., к..зак, к..жух, ж..рна;
В с..лома, г..зумний, л..пух, г..ныть;
Г п..гано, ч..ловек, пш..ница, ч..рниця;
Д б..гатство, кр..пива, л..патий, ж..натий;
Е смол..скип, ..таман, оч..рніти, ж..вріти.
9. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в употреблении удлиненных и удвоенных согласных.
А Осенний, вихованний, лються, отражать;
Бы сказан, молодежью, разросся, старательный;
В льняной, тенью, роскошью, бовваніти;
Г статей, безумный, истинный, полведра;
Д коллекция, широченный, неумолимый, саженний;
Е священник, эва, статей, Припятью.
10. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в чередовании гласных.
А Цвета, куреня, осьминог, летний;
Бы овса, шептать, пословицы, торговый;
В бумаги, болотце, семилетка, словарь;
Г Харьков, летать, чернила, белоцерковский;
Д семикутник, слова, покос, ремешок;
Е женат, пчелка, ніженька, ходатайство.
11. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в изменении согласных.
А Люксембургский, ясский, ткацкий, Винницкая область, волжский;
Б тбилисский, луцкий, высший, солдатский;
В бахмацкий, баскский, сиріцький, Винничина;
Г рижский, переводческий, производство, проезжать;
Д варяжский, чувашский, тюркский, проводлсати;
Е татарский, нью-йоркский, казачество, убожество.
12. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в употреблении удвоенных согласных в иноязычных словах.
А Барокко, билль, доллар, пицца;
Б вилла, ванная, брависимо, терраса;
В голландский, тонна, масса, Таллин;
Г будизм, групето, коллектив, иммиграция;
Д комиссия, Калькутта, класс, терраса;
Е яффский, ассоциация, иллюзия, нетто.
13. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в написании иноязычных слов.
А Миссури, катеноїд, рейтинг, музыка, катион;
В иерархия, бастион, нюанс, миллиард, бьеф;
В радиация, приоритет, аденоид, биография, бюро;
Г автодрезина, коэффициент, алыча, аристократ, цистерна;
Д реестр, синдикат, аммоний, жюри, аметист;
Е він'єтка, Люс'єн, речетатив, консорциум, резиденция.
► Задача 14 состоит из восьми предложений. Прочитайте предложение. Выполните представленные после них задачи. Это задача имеет пять правильных вариантов ответа. К каждой строке, обозначенного буквой, нужно подобрать предложения, обозначенные цифрой.
14. Прочитайте предложение. Выполните представленные после них задачи.
1. Ученый и в..большой д..рево не сразу вырастают. 2. Всякий дом на х..зяінові тр..имеется. 3. Весна л..дачого не любит, а трудолюбивого г..лубить. 4. Кн..жки - молчаливые вч..теле. 5. Под л..жачий камень вода не т..че. 6. Не каждый бы..гатир, кто копья имеет. 7. Люби же..добычу и дорожи каждой мин..линою. 8. Доброе имя - лучше б..гатство.
А Корневое е следует писать в выделенных словах предложения по телефону...
Бы Корневое а следует писать в выделенных словах предложения по телефону...
Вариант 2
► Задания 1-7 имеют по четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать правильный вариант ответа.
1. Только первое слово пишут с большой буквы во всех строчках, кроме:
А (к)римский (п)івострів, (с)офійський (с)обор, (д)ень (н)езалежності;
Б (н)нобелевская (п)ремія, (есть)вропейська (п)площадь, (г)олосіївський парк;
В (ф)ранківські (с)онети (с)асдужений (а)ртист, (д)амоклів (м)эч;
Г (ч)ернеча (г)ора (м)арійчин (в)инок, (о)лімпійські (и)игры.
2. Все слова пишут с корневою буквой в в строке:
А к..лосистий, ч..рнило, марм..г, хозяйство, к..жан;
Б л..пух, зд..буток, газопрв д.., с..бака, п..рхати;
В г..зумний, зл..мыть, репр..дукція, ж..лудь, ..таман;
Г Г..лубонька, ж.ліатий, бор..дка, пам..розь, к..лач.
3. Отметьте строку, в котором есть ошибки в употреблении удлиненных и удвоенных согласных.
А Тонна, уссурийский, буддизм, распятие;
Б бездорожья, панна, статья, судею;
В пано, Винниччина, неумолимый, священник;
Г контрреформация, статей, здоровенный, Будда.
4. В какой строке во всех словах произошло упрощение?
А Форпос..ный, пользова..ный, счас..ливий, улес..ливий, свес..;
Б рис..нуть, провес..ник, выс..нуть, свис..нуть, гус..нуть;
В безвиїз..ный, влас..ный, зліс..ный, кос..лявий, нед..невый;
Г ненавис..ный, ка..ный, целостного..ный, мес..ник, очистите..ный.
5. Отметьте строку, в котором допущены ошибки в чередовании гласных.
А Свіжісті, пня, щирісті, пиріга;
Бы наперу, щеки, вечности, потока;
В словцо, щечки, вечера, поток;
Г козерог, мха, меньшинстве, потоп.
6. Отметьте строку, в котором допущены ошибки в чередовании согласных.
А Солдатский, холостяцкий, витріщений, ткацкий;
Бы Черкашчина, общительный, парижский, сиріцький;
В казахский, ниже, витрушений, вощина;
Г меккський, тяжелее, одесский, братство.
7. Отметьте строку, в котором все иноязычные слова написано правильно.
А Монтескье, Пасьянс, барокко, интервью;
Бы бюро, инъекция, кавалерия, шип'йон;
В кавалькада, Ньютон, ришел'є, крупье;
Г субъективизм, порт'єра, трюк, лассо.
► Задача 8-13 имеют по шесть вариантов ответа, среди которых только два правильных варианта. Нужно выбрать два правильных варианта ответа.
8. Отметьте две строки, в которых во всех словах вместо точек нужно вставить и.
А Ч..каємо, н..сете, ч..стот, ч..рговий;
Б раств..щати, сп..нятися, скл..палачи, прич..ныть;
В стер..можешь, розпл..сти, прип..ныть, зацеп..ты;
Г буряч..ння, съезд..мо, замес..мо, вар..во;
Д запиш..то, твор..мо, хоть..ме, мар..во;
Е захоч..то, мисс..во, допиш..ш, запл..вти.
9. Отметьте две строки, в которых есть слова, где удвоение согласных происходит из-за стечения согласных.
А Обежать, наперегонки, издавна, горком;
Бы разросся, сонный, безоружный, роскошью;
В Турция, кріпаччина, семена, перекрестка;
Г разуться, причинная, юннат, спорттовары;
Д прорезью, безлюдье, безработицы, безводье;
Е бессилия, бездорожье, бессонница, безвластие.
10. Отметьте две строки, в которых чередование гласных передано не по правилам правописания.
А Стелить - застелати, Федор, Федора, лучи - променець;
Беречь - хранить, схватить - хватать, Канев - Канева;
В овес - овса, Тернополь - Тернополь, бумага - бумаги;
Г шептать - нашептывать, Киев - Киева, ужин - вечера;
Д меньшинство меньшинства, бумага бумаги, ход ходить;
Е корня - корень, семь - семи, Яков - Якова.
11. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в изменении согласных.
А Тюркский, казачество, аббатство, удаль, Черкасская область;
Бы причащать, перемышльский, казацкий, дрогобычский, казахский;
В Паращин, Мелащин, золотоніїнський, солдацький, сиріцтво;
Г песчинка, меккський, відгалужений, роз'їжджений, рижский;
Д врожденный, Галичина, вояцкий, солдатчина, казачество;
Е карабахский, Парасочкин, полесский, Донетчина, казаський.
12. Отметьте две строки, в которых во всех иноязычных словах удвоение согласных не происходит.
А А(л, лл)егория, Апо(л, лл)вон, игры(п, пп);
Бы інтерме(ц, цц)о, иди(л, лл)ия, инте(л, лл)ект;
В ша(с, сс)и, ко(м, мм)уна, либре(т, тт)а, ан(н, нн)отація;
Г И(л, лл)и(н, нн), м(л, лл)а, Йога(н, нн);
Д Маро(к, кк)о, Кальку(т, тт)а, Нет(ц, цц)а;
Е бру(т, тт)а, Ка(н, нн)ы, мадо(н, нн)а.
13. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в написании иноязычных слов.
А Коммюнике, бюллетень, шоапс, люкс, батальон;
Бы шиньон, компьютер, адъютант, гяур;
В бязь, конъюнктура, асфальт, Хьюстон, кабальеро;
Г браконьер, фильм, субъект, досье, дежавю;
Д цистерна, харакири, иммиграция, джинсы, католик;
Е букинист, гетто, фигура, ажиотаж, Сіцилія.
► Задача 14 состоит из восьми предложений. Прочитайте предложение. Выполните представленные после них задачи. Это задача имеет пять правильных вариантов ответа. К каждой строке, обозначенного буквой, нужно подобрать предложения, обозначенные цифрой.
14. Прочитайте предложение. Выполните представленные после них задачи.
1. Ученый и в..большой д..рево не сразу вырастают. 2. Всякий дом на х..зяінові тр..имеется. 3. Весна л..данного не любит, а трудолюбивого г..лубить. 4. Кн.жки - молчаливые вч..теле. 5. Под л..жачий камень вода не пи..че. 6. Не каждый бы..гатир, кто копья имеет. 7. Люби же..добычу и дорожи каждой мин..линою. 8. Доброе имя - лучше б..гатство.
А Корневое и следует писать в выделенных словах предложения по телефону...
Бы Корневое е следует писать в выделенных словах предложения по телефону...
Оценивание контрольного теста
Тип задания |
Задания закрытой формы |
с выбором одного правильного ответа |
с выбором двух правильных ответов |
на установление соответствия |
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Вариант 1 |
В |
Г |
А |
Г |
Г |
Б |
Г |
Б, В |
А, Е |
В, Г |
В, Д |
В, Г |
Д, Е |
А -1, 3, 5; Б - 2, 8. |
Вариант 2 |
В |
В |
Б |
Г |
А |
Б |
А |
Б, Д |
А, Г |
А, Е |
В, Е |
Б, В |
Б, Е |
А - 2, 4, 7; Б - 3, 6. |
Количество баллов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
5 |
24-23 балла |
12 б. |
12-11 баллов |
6 б. |
22-21 балла |
11 б. |
10-9 баллов |
5 б. |
20-19 баллов |
10 б. |
8-7 баллов |
4 б. |
18-17 баллов |
9 б. |
6-5 баллов |
3 б. |
16-15 баллов |
8 б. |
4-3 баллов |
2 б. |
14-13 баллов |
7 б. |
2-1 балла |
1 б. |
V. Организован сбор тетрадей для контрольных работ
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Выписать отрывок публицистического текста (ориентировочно на 100 слов) и подчеркнуть в нем все изученные орфограми. Объяснить их.