Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

 

Урок № 27

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ)

 

Цель: оценить уровень учебных достижений десятиклассников из раздела «Орфография»; выяснить возможные недостатки в ходе изучения языковой теории; оценить уровень орфографической грамотности десятиклассников.

Тип урока: урок оценивания н авчальних достижений учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Мотивация учебной деятельности

► Ознакомление с критериями оценивания тестовых заданий закрытой формы. Проведение инструктажа по их выполнению.

 

IV. Выполнение тестовых заданий закрытой формы

Вариант 1

► Задания 1-7 имеют по четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать правильный вариант ответа.

1. Орфографическую ошибку (большая - малая буква) допущено в словах строки:

А гордиев узел, Гордиев компьютер;

Б Довженко фильмы, Довженковский сад;

В Почаевская Лавра, почаевская памятка;

Г Шевченковская премия, шевченковская земля.

 

2. В корнях слов долущено орфографические ошибки в строках:

А помережити, летучая мышь, бумажный, колодец, паром;

Бы великан, глубина, президент, погарячитись, августовский;

В щебетать, левада, катушка, грибники, побережье;

Г технический, блестеть, крестоносец, косуля, славянский.

 

3. Отметьте строку, в котором есть ошибки в употреблении удлиненных и подвосних согласных.

А Осенний, воспитанный, лються, отражать;

Бы сказан, молодежью, разросся, старательный;

В льняной, тенью, роскошью, бовваніти;

Г статей, безумный, истинный, полведра.

 

4. В какой строке во всех словах произошло упрощение согласных?

А Влас..ный, безвиїз..ный, зліс..ный, гигант..ский, кис..лявий;

Б трис..нуть, пес..ливий, хворос..няк, облас..ной, зас..нуть;

В лес..ник, зап'яс..ный, хвас..нуть, провес..ник, шіс..адцять.

Г сэр..это, шелес..нуть, гус..нуть, целостного..ный, радис..ный.

 

5. Отметьте строку, в котором допущены ошибки в чередовании гласных.

А Чернигова, летний, дорожке, в большинстве;

Бы хлебороб, разгон, новостройка, ночи;

В годовщину, газопровод, ожог, путешествовать;

Г пешеход, здание, обжечь, нежности.

 

6. Отметьте строку, в котором допущены ошибки в чередовании согласных.

А Кавказский, гадячский, визжать, казачество;

Бы латишський, почтовый, мангышлакский, воронежский;

В бряцать, странничество, черкасский, птицы;

Г сельский, размещать, самаркандский, высажен.

 

7. Отметьте строку, в котором все иноязычные слова написано правильно.

А Гидромассаж, иммобилизация, Кассандра, Ватт;

Бы имитация, ипподром, эфес, ирреальный, несколько тонн;

В интерьер, варьете, квартир'єр, Женевьева, Руж'є;

Г интермеццо, пицца, брутто, брависимо, кармапйола.

 

► Задача 8-13 имеют по шесть вариантов ответа, среди которых только два правильных варианта. Нужно выбрать два правильных варианта ответа.

8. Отметьте две строки, в которых во всех словах вместо точек нужно вставить в.

А Г..рячий, ч..рниці, к..люжа, к..тушка;

Б пш.., к..зак, к..жух, ж..рна;

В с..лома, г..зумний, л..пух, г..ныть;

Г п..гано, ч..ловек, пш..ница, ч..рниця;

Д б..гатство, кр..пива, л..патий, ж..натий;

Е смол..скип, ..таман, оч..рніти, ж..вріти.

 

9. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в употреблении удлиненных и удвоенных согласных.

А Осенний, вихованний, лються, отражать;

Бы сказан, молодежью, разросся, старательный;

В льняной, тенью, роскошью, бовваніти;

Г статей, безумный, истинный, полведра;

Д коллекция, широченный, неумолимый, саженний;

Е священник, эва, статей, Припятью.

 

10. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в чередовании гласных.

А Цвета, куреня, осьминог, летний;

Бы овса, шептать, пословицы, торговый;

В бумаги, болотце, семилетка, словарь;

Г Харьков, летать, чернила, белоцерковский;

Д семикутник, слова, покос, ремешок;

Е женат, пчелка, ніженька, ходатайство.

 

11. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в изменении согласных.

А Люксембургский, ясский, ткацкий, Винницкая область, волжский;

Б тбилисский, луцкий, высший, солдатский;

В бахмацкий, баскский, сиріцький, Винничина;

Г рижский, переводческий, производство, проезжать;

Д варяжский, чувашский, тюркский, проводлсати;

Е татарский, нью-йоркский, казачество, убожество.

 

12. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в употреблении удвоенных согласных в иноязычных словах.

А Барокко, билль, доллар, пицца;

Б вилла, ванная, брависимо, терраса;

В голландский, тонна, масса, Таллин;

Г будизм, групето, коллектив, иммиграция;

Д комиссия, Калькутта, класс, терраса;

Е яффский, ассоциация, иллюзия, нетто.

 

13. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в написании иноязычных слов.

А Миссури, катеноїд, рейтинг, музыка, катион;

В иерархия, бастион, нюанс, миллиард, бьеф;

В радиация, приоритет, аденоид, биография, бюро;

Г автодрезина, коэффициент, алыча, аристократ, цистерна;

Д реестр, синдикат, аммоний, жюри, аметист;

Е він'єтка, Люс'єн, речетатив, консорциум, резиденция.

 

► Задача 14 состоит из восьми предложений. Прочитайте предложение. Выполните представленные после них задачи. Это задача имеет пять правильных вариантов ответа. К каждой строке, обозначенного буквой, нужно подобрать предложения, обозначенные цифрой.

14. Прочитайте предложение. Выполните представленные после них задачи.

1. Ученый и в..большой д..рево не сразу вырастают. 2. Всякий дом на х..зяінові тр..имеется. 3. Весна л..дачого не любит, а трудолюбивого г..лубить. 4. Кн..жки - молчаливые вч..теле. 5. Под л..жачий камень вода не т..че. 6. Не каждый бы..гатир, кто копья имеет. 7. Люби же..добычу и дорожи каждой мин..линою. 8. Доброе имя - лучше б..гатство.

А Корневое е следует писать в выделенных словах предложения по телефону...

Бы Корневое а следует писать в выделенных словах предложения по телефону...

 

Вариант 2

► Задания 1-7 имеют по четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать правильный вариант ответа.

1. Только первое слово пишут с большой буквы во всех строчках, кроме:

А (к)римский (п)івострів, (с)офійський (с)обор, (д)ень (н)езалежності;

Б (н)нобелевская (п)ремія, (есть)вропейська (п)площадь, (г)олосіївський парк;

В (ф)ранківські (с)онети (с)асдужений (а)ртист, (д)амоклів (м)эч;

Г (ч)ернеча (г)ора (м)арійчин (в)инок, (о)лімпійські (и)игры.

 

2. Все слова пишут с корневою буквой в в строке:

А к..лосистий, ч..рнило, марм..г, хозяйство, к..жан;

Б л..пух, зд..буток, газопрв д.., с..бака, п..рхати;

В г..зумний, зл..мыть, репр..дукція, ж..лудь, ..таман;

Г Г..лубонька, ж.ліатий, бор..дка, пам..розь, к..лач.

 

3. Отметьте строку, в котором есть ошибки в употреблении удлиненных и удвоенных согласных.

А Тонна, уссурийский, буддизм, распятие;

Б бездорожья, панна, статья, судею;

В пано, Винниччина, неумолимый, священник;

Г контрреформация, статей, здоровенный, Будда.

 

4. В какой строке во всех словах произошло упрощение?

А Форпос..ный, пользова..ный, счас..ливий, улес..ливий, свес..;

Б рис..нуть, провес..ник, выс..нуть, свис..нуть, гус..нуть;

В безвиїз..ный, влас..ный, зліс..ный, кос..лявий, нед..невый;

Г ненавис..ный, ка..ный, целостного..ный, мес..ник, очистите..ный.

 

5. Отметьте строку, в котором допущены ошибки в чередовании гласных.

А Свіжісті, пня, щирісті, пиріга;

Бы наперу, щеки, вечности, потока;

В словцо, щечки, вечера, поток;

Г козерог, мха, меньшинстве, потоп.

 

6. Отметьте строку, в котором допущены ошибки в чередовании согласных.

А Солдатский, холостяцкий, витріщений, ткацкий;

Бы Черкашчина, общительный, парижский, сиріцький;

В казахский, ниже, витрушений, вощина;

Г меккський, тяжелее, одесский, братство.

 

7. Отметьте строку, в котором все иноязычные слова написано правильно.

А Монтескье, Пасьянс, барокко, интервью;

Бы бюро, инъекция, кавалерия, шип'йон;

В кавалькада, Ньютон, ришел'є, крупье;

Г субъективизм, порт'єра, трюк, лассо.

 

► Задача 8-13 имеют по шесть вариантов ответа, среди которых только два правильных варианта. Нужно выбрать два правильных варианта ответа.

8. Отметьте две строки, в которых во всех словах вместо точек нужно вставить и.

А Ч..каємо, н..сете, ч..стот, ч..рговий;

Б раств..щати, сп..нятися, скл..палачи, прич..ныть;

В стер..можешь, розпл..сти, прип..ныть, зацеп..ты;

Г буряч..ння, съезд..мо, замес..мо, вар..во;

Д запиш..то, твор..мо, хоть..ме, мар..во;

Е захоч..то, мисс..во, допиш..ш, запл..вти.

 

9. Отметьте две строки, в которых есть слова, где удвоение согласных происходит из-за стечения согласных.

А Обежать, наперегонки, издавна, горком;

Бы разросся, сонный, безоружный, роскошью;

В Турция, кріпаччина, семена, перекрестка;

Г разуться, причинная, юннат, спорттовары;

Д прорезью, безлюдье, безработицы, безводье;

Е бессилия, бездорожье, бессонница, безвластие.

 

10. Отметьте две строки, в которых чередование гласных передано не по правилам правописания.

А Стелить - застелати, Федор, Федора, лучи - променець;

Беречь - хранить, схватить - хватать, Канев - Канева;

В овес - овса, Тернополь - Тернополь, бумага - бумаги;

Г шептать - нашептывать, Киев - Киева, ужин - вечера;

Д меньшинство меньшинства, бумага бумаги, ход ходить;

Е корня - корень, семь - семи, Яков - Якова.

 

11. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в изменении согласных.

А Тюркский, казачество, аббатство, удаль, Черкасская область;

Бы причащать, перемышльский, казацкий, дрогобычский, казахский;

В Паращин, Мелащин, золотоніїнський, солдацький, сиріцтво;

Г песчинка, меккський, відгалужений, роз'їжджений, рижский;

Д врожденный, Галичина, вояцкий, солдатчина, казачество;

Е карабахский, Парасочкин, полесский, Донетчина, казаський.

 

12. Отметьте две строки, в которых во всех иноязычных словах удвоение согласных не происходит.

А А(л, лл)егория, Апо(л, лл)вон, игры(п, пп);

Бы інтерме(ц, цц)о, иди(л, лл)ия, инте(л, лл)ект;

В ша(с, сс)и, ко(м, мм)уна, либре(т, тт)а, ан(н, нн)отація;

Г И(л, лл)и(н, нн), м(л, лл)а, Йога(н, нн);

Д Маро(к, кк)о, Кальку(т, тт)а, Нет(ц, цц)а;

Е бру(т, тт)а, Ка(н, нн)ы, мадо(н, нн)а.

 

13. Отметьте две строки, в которых допущены ошибки в написании иноязычных слов.

А Коммюнике, бюллетень, шоапс, люкс, батальон;

Бы шиньон, компьютер, адъютант, гяур;

В бязь, конъюнктура, асфальт, Хьюстон, кабальеро;

Г браконьер, фильм, субъект, досье, дежавю;

Д цистерна, харакири, иммиграция, джинсы, католик;

Е букинист, гетто, фигура, ажиотаж, Сіцилія.

 

► Задача 14 состоит из восьми предложений. Прочитайте предложение. Выполните представленные после них задачи. Это задача имеет пять правильных вариантов ответа. К каждой строке, обозначенного буквой, нужно подобрать предложения, обозначенные цифрой.

14. Прочитайте предложение. Выполните представленные после них задачи.

1. Ученый и в..большой д..рево не сразу вырастают. 2. Всякий дом на х..зяінові тр..имеется. 3. Весна л..данного не любит, а трудолюбивого г..лубить. 4. Кн.жки - молчаливые вч..теле. 5. Под л..жачий камень вода не пи..че. 6. Не каждый бы..гатир, кто копья имеет. 7. Люби же..добычу и дорожи каждой мин..линою. 8. Доброе имя - лучше б..гатство.

А Корневое и следует писать в выделенных словах предложения по телефону...

Бы Корневое е следует писать в выделенных словах предложения по телефону...

 

Оценивание контрольного теста

 

Тип задания

Задания закрытой формы

с выбором одного правильного ответа

с выбором двух правильных ответов

на установление соответствия

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вариант 1

В

Г

А

Г

Г

Б

Г

Б, В

А, Е

В, Г

В, Д

В, Г

Д, Е

А -1, 3, 5; Б - 2, 8.

Вариант 2

В

В

Б

Г

А

Б

А

Б, Д

А, Г

А, Е

В, Е

Б, В

Б, Е

А - 2, 4, 7; Б - 3, 6.

Количество баллов

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

5

 

24-23 балла

12 б.

12-11 баллов

6 б.

22-21 балла

11 б.

10-9 баллов

5 б.

20-19 баллов

10 б.

8-7 баллов

4 б.

18-17 баллов

9 б.

6-5 баллов

3 б.

16-15 баллов

8 б.

4-3 баллов

2 б.

14-13 баллов

7 б.

2-1 балла

1 б.

 

V. Организован сбор тетрадей для контрольных работ

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

► Выписать отрывок публицистического текста (ориентировочно на 100 слов) и подчеркнуть в нем все изученные орфограми. Объяснить их.