УРОК № 28
Тема. Прямое и переносное значение слова
Цель: познакомить учащихся с особенностями слов, имеющих прямое и переносное значение; учить употреблять слова в переносном смысле; научить определять по толковому словарю прямое и переносное значение слова; развивать творческие способности; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся находят в толковом словаре прямое и переносное значение слова; знают, на основании чего происходит перенос; употребляют в своей речи слова в переносном смысле.
Оборудование: учебник, схема «лексическое значение слова», толковый словарь.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Вопрос и задание учащимся.
Прочитайте данный отрывок. Как вы думаете, почему внук не понял бабушку?
Бабушка: «Что-то рано в этом году ударили морозы!»
Внук: «Бабушка! Надо дать им сдачи!»
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Редактирование текста.
Учитывая лексическое значение выделенных слов, скажите, какие слова в данных предложениях являются лишними. Запишите предложения в исправленном виде. При необходимости обращайтесь к толковому словарю.
С вершины горы открывается очень прекрасный вид. Мой друг заслуженно считается настоящим, много знающим эрудитом. В магазинах должны вывешиваться прейскуранты цен. Снег выпал в ноябре месяце.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 125-127.
- Работа со схемой.
- Тренировочные упражнения.
1. Выпишите словосочетания в две колонки: 1) с прямым значением слов; 2) с переносным. Сделайте вывод: на основании чего происходит перенос?
Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; серебряный иней, серебряный браслет; лёгкая сумка, лёгкая работа, лёгкий характер; железный гвоздь, железные нервы; каменное сердце, каменное здание; твёрдый камень, твёрдое решение.
2. Найдите в словаре словарные статьи слов: весёлый, удар, загореться. Объясните, как обозначается переносное значение в толковом словаре. Составьте предложения: I вариант — с прямым значением данных слов, II — с переносным.
- Слово учителя.
Чтобы правильно понимать слова, употреблённые в переносном значении, нужно развивать в себе воображение, фантазию. У больших мастеров слова встречается совсем необычное, свежее, неизбитое употребление слов в переносном значении. Это помогает рисовать яркие запоминающиеся картины.
- Задание учащимся.
Прочтите стихотворение. Выпишите слова (в составе словосочетания), употреблённые в переносном значении. Как вы понимаете их смысл?
Здесь тишина. Возьми её и трогай,
И пей её, и зачерпни ведром.
Выходит вечер прямо на дорогу,
И месяц землю меряет багром.
Всё голубым окутано покоем,
И виден день, заброшенный в траву...
Вы спросите: «Да где ж это такое?»
А я не помню, и не назову.
(А. Прокофьев)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Выборочный диктант с заданием.
Выпишите словосочетания, в которых есть слова с переносным значением. составьте с каждым из этих слов ещё одно словосочетание, употребив его также в переносном значении.
Образец: грустит подсолнух — грустит лес.
Огурцы притаились, кот притаился, малыш притаился; золотой браслет, золотое кольцо, золотые листья; лев идёт, ученик идёт, дождь идёт; проснулся ребёнок, проснулось солнце, проснулась собака.
- Диктант-перевод.
Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните слова в переносном значении.
Вранці випливло сонечко на погідне небо оглянути, що зробила ніч із землею. Вітер стих, і чистий, свіжий сніг сріблом сяяв під блакитним наметом неба. Земля наче вбралась на Різдво у білу сорочку.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. выучить теоретический материал: [1] § 25; [2] § 12.
2. выполнить упражнение: [1] 276; [2] 79.
VI. ИТОГ УРОКА
- Интерактивное упражнение «Микрофон».
— На сегодняшнем уроке мне понравилось...