Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 27

Тема. Однозначные и многозначные слова

 

Цель: дать учащимся понятие об однозначных и многозначных словах, научить различать значения многозначных слов по контексту; совершенствовать навыки работы с толковым словарём; воспитывать любовь к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают значения многозначных слов; пользуются толковыми словарями.

Оборудование: учебник, толковый словарь, карточки с заданиями, схема.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Прочитайте предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов. Придумайте и запишите предложения, в которых эти слова имеют другое значение.

Берёзы стояли в белых платьях. Их ветки неподвижно застыли. Полный месяц глядит с небосклона. (И. Бунин) Ревела буря, дождь шумел. (К. Рылеев)

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Тренировочное упражнение.

Спишите текст. Укажите у выделенных слов их лексическое и грамматическое значение.

Образец: (После) снегопада. Лекс. знач.— выпадение снега. Грам. знач.— сущ., м. р., Р. п., ед. ч.

После сн..гопада вдруг безоблач..ное голубое небо. Снега так воздушно ле..ки, что их не назовёшь сугробами. Снега искрятся. С..неватые от солнца тени д..рев..ев ярки, как на экране.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1                                                   

Определите лексическое значение слова путём подбора близких по значению слов.

Образец: лазурный — светло-синий, цвета голубого неба.      

Оранжевый. Лимонный. Лиловый. Бирюзовый.   

 

КАРТОЧКА № 2

Определите лексическое значение, раскрывая значение частей слова.

Образец: землекоп — рабочий, который копает землю.

Сталевар, лесоруб, водолаз, змеелов.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Чтение учителем стихотворения.

Пять рабочих ставят дом,

ставит опыт агроном

(он растит такую рожь —

с головой в неё уйдёшь).

Ставит счётчики монтёр,

ставит фильмы режиссёр.

(Снял он сказку «Колобок»,

чтобы ты увидеть мог!)

Мама ставит пироги

(подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

ставить точку в самый раз.

—  В одном или в разных значениях употреблено выделенное в стихотворении слово? Раскройте эти значения при помощи толкового словаря.

Работа со схемой.

 

image8

 

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 125; [2] с. 24.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Работа по вариантам.

Выпишите из словарной статьи в толковом словаре значения данных слов. Составьте предложения с каждым значением слова.

I вариант Добрый.

II вариант Тёплый.

III вариант Молчать.

Тренировочные упражнения.

1. Составьте и запишите предложения с прилагательным чистый, употребив его в значениях: 1) незагрязнённый (об одежде, посуде, комнате и т. д.); 2) правильный (о языке); 3) честный; 4) не бывший в употреблении.

2. Определите, что обозначают выделенные слова в каждом предложении. В чём сходство между разными значениями одного многозначного слова? Сделайте вывод.

Лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов) Не пиши на полях книги. Надень шляпу с полями.

Редактирование текста.

Замените повторяющиеся слова другими, чтобы они более точно называли предметы и действия.

Когда солнце опустилось к горизонту, мы сделали привал. И тут дело нашлось каждому. Несмотря на усталость, ребята быстро взялись за дело. Мальчики сделали палатки и костёр. Девочки сделали еду.

Слова для справок: остановиться, работа, развести, разжечь, поставить, приготовить ужин.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить материал: [1] § 25; [2] § 12.

2. Выполнить упражнение: [1] 273; [2] 77.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Какие слова называются однозначными? многозначными?

— Как узнать, сколько значений имеет слово?

— Что мы узнали о разных значениях одного многозначного слова?