Урок 28
Тема. Решение задач на применение признака перпендикулярности прямой и плоскости
Цель урока: формирование умений учащихся применять определение и признак перпендикулярности прямой и плоскости к решению задач.
Оборудование: стереометрический набор, модель куба.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
1. Проверка правильности решения задачи № 7 по записям (с пробелами), сделанными на доске до начала урока.
Решение задачи № 7
Пусть ABCD - прямоугольник; КА ...(АВС);
KB = 7 м, КС = 9 м, KD = 6 м (рис. 144).
С ΔКВА АВ = = = .
С ΔКAD AD = = .
С ΔАСD AC2 = AD2 + DC2 = AD2 +... = 36 - АК2 + + 49 - АК2 = ... - 2АК2.
Из ΔАСK КС2 = АК2 + АС2; ... = АK2 + 85 - АК2; АК2 = 85 - ...; АК2 = 4 ; АК = 2 (м). Ответ. 2 м.
2. Математический диктант.
Отрезок МА перпендикулярен к плоскости АВС:
Вариант 1 - прямоугольника ABCD (рис. 145);
Вариант 2 - ромба CBDF (рис. 146), в котором АВ = 3 см, AD = 4 см, МА = 1 см.
Пользуясь рисунком, найдите:
1) расстояние между точками М и В; (2 балла)
2) длину отрезка MD; (2 балла)
3) расстояние между точками А и С; (2 балла)
4) длину отрезка BD; (2 балла)
5) расстояние между точками М и С; (2 балла)
6) площадь треугольника МАСС. (2 балла)
Ответ. Вариант 1. 1) см; 2) см; 3) 5 см; 4) 5 см; 5) см; 6) 2,5 см2.
Вариант 2. 1) см; 2) см; 3) 4 см; 4) 5 см; 5) см; 6) 2 см2.
II. Закрепление и осмысление знаний учащихся
Решение задач
1. Три луча ОА, ОВ и ОС попарно перпендикулярны. Как расположен каждый из лучей относительно плоскости, определяемой двумя другими лучами?
2. Через точку О пересечения диагоналей квадрата со стороной а проведена прямая ОК, перпендикулярную к плоскости квадрата. Найдите расстояние от точки к до вершин прямоугольника, если ОК = b.
(Ответ. )
3. В треугольнике ABC C = 90°, AC = 6 см, ВС = 8 см, CM - медиана. Через вершину С проведена прямая СК, перпендикулярная к плоскости треугольника АВС, причем СК =12 см. Найдите KM.
(Ответ. 13 см)
4. Прямая CD перпендикулярна к плоскости правильного треугольника АВС. Через центр О этого треугольника проведена прямая ОК, параллельная прямой CD. Известно, что АВ = 16см, ОК = 12см, CD = 16см. Найдите расстояние от точек D и к до вершин А и В треугольника.
(Ответ. КА = КВ = 20 см; DA = DB = 32 см)
5. Ребро куба равно а. Найдите расстояние от точки пересечения диагоналей одной из граней к вершинам противоположной ей грани.
(Ответ. a)
6. Диагональ BD1 прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 равна d, диагональ AD1 грани равна b. Найдите АВ.
(Ответ. )
7. Задача № 5 из учебника (с. 34).
III. Домашнее задание
§3, п. 15; задача № 8 (с. 35).
IV. Подведение итога урока
Вопрос к классу
1) Дайте определение прямой, перпендикулярной к плоскости.
2) Сформулируйте признак перпендикулярности прямой и плоскости.
3) Расстояние от точки S до каждой из вершин прямоугольника ABCD равна (рис. 147), точка О - точка пересечения диагоналей АС и BD прямоугольника ABCD. Укажите, какие из приведенных ниже утверждений правильные, а какие - неправильные:
а) прямая SO перпендикулярна к прямой BD;
б) прямая SO не перпендикулярна к прямой АС;
в) прямая SO не перпендикулярна к плоскости АВС;
г) прямая АС обязательно перпендикулярна к плоскости BDS;
д) если АВ = 6 см; BC = 8 см и AS = 13 см, то SO = 12 cm.
4) Расстояние от точки S до всех вершин прямоугольного треугольника ABC (C = 90°) одинакова, точка О - середина гипотенузы АВ. Укажите, какие из приведенных ниже утверждений правильные, а какие - неправильные:
а) прямая CO не может быть перпендикулярна к плоскости SAB;
б) прямая CO обязательно перпендикулярна к прямой SO;
в) прямая SO обязательно перпендикулярна к плоскости АВС;
г) если АС = 6 см, BC = 8 см и CS = 13 см, то SO = 12 см.