Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»

 

УРОК 27 Каковы права и обязанности человека в демократическом обществе.

 

Тема. Каковы права и обязанности человека в демократическом обществе.

Цель: дать определение ключевых понятий урока; познакомить учащихся с основополагающими документами: Всеобщей декларацией прав человека, Международной конвенцией о правах ребенка; выяснить соотношение прав и обязанностей гражданина.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска.

Эпиграф: «Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права» (А. Мицкевич).

Высказывания: «Нет шкідливішої животного, чем человек, который не соблюдает законы» (Д. Савонарола).

«Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла» (Т. Джефферсон).

Ключевые понятия: декларация; права человека; конвенция.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Что такое права человека. Всеобщая декларация прав человека.

2. Каковы права ребенка. Международная конвенция о правах ребенка.

3. Как соотносятся права и обязанности.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке мы рассматривали тему «Как выбираем свой жизненный путь» и познакомились с такими понятиями, как свобода; свобода воли; свобода действий; свобода творчества; с тем, что значит реализовать себя.

2. Актуализация опорных знаний.

Викторина.

1) Возможность самостоятельно выбирать жизненные цели, ориентиры, способы действия, поступки; способность действовать согласно собственных интересов и целей, принимать решения и воплощать их в жизнь. (Свобода.)

2) Лицо, принадлежащее к постоянному населению какого-либо государства, пользуется правами и выполняет обязанности, установленные законами этого государства; тот, кто подчиняет свои интересы общественным, служащий Родине (сознательный член общества, человек подчиняет личные интересы общественным). (Гражданин.)

3) Такой способ общественного устройства, когда основная роль в принятии решений принадлежит народу. (Демократия.)

4) Возможность самостоятельно определять свои цели, намерения, образ действий, руководствуясь моральными предписаниями и ценностями. (Свобода воли.)

5) Такой общественный строй, при котором люди создают сеть добровольных объединений для выражения удовлетворения и защиты интересов различных групп населения, стремящихся к нравственных отношений между всеми гражданами страны. (Гражданское общество.)

6) Возможность действовать без запретов в какой-либо сфере. (Свобода действий.)

7) Моральные нормы, проникнуты заботой о благе человека, уважение ее достоинства, человечностью. (Гуманистическая мораль.)

8) Право человека воплощать мечты и замыслы, создавая что-то новое, оригинальное, такое, чего раньше не было. (Свобода творчества.)

9) Сделать реальностью, всесторонне развить все свои способности и возможности достичь успеха. (Реализовать себя.)

10) Осознание гражданином своих прав и обязанностей перед государством, обществом. (Гражданственность.)

Учитель. Рассмотрите рисунки на странице 147 учебника. По вашему мнению, от чего зависит жизнь человека: от судьбы или личной свободы воли? (Ответы детей сводятся к тому, что жизнь человека, его место в обществе, его счастье зависят от самого человека, от его выбора.)

Дома вы выполняли тест на страницах 146-147 учебника и читали миф про царя Мидаса. Чем руководствовался в своем выборе царь Мидас? Какие ценности он ставил выше других? Является ли золото наивысшей ценностью? Что бы вы попросили у бога Диониса на месте этого царя? (Ответы детей.)

Проверка письменного домашнего задания в рабочей тетради

из темы «Как выбираем свой жизненный путь».

1-2. Дай положительный или отрицательный ответ.

Уместно ли говорить о нравственности человека, лишенного свободы? (Вариант Б. Нет.)

Прав ли утверждение, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого? (Вариант А. Так.)

3-4. Что означает выражение «реализовать себя»? (Достичь успеха, развив свои способности, таланты; стать успешным человеком.)

5-6. Приведи 2-3 примера ограничения свободы человека.

Примером ограничения свободы человека считаю, (ограничение свободы высказать свое мнение; невозможность получить образование, найти работу; ограничение свободы передвижения).

7-8. Выбери из утверждений те, в которых речь идет о проявлениях свободы.

(А. Возможность высказывать свои убеждения, отстаивать собственное мнение, которое не совпадает с позицией власти.

Г. Возможность путешествовать по своей стране и, по желанию, выезжать за границу.

Е. Возможность пользоваться в семейном кругу любом языке.)

9-10. Прокомментируй басню Эзопа представленными вопросами.

Или в одинаковые обстоятельства попали обе лягушки? (Да, они обе оказались в одинаковой ситуации.)

Почему одна утонула, а вторая спаслась? (В одной из лягушек было желание выжить, она верила в свои силы и в то, что свою судьбу может решить сама, а вторая лягушка не захотела бороться за жизнь, решила, что ее судьба предрешена, - и утонула.)

Чему учит басня? (Басня учит тому, что нельзя сдаваться ни при каких жизненных обстоятельствах, а надо творить самому свою судьбу.)

11-12. Обоснуй или спростуй древнегреческий афоризм: «Свободным является тот человек, с которым случается только то, чего она сама хочет». (Так. Если человек не ограничен в своих правах и имеет возможность разумно реализовывать свои желания, согласовывая их с общественными нормами морали и закона, ее можно считать свободной.)

3. Мотивация учебной деятельности.

В космос с правами человека

Действующие лица:

Ведущий

Командир звездолета (учитель)

Маленький Человечек

Ведущий. В тридесятом царстве шла подготовка к космическому полету. Все было готово. Даже инопланетные языки не составляли проблемы: компьютерный переводчик успешно справится с любым языком. И вдруг астронавты вспомнили, что никто из них не знал инопланетных законов. А как же лететь без знания законов?

Командир звездолета. Когда на Земле появились люди, а вместе с ними - вопрос: что люди могут делать и чего не могут делать, что они обязаны и чего не обязаны делать, на что имеют право и на что не имеют? Вы действительно не знаете законов? Не может быть.

Образованные люди! Вспомните, что даже Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занимались решением вопросов о правах человека. А вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев. Уверяю вас: нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, в которых так или иначе не затрагивались бы права человека! Законы нужно знать! Вы спросите: «Какие?» Французские, китайские, американские, африканские?

Принимаю решение: будем пользоваться Всеобщей декларацией прав человека. Она - единственный для всех людей Закон. В космическое путешествие будут отобраны астронавты, что знают права человека.

Начинаем пред изучения этой самой Декларации. Занятия будет проводить Маленький Человечек - герой книги А. Усачева «Приключения Маленького Человечка». Однажды он нашел в своей библиотеке небольшую книжку, которая называлась «Всеобщая декларация прав человека», она ему очень понравилась. Но у кого он не спрашивал, никто в городе

даже не слышал о своих правах. И Маленький Человечек решил, что надо это исправить.

Маленький Человечек. И вот однажды я вышел на центральную площадь города с большим плакатом:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны относиться друг к другу в духе братства».

«Каждый человек должен иметь все права и все свободы, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Так я познакомил своих горожан с первой и второй статьями Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году Организацией Объединенных Наций.

Командир звездолета. 10 декабря - день прав человека. (Учащиеся записывают дату в тетради.) В этот день в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которой был провозглашен приоритет достоинства личности, прав и свобод человека, закреплено равенство всех перед законом и равную защиту закона, право каждого на личную свободу и неприкосновенность, свободу мыслей и решений, совести, передвижения и др. Провозглашено также социально-экономические и культурные права людей.

День прав человека отмечается во всем мире. Решение о праздновании этого дня было принято 4 ноября 1950 года на V сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Маленький Человечек. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено, на что имеет право каждый человек. Прочитайте об этом в учебнике на странице 153 в задании 3. (Дети читают.)

Командир звездолета. Спасибо вам, Маленький Человечку. Теперь, узнав свои права, можно жить с уверенностью и достоинством не только на Земле, но и в космосе. Только надо помнить: ни «тридцать витязей прекрасных» из сказки Пушкина о царе Салтане, ни даже тридцать тысяч витязей не обеспечат выполнение всех статей Декларации. Выполнимой Декларацию сделает только работа наших с вами душ и разума.

Ведущий. Напомним всем тридцатую статью Всеобщей декларации прав человека: «Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью, нарушает права и свободы, изложенные в Декларации».

Маленький Человечек. Как?! Неужели Декларация прав человека известна и на других планетах?

Ведущий. Конечно, ведь это - Общая декларация! Те, что живут по ее законам, всюду желанные гости. В любом месте планеты Земля, на любой планете Вселенной.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Как вы уже догадались, тема урока сегодня звучит так: «Каковы права и обязанности человека в демократическом обществе». Мы рассмотрим, что такое «права человека», «права ребенка», «обязанности человека и гражданина»; выясним, что такое декларация, конвенция; которыми являются права человека и какими - права ребенка; поговорим о том, как уважать и защищать права человека в демократическом обществе; как соотносятся права и обязанности.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Что такое права человека. Всеобщая декларация прав человека.

Учитель. Наш гость уже познакомил нас с некоторыми статьями Всеобщей декларации прав человека. Что же такое «права человека»?

Права человека - возможности человека иметь определенные материальные, социальные, культурные и духовные блага, необходимые ему для нормальной жизни и развития.

Декларация - официальный документ, в котором провозглашены определенные принципы и положения.

Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948 года.

Учитель. А сейчас прочитайте вслух текст «Что такое права человека» (с. 152) и найдите в нем ответ на мой вопрос: на чем основаны права человека, которые защищаются международными документами и законами нашей страны? (Права человека, защищаемые международными документами и законами нашей страны, основанные на моральных нормах и ценностях, как справедливость, равноправие, уважение человеческого достоинства.)

2. Каковы права ребенка. Международная конвенция о правах ребенка.

Учитель. Каковы же права ребенка? Отличаются ли права ребенка от прав взрослого человека и в каких документах эти права провозглашены?

Прочитайте на странице 153 текст «Каковы права ребенка» и выпишите ответы на два вопроса:

Какие документы утверждают права ребенка? (Декларация прав ребенка, 1959 год; Международная конвенция о правах ребенка, 1989 год.) (Права ребенка - это определенные возможности, необходимые человеку до 18 лет для жизни и достижение зрелости.)

Конвенция - договор между государствами по какому-либо специального вопроса.

Работа с учебником.

Прочитайте о правах ребенка на странице 153 в задании 4.

Проиллюстрируйте в группах коллективными рисунками одно из прав ребенка.

(За неимением времени это задание можно дать на дом.)

3. Как соотносятся права и обязанности.

Учитель. Обязанности - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, которая предусматривает каждому гражданину определенный вид и степень поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности - это такое поведение человека, которое в обществе считается нужным. Они частично записаны в законах, а частично считаются в обществе чем-то само собой разумеющимся и определяются нормами морали. Например, ни один закон не запрещает радоваться чужой беде, а вот норма морали такое поведение осуждает. Следуя нормам морали, мы сочувствуем человеку, который попал в беду, и считаем своим долгом предложить ей свою помощь и поддержку. Послушайте сказку.

Сказка о свободе и ответственности

Когда-то давно встретились у реки Истины двое - Свобода и Ответственность - и завели разговор о том, кто из них больше помогает людям.

- Я, - говорит Свобода, - показываю людям тот жизненный путь, идя которым, они действительно могут почувствовать себя свободными людьми. Я учу людей не быть рабами своих пороков и своих низких желаний, рабами своей мелочной земной суеты. Я учу их познать смысл свободной жизни, я учу их быть терпеливыми и внимательными друг к другу, я учу их любить друг друга, потому что любовь является основой свободы и она же является руслом реки Вечности.

- Все это прекрасно, - сказала ей то Ответственность, - я тоже желаю людям добра и желаю, чтобы, идя к своему счастью, люди не спотыкались

о камни вседозволенности и соблазнов. Я учу людей уважать законы и порядки общества, я учу людей иметь обязанности перед другими. Ведь за каждым холмом поступка всегда лежит в поле ответственности.

Долго и терпеливо слушала река Истины эту интересную беседу и, наконец, произнесла:

- Уважаемые Свободо и Відповідальносте, вы обе в одинаковой степени нужны людям, неужели вы не видите, что похожи друг на друга, как сестры - близнецы. Ведь без Ответственности ты, Свободной, превратилась бы в распущенность, а ты, Ответственность, без Свободы стала бы для людей безжалостным тюремщиком и палачом. Или не так? Если не верите мне, то тогда посмотрите в зеркало моей чистой воды, - сказала им река Истины.

Посмотрели Свобода и Ответственность в зеркальную гладь реки Истины и увидели, что они как две капли воды похожи одна на одну.

Вот с тех пор и идут вместе по дороге жизни, крепко взявшись за руки, Свобода и Ответственность, помогая людям жить достойным, честным и радостной жизнью.

Учитэль. Ответственность люди понимают по-разному в разных ситуациях. Существует ответственность, которая нам предназначена, которую мы в некоторых случаях обязаны нести; в других случаях нам дается выбор, нести ту или иную ответственность; и есть ответственность, которую мы определяем сами для себя. Это определение можно разделить на три различные категории: ответственность, которую мы несем, потому что ее нам навязывают, - долг; ответственность, которую мы несем, потому что этого требуют обстоятельства, - обязанности; ответственность, которую мы несем без чьих-либо указаний, - поступки.

Приведите примеры ответственности дома, в школе, в отношении окружающих людей.

Работа с учебником.

Прочитайте текст «Как соотносятся права и обязанности». Сделайте вывод из прочитанного. (Реализуя свои права, человек не может действовать наперекор интересам других или ограничивать их права.)

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

выводы.

• Что такое декларация?

• Что такое конвенция?

• Какие важные документы о правах человека и правах ребенка мы рассмотрели на уроке? (Ответы детей.)

Учитель. Наш Основной закон - Конституция Украины - определяет обязанности и права граждан Украины. Но много что для обеспечения прав человека мы можем сделать сами: поддержать того, кто слабее, помочь тому, кто попал в беду, противостоять несправедливости. Если трудно защищать свои права самому, нужно искать единомышленников. Во многих странах люди объединяются в общественные организации, общества, которые защищают права человека.

ИV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать соответствующий параграф учебника (с .151-156). Проанализировать ситуацию, представленную на с. 156, ответив на представленные вопросы.

Выучить определения ключевых понятий.

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Каковы права и обязанности человека в демократическом обществе».

Дополнительные задания по желанию: подготовить рисунки, которые иллюстрируют права ребенка; подготовить одно из судебных заседаний по сказке «Гуси - лебеди», «Снежная королева».

Информация для учителя.

Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка

ООН признала, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет».

1979 - Международный год ребенка. Польша предложила разработать конвенцию, которая обеспечивала бы детям юридическую защиту.

1989 - Конвенцию принято Генеральной Ассамблеей ООН.

1990 - Конвенция вступила в силу 2 сентября. Эта Конвенция направлена на обеспечение детям:

а) основных условий, необходимых для выживания (еда, вода и охрана здоровья);

б) возможностей развития (игры и образование);

в) защиты от злоупотреблений, эксплуатации и вооруженных конфликтов);

г) права на участие (свобода выражения своего мнения и право быть услышанным).

***

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) был основан в декабре 1946 года, когда миллионы детей в Европе страдали от недоедания, заболеваний и последствий Второй мировой войны. Одним из первых мероприятий было предоставление молока и одеял детям, чьи дома были разрушены. Вскоре стало понятно, что дети во всем мире нуждаются в помощи, и в 1950-х годах ЮНИСЕФ превратился в постоянную структуру ООН.

ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, специальное учреждение ООН, создана в 1946 году. В ее Уставе говорится, что «поскольку война начинается в умах людей, должны быть созданы защитные механизмы мира». Эта организация способствует распространению образования во всем мире, сохранению наследия и культуры стран мира, улучшению доступа к средствам общения и поддержке социально-научных исследований.

Начиная с 1981 года ЮНЕСКО награждает медалью Пабло Пикассо художников и известных деятелей за их вклад в дело международного диалога. Такую медаль получили американский скрипач Йегуди Менухин, шведская актриса Ингмар Бергман и южноафриканская писательница Надин Гордимер.