И СЕМЕСТР
РАЗДЕЛ III
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 1. Литосфера
Урок 25. Внутренние процессы (магматизм)
Цель: продолжить формировать умение учащихся работать с тематическими картами, опорными схемами; выяснить районы распространения вулканов, ввести понятие «гейзер», выявить причины этих явлений, рассказать о строении вулканов; продолжить работу с контурными картами; заинтересовать учащихся темой, формировать причинно-следственные связи; раскрыть понятие «магматизм», показать значение внутренней энергии планеты для хозяйственного развития; формировать понятие «естественное загрязнение».
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: атласы, контурные карты, учебник, таблица «Вулканы», рисунки, фотографии вулканов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
1. Беседа
• Что такое литосфера?
• Как называются блоки, из которых состоит литосфера?
• Что понимают под внутренними силами?
• С какой скоростью движутся литосферные плиты?
• Какие виды движения литосферных плит вы знаете?
• Как называется верхняя часть мантии?
• В каком состоянии находится вещество в астеносфере?
• Какая температура вещества в астеносфере?
2. Рассказать о горизонтальные движения литосферных плит. Что представляет собой медленное вертикальное движение литосферы?
3. Дополнить схему:
4. Рассказать о быстрые внезапные движения литосферы.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
До внутренних процессов, которые зарождаются в недрах Земли и меняют ее поверхность, относятся: движения литосферы, магматизм.
ИV. Изучение нового материала
Во время возникновения глубокого разлома вследствие уменьшения давления на вещество астеносферы она переходит из вязкого состояния в жидкое. Так образуется магма.
Работа со словарем. Магма - расплавленное вещество мантии, насыщенное газами.
Под давлением магма может подниматься вверх трещинами в земной коре.
Вопрос. Как называется это явление?
Извержения сопровождаются подземным грохотом, иногда землетрясением, дождем.
Задачи. По схеме определить, какие продукты извергаются на поверхность в результате вулканической деятельности.
Во время извержения вулкана Безымянный на Камчатке туча пепла поднялась на высоту 40 км и вынесла в воздух большое количество ядовитых газов. На расстоянии 27-30 км раскаленный пепел обжигал живые деревья. Сила первого взрыва была такова, что взрывной волной разрушило домик вулканологов, расположен в 12 км от вулкана. Слой раскаленного пепла накрыл территорию площадью 500 км2. Это привело к бурному таянию снега. Грязевые потоки, которые образовались, с большой скоростью потекли со склонов, подхватывая огромные валуны пород массой в десятки тонн, уничтожая все на своем пути. Грязевой поток «прошел» 90 км и достиг реки Камчатки. От пепла и грязи вода в реке помутнела и в течение нескольких дней была не пригодна даже для технических нужд. При этом в ней погибло много рыбы.
Вопрос. Влияние извержения вулканов на окружающую среду?
Если вулкан длительное время не извергается, его кратер разрушается, образуется кальдера - широкий старый разрушенный кратер. При повторном извержении внутри кальдеры может вырасти новый кратер, образующийся сомма-вулкан.
Работа с атласом
Жизнь вулканов разнообразное. Одни живут долго. Периодически проявляя себя, другие теряют свою энергию за один раз. Примером долголетия есть вулканы с координатами: 38° с. ш., 14° в. д. (Этна), 41° с. ш., 16° в. д. (Везувий), 55° с. ш., 160° в. д. (Ключевская Сопка). Извержение их началось несколько миллионов лет назад и периодически продолжается до настоящего времени.
Сейчас на планете известно около 10 тыс. вулканов. Из них 2 тыс. считаются действующими (вулканы, которые извергались за человеческой памяти).
Можно привести много примеров, когда якобы потухшие вулканы начинали действовать снова. Так, вулкан Везувий считался горой, склоны которой были покрыты лесом, у подножия которой разместилось несколько городов. Но в 79 г. н. э. в небо полетел столб газов, камней, начала выливаться лава. Большое количество пара вызвала грозу и ливень из грязи. Под такими потоками и пеплом погибли три города Древнего Рима: Помпеи, Стабии, Геркуланум.
Название «Везувий» происходит от слова из языка древнего населения Италии, что означает «дым».
Потухшими есть вулканы, которые извергались с доисторических времен. В Украине есть только потухшие вулканы: в Крыму - Карадаг, в Карпатах - Вулканический хребет из группы вулканов. Вулканы на Земле размещены неравномерно. Они, как и землетрясения, возникающие на границах литосферных плит в результате движения земной коры.
Большая часть действующих вулканов расположена на побережье Тихого океана. Эти районы получили название Тихоокеанского вулканического пояса.
Кроме высочайшего действующего вулкана Евразии - Ключевской Сопки - здесь известные вулканы Фудзияма, Кракатау. Во время взрыва вулкана Кракатау в 1883 г. в Индонезии погибло 40 тыс. чел., 2/3 острова исчезло на дне Зондської пролива. А взрывная волна цунами от этого извержения трижды обогнула земной шар.
Это интересно
• Наиболее знаменательным является вулкан Кракатау, расположенный в Зондском проливе. В августе 1883 г. извержение вулкана в 26 раз превышала взрыв водородной бомбы. Взрыв было слышно на расстоянии 3 000 км.
• В Южной Америке на берегу Тихого океана в течение двухсот лет непрерывно действующий вулкан Ісалько. Через каждые 8 мин. выбрасывает столб пара, камней и пепла до 300 м высотой, а из его кратера изливается лава. Вулкан этот правит морякам за своеобразный природный маяк в темные тропические ночи, потому что свет от расплавленной лавы видно очень далеко (на физической карте показать вулканы).
Вторым районом распространения активного вулканизма является Альпийско-Гималайский пояс.
Извержения вулканов бывают не только на суше, но и на дне океанов и морей.
В начале XVIII в. в результате извержения вулкана образовался остров в Средиземном море. Итальянцы назвали его Юлия, англичане - Грэхем, а испанцы - Фернандес. Пока государства спорили, кому принадлежит остров, он исчез в морской пучине. В 1950 году остров еще раз появился, но через некоторое время опять исчез.
А в 1952 году во время извержения подводного вулкана в Тихом океане недалеко от Японских островов, возник остров, поверхность которого поднималась над водой на 200 м. Просуществовав чуть более года, остров исчез под водой.
Большинство действующих вулканов приурочены к Срединных океанических хребтов. Иногда вздымаясь над поверхностью воды, они образуют вулканические острова, например Исландию с вулканом Гекла.
Рядом с вулканами встречаются горячие источники и гейзеры. Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре. Часто в воде растворенные минералы.
Гейзеры бьют фонтаном из-под земли с определенной периодичностью. В подземных полостях вода нагревается до 100 °С, закипает и интенсивно испаряется. Пара давит на воду и с шумом выбрасывается наружу.
Гейзеры иногда достигают высоты 40-90 м. Каждый гейзер имеет свой режим действия (от минуты до нескольких суток).
Вопрос. Почему в районах вулканической деятельности встречаются горячие источники, гейзеры?
Гейзеры и горячие источники известны на Камчатке (Долина гейзеров), США (Єллуостонський национальный парк), Исландии, Новой Зеландии; Горячие озера в кратерах вулканов Курильских островов.
Вулканическая деятельность приводит к образованию серы, фосфоритов, железных и марганцевых руд, плодородных почв.
V. Закрепление новых знаний, умений, навыков
1. Задачи. Из печатных надписей выбрать названия действующих вулканов и закрепить их на карте в местах их размещения: Эльбрус, Везувий, Казбек, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Этна, Кракатау, Гекла, Фудзияма.
2. Беседа
• В каких районах насчитывается много вулканов, почему?
• Какие вулканы называют потухшими?
• Какое строение имеет вулкан?
• Что такое гейзер?
• Что такое магматизм?
• Какие виды магматизма вы знаете?
• В каких районах встречаются гейзеры и горячие источники?
3. Задачи. Показать на физической карте мира:
• Тихоокеанский вулканический пояс;
• вулканы Альпийско-Гималайского пояса;
• районы, где возможны гейзеры;
• литосферные плиты.
4. Географический практикум. На контурную карту нанести известные вулканы, территории, где встречаются горячие источники, гейзеры.
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий параграф в учебнике.