Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 31 (вариант А)
Тема. ЮЖНАЯ АМЕРИКА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ МАТЕРИКА
Цель: сформировать у учащихся общее представление о географическое положение, размеры и форму материка; закрепить практическое умение учащихся составлять характеристику физико-географического положения материка с помощью карт атласа; углубить знания учащихся об истории открытия и исследования материка; развивать память, логическое мышление, умение делать выводы и обобщения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы, контурные карты, портреты исследователей материка, картины природы материка, учебники.
Опорные и базовые понятия: материк, часть света, географическое положение; полушария, меридианы, параллели, Гондвана, части Мирового океана; составляющие береговой линии, площадь материка, экватор, нулевой меридиан, крайние точки, исследователи.
Географическая номенклатура: материки: Южная Америка, Африка, Северная Америка, Антарктида; мысы: Ґальїнас, Фроуерд, Кабу-Бранку, Париньяс, Горн; Карибским море; залив Ла-Плата; проливы: Маґелланова, Дрейка; острова: Огненная Земля, Фолклендские.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой учащихся на дальнейшую продуктивную работу. Обратите внимание на изображения лиц детей с разным настроением, выясните, кто как себя чувствует. Ученики по очереди для анализа каждого рисунка поднимают руки.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием «Блицопрос»
• Назовите материки, которые вы изучали. Покажите их на карте.
• По какому плану изучают материк?
• Почему важно знать географическое положение материка для определения особенностей его природы?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Удивлю всех»
Учитель. Материк получил название «Новый мир». На этом материке бродили герои книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Здесь протекает самая - полноводнее река мира. На этом материке расположены самые высокие на Земле вулкан и водопад, самая сухая пустыня, наименьший птица, накровожерливіша рыба. С этим материком связаны слова «карнавал», «футбол», «танго».
Ученики определяют материк, дополняют рассказ учителя (опережающее домашнее задание).
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Творческая лаборатория»
Задание (работа в группах)
I-II группы. С помощью карт атласа определить координаты крайних точек материка.
III-IV группы. С помощью карт атласа и справочника ученика определить особенности физико-географического положения материка.
V-VI группы. Определить отличительные и общие черты географического положения Южной Америки, Африки и Австралии.
Подведение итогов работы каждой группы. Выводы.
2. Прием «географическая лаборатория»
Нанести на контурную карту названия крайних точек, океанов, омывающих материк, и материки, с которыми граничит Южная Америка.
3. Рассказ учителя (дополняется сообщениями учащихся - опережающее домашнее задание)
Учитель. Как было открыто Южную Америку? Сухопутные пути в Индию были блокированы арабами. Поэтому европейцы были вынуждены искать морские пути в государства, где можно было купить перец, корицу, гвоздику, мускатный орех, которые высоко ценились в средневековой Европе, иногда на вес золота. Христофор Колумб верил в шарообразности Земли, поэтому решил идти в Индию в обратном направлении - через Атлантический океан. 12 октября 1492 году моряки увидели землю, это был островок из группы Багамских островов, Колумб назвал его Сальвадор («святой спаситель»). Открыв Кубу, Колумб решил, что это восточная окраина Азии. Официальной датой открытия Америки считается 12 октября 1492 года.
Почему же открытые Колумбом земли получили имя Веспуччи? Амеріґо Віспуччі, исследовав в 1501-1502 гг. восточный берег от 5° 25' до 25° ю. ш., доказал, что эта земля - материк, и описал его природу, дал название Новый Свет. Через это лотарінгський картограф Мартин Вальдземюллер в 1507, назвал этот материк его именем, а затем это название распространилось на оба западные материки. Первыми учеными - исследователями Южной Америки в 1735-1743 гг. стали французские и испанские участники Экваториальной экспедиции. На рубеже XVИII-XIX вв. материк исследовал немецкий ученый Александр Гумбольдт, он опубликовал результаты своих исследований в 30-томной книге «Путешествие в рівноденній области Нового Света». Исследования Южноамериканского континента натолкнули ученого Чарльза Дарвина на разработку эволюционной теории развития органического мира Земли. Большое значение имела ботанико-агрономическая экспедиция Николая Вавилова (1932-1933), во время которой было установлено формирование культурных растений на территории Южной Америки.
V. Закрепление изученного материала
Прием «Пресс-конференция»
• Назовите особенности географического положения Южной Америки.
• Назовите крайние точки материка, моря, океаны, что его омывают. Покажите их на карте.
• Почему материк назван именем человека, который его не открывала?
VI. Итог урока
1. Прием «Делаю вывод»
• Материк Северная Америка находится в Западной и преимущественно Южном полушариях, имеет значительную протяженность с севера на юг.
• Первыми европейцами были портуґальці и испанцы, которые превратили материк на колониальные владения.
• Значительный вклад в исследование внесли О. Гумбольдт и Г. Вавилов.
2. Возвращение к тесту в начале урока с целью получения информации о самочувствии школьников после работы на уроке.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст учебника.
Дополнительный материал к уроку
Над Антарктидой периодически расширяются озоновые дыры, захватывают соседние районы. Поэтому в городах на юге Чили развешаны специальные сигнальные фонари. Когда они загораются красным цветом, жители знают, что необходимо надеть темные очки и рубашки с длинными рукавами. Это означает, что сила ультрафиолетового излучения от Солнца очень высокая. Чаще всего это бывает весной.