Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 1. Водоросли

 

УРОК 28*

Тема. Отделы Диатомовые, Бурые и Красные водоросли

 

Цель. Сформировать знания о особенности строения и процессов жизнедеятельности Диатомовых, Бурых и Красных водорослей.

Основные понятия и термины: одноклеточные и многоклеточные водоросли, диатомовые водоросли, бурые водоросли, красные, панцирь.

Оборудование: рисунки и фотографии водорослей, таблицы “Бурые водоросли”, “Диатомовые водоросли”, “Красные водоросли”.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (пояснительная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); самостоятельная работа учащихся с учебником.

Тип урока: комбинированный.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнение домашнего задания.

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

5. Обобщение и систематизация изученного.

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задачи.

1

10

3

19

5

5

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Письменная работа.

Вариант 1.

Проведите стрелки от названия растения к признакам, ее характеризующим.

 

X

Л

А

М

И

Д

В

М

В

Н

А

Д

А

Одноклеточная

С

П

И

Г

В

Г

И

Г

А

Багатоклітинна

Живет в пресной воде

Живет в соленой воде

Населяет увлажненные участки почвы

Есть органы

Нет органов

Есть хлорофилл

Хлоропласт чашоподібний

Хлоропласт спиралевидный

Ядро свободно расположенное в цитоплазме

Ядро поддерживается тяжами

Есть жгутики

Есть светочувствительные глазок

 

Вариант 2.

Проведите стрелки от названия растения к признаков, их характеризующих.

 

X

Л

А

М

И

Д

В

М

В

Н

А

Д

А

Одноклеточная

Х

Л

В

Г

Е

Л

А

Багатоклітинна

Живет в пресной воде

Живет в соленой воде

Населяет увлажненные участки почвы

Есть органы

Нет органов

Есть хлорофилл

Зеленая окраска

Бурая окраска

Красная окраска

Есть жгутик

Есть светочувствительные глазок

 

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Демонстрация таблицы “Диатомовые водоросли”. Посмотрите внимательно на эти удивительные творения. Как вы думаете, что это может быть? Это не космические корабли и не фантастические дома сказочных героев. Но это не менее сложный и непостижимый произведение природы - панцири водорослей, называются Диатомовые. Эти панцири состоят из так называемого кремнезема, или другими словами песка. Раковины диатомовых водорослей накапливаются на дне водоемов, где они обитают и способны образовывать осадочные породы.

Часто специалисты сравнивают диатомовые водоросли с ювелирными изделиями. Кремнеземные створки охватывают клетки коробочко-подобным образованием. Одну из них, меньшую, называют гіпотекою, она входит в большую створку (епітеку). Сами створки очень разнообразны по форме и настолько инкрустированные, что действительно напоминают ювелирные изделия. Створки могут быть округлыми, эллиптическими, треугольными, удлиненными и т.д. Между собой они срастаются, образуя характерные швы и узелки. Во всех случаях створки образуют правильную геометрическую фигуру с четкой симметрией.

А кто из вас не ел вкусным и полезным мармеладом? Думаю, никто не догадывается, что некоторые его сорта производят из особого вещества, полученного из водорослей, которые принадлежат к отдела Бури.

Еще один отдел водорослей, который мы рассмотрим сегодня, это - Красные, или Багрянки. А теперь подробнее.

 

План

1. Отдел Диатомовые водоросли.

2. Отдел Бурые водоросли.

3. Отдел Красные водоросли.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Отдел Диатомовые водоросли

Рассказ учителя с демонстрациями изображений на таблицах и рисунках учебника. Диатомовые водоросли - отдел низших растений. Насчитывает свыше 10 тыс. современных и ископаемых видов. Микроскопические одноклеточные одиночные или колониальные организмы, клетки которых окружены снаружи кремнеземним панцирем, состоящим из двух половинок (створок).

Много диатомовых водорослей могут активно двигаться, размножаться вегетативным делением и поло. Диатомовые водоросли очень распространены на земном шаре, приспособленные к различным условиям существования. Встречаются в водоемах разного типа, в почве, на скалах. Нередко развиваются массово, влияя таким образом на круговорот веществ в природе.

В жизни водных биоценозов диатомовые водоросли играют важную роль, вызывая накопление значительного количества органических веществ, является ценным источником пищи для многих мелких водных животных. С отмерших диатомовых водорослей образовались мощные отложения горных пород - трапел и діатоміт. их используют как материал для звуковой и тепловой изоляции, во время шлифования металлов, изготовления фильтров.

Самыми распространенными диатомовыми водорослями среди одноклеточных есть пінулярія, колониальных - табелярія, діатома т.д.

 

Отдел Бурые водоросли

Рассказ учителя с демонстрациями изображений на таблицах и рисунках учебника. К отделу Бурые водоросли принадлежат 1500 видов организмов, в хлоропластах которых, кроме хлорофилла, есть еще желтые и бурые пигменты. Это исключительно морские водоросли, в пресных водоемах их нет. Они наиболее высокоорганизованные, их таломи могут достигать нескольких десятков метров. Преимущественным средой обитания бурых водорослей являются холодные моря Северного и Южного полушария. В Украине на них можно наткнуться в Черном и Азовском морях. Таломи имеют бурую окраску благодаря наличию фукоксантину и хлорофилла.

Размножаются вегетативно частями талом. Безстатево с помощью спор и поло, то есть с помощью половых клеток-гамет.

Бурые водоросли образуют подводные луки с огромной фітомасою. В процессе фотосинтеза бури, особенно глубоководные, обогащают водоем кислородом. Вымершие растения образуют водоростеве угля. Заросли этих водорослей затрудняют судоходство.

Наиболее распространенными представителями Бурых водорослей является фукус, саргас, ламинария, диктиота, цистозира. Наиболее известная среди них - ламинария, или морская капуста. Ее употребляют в пищу прежде всего люди, которые обитают на побережьях морей, где растет это растение. Во-вторых, ламинарию специально собирают и выращивают с пищевой целью. В составе водоросли есть чрезвычайно большое количество соединений Йода, Брома, микроэлементы (Марганец, Купрум, Кобальт, Бор и Мышьяк), витамины А, В1, В2, В12, С и D. Кроме того, ламинарию употребляют с лечебной целью для борьбы со многими болезнями пищеварительной системы. Однако она может навредить людям с заболеваниями почек, легких и др.

 

Отдел Красные водоросли

Красных водорослей в природе есть более 4000 видов. Это также преимущественно морские организмы, но около 200 видов встречаются и в пресных водоемах. Высокоразвитые, их длина достигает 1,2 м. Живут значительно глубже, чем зеленые и бурые водоросли. Клеточная оболочка может быть с солями железа, кальция, магния, тогда такие водоросли образуют целые известняковые рифы. Красные они потому, что имеют окраску талом от красного, малинового, желтовато-красного до фиолетовых цветов пигмента (фукоспонін и фукоеретрин). Откладывают багрянковий крахмал. Размножаются вегетативно, спорами и поло. Особенностью этих водорослей является отсутствие при размножении жгутиковых стадий.

Самые известные представители - порфира, калітамніон, делесерія. В Черном море растут церамній, каролина, батрахоспермум. Значение водорослей в природе особенно велико. Глубоководные обогащают водоем кислородом и является источником питания для водных животных, используются для получения йода и агар-агара, в пищу. Агар-агар используют для получения желе, мармелада, конфет.

 

5. Обобщение и систематизация изученного.

1. Самостоятельная работа с учебником. Методический прием “Ключевые слова Учащимся предлагается прочитать текст, разделить его на части и к каждой отыскать ключевое слово. Образовав цепочку ключевых слов, записать в тетради. К доске по очереди выходят ученики, которые записывают друг под другом свои цепочки. Затем сравнивают их содержание, длину и точность. Определяют, кто написал лучший цепочку.

2. Выполнение заданий практикума.

А) Опираясь на материал учебника, заполните сравнительную таблицу водорослей разных отделов.

 

Сравнительная характеристика водорослей

Признаки

Зеленые

Диатомовые

Бури

Красные

1. Количество видов

 

 

 

 

2. Организация вегетативного тела (одноклеточные, колониальные, многоклеточные)

 

 

 

 

3. Где живут

 

 

 

 

4. Окраска клетки

 

 

 

 

5. Представители

 

 

 

 

6. Значение в природе (пищевые цепи, влияние на чистоту водоемов), в жизни человека (в пищевой промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, научных исследованиях и т.п.)

 

 

 

 

 

Б) Решите кроссворд.

 

 

Горизонталь:

1. Водоросли, которые имеют панцирь.

2. Одна из самых распространенных диатомовых водорослей.

3. Колониальная зеленая водоросль.

4. Бурая водоросль, в честь которой названо море.

5. Специализированная клетка нестатевого размножения водорослей.

6. Тело водоросли.

7. Пигмент, который есть в теле всех водорослей.

8. Половые клетки.

9. Бурая водоросль, которую употребляют в еду.

10. Органела, что отвечает за наследственную информацию.

Заполнив клетки кроссворда, в выделенном столбце прочтете название науки, изучающий водоросли.

 

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Изучить соответствующий материал по учебнику. Подготовить сообщение о применении диатомовых, бурых и красных водорослей.