Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 1. Водоросли

 

УРОК 29

Тема. Значение водорослей в природе и жизни человека

 

Цель. Закрепить и углубить знания о роли водорослей в экосистемах и их значение в хозяйстве и жизни человека; развить умение формировать причинно-следственные связи и понятие о воздействия организма на среду, в котором он живет; воспитать рациональный подход в отношении к окружающей среде и к водорослей в частности.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, таблицы “Разнообразие водорослей”, карточки с изображением водорослей, сигнальные карточки, листки контроля.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация таблиц и моделей); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решения проблемных ситуаций); интерактивные методические приемы.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1. Организационный момент.

2. Расширение и углубления знаний.

3. Закрепление изученного материала.

4. Итоги урока.

3

25

12

5

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, организация учащихся поведения. Проверка готовности учащихся к уроку. Объяснение правил работы с листом самоконтроля „Погружение в мир водорослей”.

2. Расширение и углубление знаний.

Разминка. Проводится для активизации учащихся. Отвечает ученик, который первый поднимет руку. Учитель зачитывает незавершенные высказывания и предлагает ученикам дополнить их необходимыми сведениями.

 

Карта самоконтроля «Погружение в мир водорослей»

 

 

• Водоросли, в хлоропластах которых, кроме хлорофилла, есть еще желтые и бурые пигменты... (Бурые водоросли).

• Самыми известными Бурыми водорослями есть... (Саргас, ламинария).

• В этих водорослей принадлежит около 4000 видов, они высокоразвитые, имеющие разветвленный талом красноватого цвета... (Багрянки, или Красные).

• Глубоководные водоросли, которые обогащают водоем кислородом и является источником питания для водных животных, используются для получения йода и агар-агара, в пищу... (Красные).

• Почему водоросли относятся к низших растений?

• Какие одноклеточные водоросли вы знаете?

• Какие представители многоклеточных водорослей живут в пресной и морской воде?

• Как отличаются водоросли по цветом?

 

Работа в малых группах (парах) „Сложи картинку”

Каждая пара получает набор карточек. С одной стороны каждой карточки написано категории растений, разделены по разным признакам („Царство Растения”, „Підцарство Низшие растения”, „Водоросли”, „Одноклеточные водоросли”, „Колониальные водоросли”, „Многоклеточные водоросли”), с другой - буквы, из которых ученики должны образовать название водоросли.

Задание: используя знания по систематики, разложите предложенные карточки в логической последовательности. Переверните карточки: если задание выполнено правильно, то с обратной стороны соединенных карточек вы прочтете название водоросли - ламинария. Поставьте себе оценки на первую строчку листа самоконтроля.

 

Работа с понятиями „ Черный ящик”

Работа проводится в парах: один ученик выступает в роли учителя, другой в роли ученика. На доске записаны понятия: гамета, зигота, светочувствительные глазки, колониальные. Ученик, который играет роль учителя, спрашивает и проверяет правильность ответа с использованием перечня понятий. Затем ученик, ответил, выступает в роли учителя.

Оценка за эту работу выставляется на вторую строчку листа самоконтроля.

 

Выполнение задания „Третий лишний”

Задание: найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор. Понятия: одноклеточные, гаметы, многоклеточные, колониальные.

 

Работа с сигнальными карточками “Красный - зеленый”

Учитель зачитывает классу вопрос, на которые каждый ученик отвечает поднятием сигнальной карточки красного (ответ „ни”) или зеленого (ответ „да”) цвета.

Вопрос:

- Водоросли - это низшие растения?

- Водоросли могут быть одноклеточными и багатоклітинними?

- Водоросли имеют органы?

- На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?

- По способу питания водоросли - автотрофи?

- Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?

- Размножение с помощью спор называется половым?

- При половом размножении образуются гаметы?

 

Игра „Снежный ком”

Класс разделить на три группы по рядам. Каждый ряд получает карточку, на которой есть рисунок представителя группы водорослей и 5 задач. Первый ряд получает задание из отдела Зеленых водорослей (хлорелла), второй - из отдела Бурых водорослей (ламинария), третий - из отдела Красных водорослей (порфира). Ученики работают парами: на первый вопрос отвечает первая пара соответствующего ряда, на второй вопрос - вторая и т.д. По итогам работы формируется общий вывод.

 

Відеозагадка

Класса демонстрируются два сюжета о бесполое и половое размножение водорослей (без объяснения). Ученикам нужно определить, о какой процесс идет речь в каждом сюжете, назвать способы размножение и записать их в тетрадь.

По результатам работы проводится беседа за вопросами:

- Почему водоросли размножаются разными способами?

- Какие преимущества дает каждый из них?

Карточка

1. Назовите изображенную водоросль.

2. Какое строение имеет водоросль?

3. Как размножается эта водоросль?

4. Где существует эта водоросль?

5. Какое значение имеет водоросль в природе и жизни человека?

 

Узнай „земляка”

Каждому ряду выдается рисунок водоросли: 1 - хламідомонада; 2 - ламинария; 3 - діатомова водоросль пінулярія. Посоветовавшись 1-2 мин., дети должны назвать водоросль и дать ей краткую характеристику.

Обратная связь

Составление рассказа по темам „Водоросли в моей жизни”, „Я в жизни водорослей”. При выполнении задания используется памятка:

- Вспомните о значении водорослей.

- Напишите несколько словосочетаний, предложения, какую роль водоросли играют в вашей жизни.

- Пишите в той последовательности, в которой идея пришла в голову.

- Выберите самую важную, на ваш взгляд, позицию и предоставьте ей статуса № 1.

- Выберите второстепенную позицию, предоставьте ей статуса №2 и т.д.

- Объединитесь в группы по 4-5 человек. Выберите высказывания, которые чаще всего встречаются.

- Составьте общий вариант выполнение задания от группы. Например:

 

Водоросли в моей жизни

Я в жизни водорослей

1. Объект моего попечительства в аквариуме

2. Источник питание

3. Обогащает атмосферу кислородом

4. Сырье для пищевой промышленности

5. Удобрения

1. Исследователь

2. Такая же часть природы

3. Убийца

4. Потребитель

5. Защитник

 

Затем проводится обобщение материала о значении водорослей в природе и жизни человека. Работа со схемой на доске и в практикумах.

 

 

Интеллектуальный „ Олимп”

1. Какое море получило название от водоросли? Где расположено водоростеве море?

2. Жители Кавказа часто наблюдают необычные явления: снег на вершинах гор иногда окрашивается в красный цвет. Как объяснить это явление? С какой водорослью связано появление необычного окраса?

(Урок 26. На снегу поселяется одноклеточная водоросль - первопухирник. Эта невидимая глазом растение не боится холода, размножается очень быстро. Цвет водоросли красный. Как только ветер принесет на снег споры первопухирника, они прорастут, и через несколько часов этот снег покраснеет: первопухирник укроет всю его поверхность).

3. Как называется наука, изучающая водоросли? (Урок 28. Альгология)

4. Почему водоросли называют „легкими планеты”? (Урок 26.)

3. Закрепление изученного материала (по 1 баллу за правильный ответ).

Методический прием „Микрофон”. Заключается в том, что ученики по очереди

говорят в воображаемый микрофон то, что они думают, остальные учащиеся внимательно слушают и не имеют права перебивать.

- Целесообразно выращивать водоросли искусственно?

- Отдельные виды нуждаются в охране водорослей?

- Как водоросли участвуют в круговорота воды в природе?

 

4. Итоги урока.

Подсчет баллов. Запись в листок самоконтроля итогового количества баллов.