Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 1. Водоросли

 

УРОК 27

Тема. Отдел Зеленые водоросли

 

Цель. Ознакомить учащихся с особенностями строения и процессов жизнедеятельности зеленых водорослей.

Основные понятия и термины: піреноїди, сократительные вакуоли, светочувствительные глазки, жгутики, крахмал; одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли; хламідомонада, вольвокс, хлорелла, ульва, улотрикс, спирогира.

Оборудование: таблицы “Зеленые водоросли”, “Хламідомонада”.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решения проблемных ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником.

Тип урока комбинированный.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

10

3.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

19

5.

Обобщение и систематизация изученного.

5

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнение домашнего задания.

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание: за пять минут по материалу домашнего задания подготовить наибольшее количество вопросов. После этого команды по очереди зачитывают вопросы, а представители команд отвечают. Учитель или кто-то из учеников фиксирует количество правильных ответов каждой команды. Побеждает та команда, которая подготовила или ответила правильно на наибольшее количество вопросов.

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

На этом уроке мы будем изучать ниже растения, а именно отдел Зеленые водоросли. Ознакомимся с их разнообразием, строением и значением.

Зеленые одноклеточные водоросли могут входить в состав других организмов, например, лишайников. В комплексе с другими организмами (бактериями, грибами) они участвуют в процессе самоочищения воды. Также зеленые водоросли являются сырьем для получения биологически активных веществ, изготовления бумаги.

 

План

1. Общая характеристика отдела.

2. Строение Зеленых водорослей. Самостоятельная работа с учебником.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Общая характеристика отдела

Рассказ с элементами беседы. К отдела Зеленые водоросли относят около 20 тыс. видов, распространенных преимущественно в пресных и соленых водоемах, а также на влажных участках суши. Почему этот отдел водорослей назван Зеленым? Среди пигментов, что есть в их клетках, преобладает хлорофилл, который придает этим водорослям зеленой окраски. Есть одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Талом многоклеточных может быть сплошным и разветвленным. Что такое талом? Клетки водорослей имеют клеточную оболочку, в цитоплазме есть все органоїди, присущие растительным клеткам. Хлорофилл содержится в хлоропласті. В состав клетки зеленой водоросли входят тельца белковой природы - піреноїди, вокруг них откладываются запасные питательные вещества. Зеленые водоросли запасают крахмал. Размножаются водоросли бесполым и половым способами.

Охарактеризуйте неполовое и половое размножения.

Очень распространена в почве, на коре деревьев и в воде представительница зеленых водорослей хлорелла, ее часто используют в исследовательских работах. Она растет очень быстро. Как свидетельствуют опыты, проводились в США, за сутки хлорелла увеличивает свой вес в три тысячи раз. С одного гектара площади можно получить более 40 тонн сухого концентрата. В течение этого времени водоросль поглощает огромное количество углекислого газа, выделяя зато очень много кислорода. Содержание витамина С в хлорелі почти такой же, как в лимоне; белка - в четыре раза больше, чем у пшеницы. Из нее получают ценную биомассу, которую используют как корм, удобрение и техническое сырье.

С развитием космонавтики водоросли стали одними из первых обитателей космических комплексов, которые месяцами находятся на орбитах. Считают, что такие одноклеточные водоросли, как хлорелла, при их способности к быстрому размножению путем деления клеток, могут обеспечить очистка космических станций от углекислого газа и утилизацию других отходов жизнедеятельности космонавтов. При этом нарастает большое количество зеленой массы, которая содержит практически все необходимые для человека вещества: белки, жиры, углеводы.

Английские ученые сделали интересный опыт: ввели хлорелу в брюшную полость белых крыс. При вскрытии оказалось, что оболочки водоросли уплотнились, клетки стали ярко-зелеными и в восемь раз больше, чем в хлорел, живущих в обычных условиях. Это свидетельствует о способность хлореллы приспосабливаться к непривычным условиям проживания.

Своеобразный эксперимент поставили американские ученые. Они разводили в двух пробирках туберкулезные палочки. В одну из них поместили хлорелу. Потом этими растворами было поражено морских свинок. Оказалось, что заболели только те свинки, которым был введен раствор без водорослей.

 

Строение Зеленых водорослей

Со строением зеленых водорослей вы ознакомились предыдущего урока на примере одноклеточного и многоячеечной водоросли, выполняя лабораторную работу. Вспомните, строение которых зеленых водорослей вы изучили.

Самостоятельная работа с учебником. Прочитайте текст и дайте ответы на следующие вопросы:

О какие многоклеточные Зеленые водоросли идет речь в тексте учебника? Каково их среда обитания? Каково их значение в природе? Результаты оформите в виде таблицы.

 

Представители Зеленых водорослей

Название

Среда обитания

Значение

 

 

 

 

5. Обобщение и систематизация изученного.

Контрольно-оценочная беседа.

• Какую особенность имеет хлоропласт хламідомонади? (Содержит піреноїд).

• Назовите органеллы, которые отличают клетку хламідомонади от растительной клетки. (Светочувствительные глазки, сократительная вакуолей, жгутики).

• Я кой есть функция піреноїда?

• Какую функцию выполняют жгутики и светочувствительные глазок?

• Чем строение хлореллы похожа на хламідомонаду и чем отличается?

• Найдите на рисунке вольвокс. Подумайте, в чем преимущества и недостатки существования колониальных форм.

 

Тесты (для учащихся со средним и высоким уровнем познавательных возможностей).

Вариант 1.

1. В хламідомонади красный глазок выполняет функцию:

а) ориентации в пространстве;

б) движения;

в) выделение продуктов жизнедеятельности;

г) накопление питательных веществ;

г) регуляции осмотического давления;

д) регуляции фотосинтеза.

 

2. Спирогира имеет талом:

а) нитчастий;

б) пластинчатый;

в) одноклеточный;

г) многоклеточный.

 

3. К одноклеточных зеленых водорослей принадлежит:

а) хламідомонада;

б) спирогира;

в) улотрикс;

г) хлорелла;

г) вольвокс.

 

4. Основной функцией сократительных вакуолей в хламідомонади являются:

а) фототаксис;

б) движение;

в) пищеварения;

г) накопление питательных веществ;

г) выделение избытка воды;

д) регуляция осмотического давления.

 

5. У вольвокса органические вещества образуются из углекислого газа и воды на свету в органеллах:

а) ядре;

б) піреноїдах;

в) стигме;

г) хлоропластах;

г) митохондриях;

д) рибосомах.

 

6. Хлорелла размножается:

а) только поло;

б) только нестатево;

в) поло и нестатево.

 

Вариант 2.

1. Хламідомонада ориентируется в пространстве с помощью:

а) жгутиков;

б) піреноїда;

в) сократительных вакуолей;

г) светочувствительного глазка.

 

2. Многоклеточный ореолом имеют зеленые водоросли:

а) хламідомонада;

б) хлорелла;

в) улотрикс;

г) спирогира;

г) вольвокс.

 

3. Піреноїди - это тельца белковой природы, что связаны с функцией:

а) движения;

б) образование и запасание веществ;

в) размножение;

г) выделение.

 

4. Хлорофилл в спірогіри содержится в:

а) хлоропласті чашевидной формы;

б) лентовидных, спирально закрученных хлоропластах;

в) свободно в цитоплазме;

г) хлоропластах округлой формы.

 

5. Хламідомонада размножается:

а) только нестатево;

б) только поло;

в) поло и нестатево.

 

6. Нитчастий талом имеют:

а) улотрикс;

б) хламідомонада;

в) ульва;

г) спирогира.

 

Ответы к тестам

Вариант 1. 1-г; 2-а; 3-а, г; 4-г; 5-6; 6-6.

Вариант 2. 1-г; 2-в, г; 3-6; 4-6; 5-в; 6-а, г.

Учащиеся обмениваются вариантами и осуществляют взаємоперевірку.

 

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, ответить на вопросы после параграфа.