Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

 

УРОК № 26

 

Тема. Общественные насекомые. Лабораторная работа № 7 «Определение насекомых с помощью определяющей карты».

Цель: ознакомить учащихся с общественными насекомыми и особенностями их поведения.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения, развития и поведения насекомых.

Базовые понятия и термины: насекомые общественные насекомые.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока

И. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Учитель проверяет в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 7 «Определение насекомых с помощью определяющей карты».

Спрашивает, что осталось непонятным, были ли трудности в ее исполнении, отвечает на вопросы школьников.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Как устроен муравейник? Может ли муравей жить в одиночку?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общественные насекомые. Пчелы

Общественные насекомые - пчелы, муравьи, термиты, живущие семьями или группами семей (колониями).

Обязанности в семье распределены между группами, особями (кастами), различающихся морфологически: матка («царица») - самка-основательница откладывает яйца, самцы (в пчел они называются трутнями) выполняют только функцию оплодотворения; рабочие (бесплодные) - собирают корм, обустраивают гнездо, ухаживают за потомством и т.д., солдаты - защищают гнездо.

После брачного полета каждая молодая оплодотворенная самка основывает новую семью. Жизнь и взаимодействие особей в семье общественных насекомых регулируется с помощью химических сигналов, сложного поведения.

С пчелами была с древнейших времен связано огромное количество мифов и легенд. Так, по мнению древних египтян, душа умершего покидала человека в виде пчелы. Древние греки были уверены, что боги на Олимпе наслаждаются «сладким нектаром», что их владыку Зевса в младенчестве вскармливали медом. Известно, что в древние времена в Палестине процветало пчеловодство, причем множество пчелиных роев водилось на скалах: в жаркие дни вытопленный из сотов (восковых зданий пчел из шестигранных ячеек) мед стекал по камням вниз, и оттого эти места получили поэтическое название «земля, где текут молоко и мед».

2. Общественные насекомые. Муравьи

Колонии муравьев представляют собой сложные социальные образования с разделением труда и системами коммуникаций, позволяющими особям координировать свои действия при выполнении задач, непосильных для одного индивидуума. Некоторые виды муравьев имеют развитую «языком» и способны передавать информацию. Кроме того, многие виды муравьев поддерживают высокоразвитые симбиотические отношения с другими насекомыми и растениями.

Преимущества, что даются муравьям кооперацией, привели к тому, что на сегодняшний день они является доминирующей по численности групп членистоногих.

Муравьиная семья имеет одну (или несколько в зависимости от вида и размера колонии) репродуктивную самку (царицу, матку), которая откладывает яйца. Самки похожи на рабочих, но отличаются от них строением груди и, как правило, большими размерами. Имеют крылья, которые они откусывают себе после оплодотворения. Кажется, что матка находится в центре событий, но она больше похожа на машину для кладки яиц, что, блуждая среди своих дочерей, получает от них корм.

Самцы рождаются из неоплодотворенных яиц. Имеют крылья. Подавляющее большинство в колонии составляют бесполые рабочие муравьи. Между членами муравьиной семьи существует разделение функций. Как правило, самые молодые рабочие бывают няньками, то есть ухаживают за расплодом и самкой. Немного повзрослев, они становятся строителями, а затем фуражирами (добытчиками пищи). Старые муравьи, которые уже не способны добывать пищу, становятся сторожами или наблюдателями.

Под время брачного лета самки и самцы выходят из гнезд и скапливаются у входов, затем начинают подниматься на травинки, на деревья, на стены домов и оттуда взлетают. Самки и самцы из разных гнезд спариваются в воздухе или на земле, вскоре после этого самцы погибают, а оплодотворенные самки сбрасывают крылья и отправляются на поиски места для гнезда.

Самка строит небольшую замкнутую камеру в земле, а потом начинает откладывать яйца. Через 2-3 недели из яиц начинают появляться первые личинки. Через 4-6 месяцев личинки заканчивают расти, и начинается превращение в куколку. К этому времени они становятся крупнее рабочих муравьев. До выхода из куколок первых рабочих самки ничем не питаются. Более того, они даже выкармливают личинок выделениями специальных желез. При этом полностью исчезают летательные мышцы, которые самцы больше никогда не понадобятся, и она расходует запасы жира, которые накопила еще в родительском гнезде. После того как из куколок выйдут первые рабочие, они сделают выход наружу из камеры и начнут добывать пищу. С этого момента самка только откладывает яйца. Все работы в гнезде берут на себя рабочие особи.

Некоторые виды муравьев «размножаются» в результате отделения от материнской колонии: на некотором расстоянии от родительского гнезда строится дочернее гнездо, или отводок, куда переселяется часть рабочей семьи с расплодом и молодой самкой.

Основу питания почти всех муравьев составляют два компонента: белковый и углеводный. Как источник белковой пищи используются различные беспозвоночные, главным образом насекомые. Муравьи охотятся на них или собирают трупы. Основным источником углеводной еды служит для муравьев падь - сладкое выделение тлей и других хоботных насекомых (червецов, щитовок, некоторых цикадок). Кроме пади и насекомых, муравьи могут питаться соком растений, нектаром, грибами, семенами.

Вся еда, которую собирают муравьи, приносится в гнездо и там распределяется между всеми членами семьи.

В лабораторных условиях отдельные рабочие особи могут дожить до 3-4 лет. Известный случай, когда муравей прожила семь лет. Но в естественных условиях в течение года население муравейника почти полностью обновляется, так что в среднем рабочая муравей живет около года. Значительно дольше - до 20 лет - живут самки.

Муравьи живут на земле и деревьях по всему миру, кроме Антарктики, Исландии, Гренландии и некоторых отделенных от континентов островов.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 108, 109, знакомясь с жизнью пчелиной семьи и муравейника. Затем они читают текст «Пчелы» и «Муравьи» на с. 107-109.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопрос 2 на с. 110.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 36-37].

V.Самостійна работа учащихся

В тетради [2], или тетради [3, вкладыш, стр. 36-37] школьники выполняют лабораторную работа № 7 «Определение насекомых с помощью определяющей карты».

Потом учащиеся знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 110, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которые они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 26, ответить на вопросы 1, 4 после параграфа на с. 110.

В тетради [3, с. 36-37] выполнить задание.