4.3. Программируемое обучение
Своей практической учебной и корегуючою направленностью отмечается
программируемое обучение. Оно обеспечивает постоянную обратную связь при
изучении материала, индивидуализирует процесс обучения, обеспечивает четкую логическую
последовательность обучаемому, развивает навыки самостоятельной работы.
Во время программированного обучения весь материал темы делится на небольшие дозы
- шаги (части, этапы) и располагается в логической последовательности. Перечень
шагов, этапов, представляющих теоретические сведения, а также упражнения и задачи
указано в учебниках и пособиях с пометкой, а ответа, то есть правильные
написания, решения задач - в конце учебника, которые нумеруются, чтобы их
можно было быстро найти.
Ученик знакомится с предлагаемым материалом, выполняет задачи и сверяет
правильность своего ответа с ответом в конце учебника. Если ответ
правильный, то ученик переходит к следующему шагу. Когда в ответе допущена
ошибку, ученик анализирует ее, сверив с ответом, и, осознав правильность
выполнение переходит к изучению следующей части материала. Подаем образец
выполнения упражнения, к которой представлены в учебнике ответы.
■ Прочитайте текст.
Выпишите существительные, распределив их по отличиями. Сделав это, проверьте себя по
ответом в конце учебника.
Свадьба
Свадьбу справляли по-старосветском.
Дружки
летели верхом на лошадях по улице, на рукавах белели платки. По дороге быстро
выстраивались заслоны, чтобы перекрывать молодых и требовать выкупа. По домам в
жениха и невесты в последний раз осматривали столы, все так "как
годится". Баба-распорядительница не слезала с печи и оттуда руководила всем
свадебным образом. Она заболела, уйдя к молодой расплетать косу и петь
грустных песен: песни были удивительно звонкие и жалобные, а бабья горлянка
рипуча, годы бабьи лежали на ее сухих плечах, как горячая войлок, а ночь осенняя - холодная
(Ю. яновский).
Практика убеждает, что метод программированного обучения целесообразно внедрять в
связи с изучением различных разделов школьного курса языка, а также на уроках
связной речи.
Для повышения эффективности формирования у учащихся умений и навыков письменной
высказывания, создание собственных текстов различных типов речи учителю
приходится осуществлять периодическую коррекцию учащейся сноровки в сторону ее
усовершенствования, а кое-где и установления грамотности на основе системы
последовательно выполняемых орфографических действий с учетом характера написаний.
Процесс письменной речи состоит из внутреннего проговаривания и фиксации
подготовленного материала на бумаге, что требует автоматизированного оперирования
звуко-графическими ассоциациями. По количеству операций письменное уведомление есть
сложнее устного. Однако в устном спонтанном высказывании порождение
речи и его звукового оформления является синхронным и поэтому требует полного
автоматизма в оперировании лексическим и грамматическим материалом.
Чтобы показать ученикам красоту и возможности языка, учителю необходимо подбирать
самые разнообразные тексты по тематике и типу речи, выбирать эффективные
формы, виды работы, предусматривать этапы последовательного выполнения действий. Программируемое
обучение способствует реализации указанных задач. Приведем образец спиралевидного
программирование на уроке связной речи по теме «Ученические переводы и сочинения»
с выделением этапов, структуры урока, видов и форм работы.
Этап И
1. Ознакомление учащихся
с задачей урока. (Во вступительной беседе учитель отмечает, что на двух уроках учащиеся
работать с такой структурой: составление собственного текста-рассказа,
написание перевода, диктанта, анализа и самооценка написанных текстов).
2. Повторение узловых
вопросов по стилистике, орфографии, пунктуации (понятие о тексте, языковые средства
разговорного, художественного и публицистического стилей, типов речи, повторение
орфограм и пунктограмм, употребляемых в контрольном тексте).
Этап II
1. Самостоятельное
составление учениками текста-рассказа "Мать копает картошку".
2. Зачитывание
и анализ отдельных работ.
Образцы ученических работ
Мать копает картошку (этюд)
Утро повеял прохладой. Еще не успело солнце прогреть землю ласковыми
лучами, а мать уже вышла на огород. Она, небольшая хрупкая женщина, упорно
начала работать. Во всех маминых движениях чувствовалось, что она умеет и любит
хорошо работать (Елена И).
Мать копает картошку (этюд)
Было теплое летнее утро, когда все люди начинали копать картошку, потому что наступает пора
сбор урожая. В эту пору люди копают картошку, потому что это второй хлеб, за
помощью которого люди зимуют.
В этот день вышла на огород и иметь копать картошку. Вонзив штык лопаты в землю,
картофель будто хочет выскочить, но еще в земле (Оксана Ч).
Этап III
1. Первое
чтение текста-опоры учителем "Мать копает картошку" для написания
перевода.
2. Беседа
по содержанию прочитанного.
3. Повторное
чтение текста,
4. Самостоятельная
работа учащихся.
5. Написание
перевода.
Примечание. Текст-опора, за которым ученики писали перевод:
Мать копает картошку. В воздухе стоит суховатый пыль, а теплая земля пахнет
усталостью. Материно лицо запорошенную серой землей, руки также пыльные, только
ее карие глаза с живчиками зрачков блестят свежо и чисто. Иногда выпрямляется и,
опершись на заступ, отдыхает. И слышит, видимо, как уже мечтает о сне огород,
как тоскливо они вскрикивают в охололій вишині запоздалые перелетные птицы (Евгений Гуцало).
Образцы ученических переводов
Мать копает картошку
В воздухе стоит суховатый пыль, а теплая земля пахнет усталостью. Материно лицо
пыльный серой землей, руки также пыльные, только карие глаза блестят свежо и
чисто. Иногда мать выпрямляется, опершись на лопату, и отдыхает. Она
думает, что город, видимо, тоже хочет отдохнуть (Елена И).
Мать копает картошку
В воздухе летает пыль сухой, а теплая земля как будто дышит усталостью. Руки и лицо в
матери запорошилися серой землей, и только ясные глаза сияют живчиками и радостью.
Вот она выпрямилась и сперлась на лопату, будто прислушивается к земле. И будто
слышит она, как тяжело дышит уставшая земля в ожидании отдыха; слышит, как
небесную голубизну прорезает последний крик перелетных птиц (Оксана Ч).
Этап IV
1. Самоанализ
и самооценка качества выполнения работы.
2. Зачитывание
лучших работ.
3. Коллективный
анализ ученических работ.
V Этап
1.
Чтение текста-опоры "Мать копает картошку" учителем для написания
диктанта.
Примечание. Текст-сопротивления, по которым учащиеся писали изложение, учитель предлагает записать в
тетрадь под диктовку для сопоставление трех текстов.
Этап VI
1. Совершенствование
написанного (саморедактирования текста-рассказа "Мать копает картошку").
2. Самостоятельная
работа дома - текст-размышление "О чем мечтает иметь?".
Во время сопоставления собственных текстов с текстом-опорой активизируется внимание учащихся
к анализу языковых средств, стилей и типов речи. Дополняя текст-сопротивления
собственными размышлениями, ученики внимательно подбирают слова, строят предложения, которые
наиболее точно передают их мысли.
Самостоятельно составленные тексты-размышления характеризовались богатством языковых средств,
выразительностью, точностью, последовательностью и соответствовали стилю и типу речи,
например:
О чем думает мать?
Видимо, думает о настоящем, а может, вспоминает себя девушкой, которая познала
радость жизни. Есть чему радоваться матери. Воспитала она двух сыновей, которые во всем
стали ей опорой. А вспоминает тот день, когда впервые привез ее муж к своему
двора, с которым она и по сей день живет любезно и счастливо?
Смотрел я на нее раз и радовался, что судьба живет с любимой мамочкой и мирно
ласково, предвещая ей длинное счастье, долгую жизнь ... (Ростислав К).
Использование разнообразной палитры методических подходов, гибких методов работы
способствует творческому обработке того или иного материала, учету уровня языковой
подготовки учащихся, достаточно активном развитии их устно-письменной речи.
Программируемое обучение обогащает систему методов обучения речи, делает ЕЕ способной
для реализации усовершенствованного содержания предмета.