Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МІКРОСОЦІОЛОГІЯ - совокупность соціол. знаний с противоположным относительно макросоциологии познавательно-гносеол. ориентацией на изучение т.н. микрообъектов (межличностные взаимодействия, отношения, коммуникативные связи в малых группах, поведение индивида, отдельные "мікромасштабні" социальные явления и процессы и т.д.). Эта ориентация определяет уровень узаг. в Г. - эмпирический, благодаря чему в структуре этого типа знаний преобладают описательные мікротеорії, что основываются в основном на теоретико-познавательной платформе індуктивізму и субъективизма. Что же мировоззренческо-идейных основ М., то определяющей среди них является идея взаимодействия человеческих индивидов, которая интерпретируется, как правило, в терминах бихевиористской или феноменол. традиции. В связи с этим выделяется ряд мікротеорій и их многочисленных модификаций, в которых абсолютизируется психол. фактор.

Это, в частности, теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау, теория символ, интеракционизма Дж. Мида, Г. Блумера, А. Стросса и др., феноменол. социология А. Шюца, теория "легитимации" П. Бергера, Т. Лукмана, экзистенциальная социология Дж. Уайльда, етнометодологія Г. Гарфинкеля, А. Сикурела, Д. Дугласа, П. Мак-Хью и др., социометрия Дж. Морено, "драматургия" Е. Гоффмана. Все эти теории описывают человеческое поведение с позиции выявления и описания ее внутренних психол. элементов, в результате чего она предстает как постоянно воспроизводимый феномен духовного взаимодействия индивидов, которому приписывается тот или иной смысл с помощью процедур интерпретации.

Скажем, в теории социального обмена Дж. Хоманса рассматривается "оперантна" поведение, осуществляемая в рамках "стимул - действие - вознаграждение (или наказание)", то есть в координатах обмена действия на вознаграждение, что является результатом социального усвоения стимулов, опыта. Символ, интеракционизм Дж. Мида осмысливает социальное поведение как взаимодействие (интеракцию) индивидов на несимвол, (через непосредственные реакции) и символ, уровне, на котором происходит обмен значениями, смыслами, то есть диалог. Для феноменол. социологии является важной проблема формальных структур повседневных человеческих взаимодействий, с помощью которых преодолевается уникальность биографических ситуаций индивидов, своеобразие личного опыта каждого из них и создаются предметно - бессмысленные предпосылки (типологии, идеализации, системы релевантностей и т.п.) для их взаимопонимания. Етнометодологія ищет нормативные элементы в самой поведении, а не за ее пределами. В теории "легитимации" обосновывается необходимость внешнего закрепление в устойчивых структурах жизненного среды неустойчивых внутренних моделей человеческого поведения.

Социометрия изучает поведение индивидов и их место в малых группах, системах неформальных связей с помощью индивидуальных самооценок, "картин" симпатий - антипатий, что дает возможность выяснять степень интегрированности индивидов в группу, интенсивность их взаимодействий и т.д. В "драматургическом" подходе Е. Гоффмана поведение постигается через необходимость взаимодействующих акторов (индивидов) совместно определять социальную ситуацию, правила игры, оказывать взаимное психол. давление друг на друга. При этом каждый должен представить себя в такой способ, в такой роли, чтобы вызвать в других ответную реакцию. Для этого индивиду нужно обладать многими "манипулятивными "Я", согласно которым можно играть разные роли, осуществлять "сценическое руководство" как своим поведением, так и поведением других во взаимодействии с ними.

Мікросоціол. теории не образуют системной целостности. Аккумулируя в себе непосредственные узаг. фактов, они выступают как противовес и дополнение к макро-теорий, основанных на широких абстракциях. Между представителями М. и макросоциологии идет теоретико-методол. борьба, которая пока что больше разъединяет, чем соединяет эти два уровня соціол. исследований и знаний.