Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МИД Джордж Герберт (1863 - 1931) - амер. философ, социальный психолог, проф. Чикагского ун-та, основоположник символ, интеракционизма (социального бихевиоризма). Мало публиковался при жизни. Как социолог стал известным после посмертных изданий курсов его лекций, записанных и отредактированных студентами и коллегами. Наиболее полное изложение концепции интеракционизма М. содержится в работе "Разум, Я и общество с точки зрения социального бихевиоризма" (1934).

М. не считал себя социологом, поскольку занимался проблемами философии и психологии. Исследуя феномены сознания, поведения, возможности наук, методов в решении различных социальных проблем, М. отошел от традиционного психол. номинализма и реализма, которые противопоставляли единичное и общ. индивида и общество, и раскрыл их взаимосвязь. М. показал, что мир человека (индивида) и человечества формируется в процессе социальных взаимодействий. Благодаря этому человек учится, формирует свои интеллектуальные способности через использование символов, среди которых М. выделял язык и жесты. Способности и символы являются основой собственно человеческой деятельности, они обеспечивают возможность социального взаимодействия. М. считал, что вне процессами коммуникации психическая деятельность просто невозможна. Меняя смыслы и символы, люди интерпретируют индивидуально-конкретные ситуации, в которые они попадают в процессе своей деятельности или взаимодействия, что дает им возможность предвидеть последствия своих действий, разрабатывать возможные варианты изменения их форм в зависимости от обстоятельств. Многочисленные количественно и разнообразные по формам модели действий и социальных взаимодействий и образуют багатотипні социальные группы и общества.

В процессе социального взаимодействия человек овладевает не только системой знаков, но и принимает на себя роли других (role-taking). Это присуще всем этапам социализации личности, начиная с детства и вплоть до уровня идентификации себя с определенными узаг. объектами, явлениями и процессами ("узаг. других"), которые приобретают для лица нормативного значения ("общество", "государство", "нравственность", "Бог" и др.). Символы помогают человеку принимать на себя и понимать роли других, осознавать и представлять эффекты воздействия символ, коммуникации на всех участников социального взаимодействия. Именно таким образом, по мнению М., происходит взаимосвязь индивидуального и общ., личностного и социального.

Богатство личного мира человека воспроизводит содержание и разнообразие ее связей с другими, а сам индивид благодаря этому является активным субъектом целого и движущим источником и элементом механизма развития общества.

В структуре личности М. выделяет два основных элемента (или подсистемы) - "Ме" (мне) и "И" ("Я"). "Me" (мне) - это совокупность установок других, когда лицо руководствуется общ. социальными нормами, навыками, средствами как член общества. "И" ("Я") - главный агент личностного развития - характеризует автономность индивида, его реакции-ответа на установки других. То есть "Е" является воспроизведением сусп., общинной, а "И" - отдельные формы спонтанного поведения индивида и его специфическое реагирование на внешние стимулы и акции.

Концепция М. удалял одномерное понимание и человека, и общества, поскольку ученый рассматривал их как продукты обоюдного взаимовлияния, которые не могут существовать как автономные образования. В отличие от дюркгеймівської абсолютизации принудительности "социальных фактов" относительно поведения индивидов М. создает более гибкую модель механизмов деятельности человека, которые формируются как "узаг. другие" под влиянием социальной среды (формирование общих понятий, предвидение последствий своих действий, обеспечения взаимопонимания и сотрудничества), что не исключает, а, наоборот, предполагает индивидуально своеобразные оценки, реакции и формы поведения личности. Индивид интериоризирующая социально-культурные нормы и ценности, осмысливает их, модифицирует или трансформирует в процессе действия и взаимодействия в соответствии с собственными оценками и интерпретациями различных ситуаций. Человеческий ум пользуется символами для обозначения объектов, определяет относительно них варианты возможных действий, выбирая из них наиболее целесообразные (правильные). Это составляет фундамент человеческого понимания. Многочисленные количественно и разнообразные по формам модели поведения и деятельности создают богатство видов и типов социального взаимодействия и обусловливают богатство социального и индивидуального миров человека (символов, отношений, коллективного и индивидуального сознания и т.д.).

Идеи М. оказали существенное влияние на развитие социальной психологии, на изучение процессов и проблем социального взаимодействия, социализации, социального контроля и др.