МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИЙ - средства сбора и анализа информации о упорядоченный группой респондентов или экспертов перечень определенных объектов по данному критерию. Практика свидетельствует, что почти всегда опросный документ (анкета, текст) включает вопросы, разработка которых велась с ориентацией на тот или иной М. в. п. Респондент, если он, оценивая по определенным критерием объекты, ставит один выше второго, определяет преференцінність (первенство) одного из них. Преференционность, собственно, выступает лишь как один из видов существующих критериев упорядочения, среди них - определение общ. значимости объектов для индивида или оценка определенных их характеристик. Напр., составление перечня профессий в зависимости от их престижа, ранжирование множества ценностей.
Можно выделить четыре основные М. в. п.: бальные оценки (респондент оценивает каждый из объектов определенным баллом или распределяет объекты на несколько групп по данному критерию, баллы уже устанавливаются исследователем на стадии кодирования или обработки информации); ранжирование; парные сравнения, множественные сравнения.
Другие М. в. п. построены благодаря той или иной комбинации вышеуказанных методов. Напр., респондент из множества объектов выбирает несколько наиболее и наименее преференциальных, далее объекты упорядочиваются по количеству респондентов, включивших определенный объект до двух названных групп; или респонденты сначала разделяют объекты на несколько групп (напр., с некоторой т. с. позитивные, нейтральные и негативные), а дальше ранжируют их уже в пределах каждой группы и т.д. М.в.п. пользуются для разработки шкал различного типа.