Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 2. МЕТАФИЗИКА

 

§ 2. Онтология как подразделение метафизики

Материя и ее фундаментальные свойства

С давних времен философские учения обнаруживают толкование того, чем является и как существует бесконечная множественность разнообразных вещей, объектов и процессов мира. Фундаментальная философская категория материи (от лат. «materia» - «вещество») обозначает бесконечное многообразие всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.

Стародавньоіндійські и китайские школы отождествляли понятия материи с конкретным материалом, из которого состояли тела и предметы (камень, вода, земля, дерево и т.д). Древние греки стремились понять то или иное начало всего сущего как субстанцию. Так, один из первых древнегреческих философов Фалес (VII-VI вв. до н.э.) усматривал першоначалом воду, Анаксімен (VI в. до н.э.) - воздух, Гераклит (VI в. до. н.э.) - огонь, Эмпедокл (V в. до н.э.) - четыре першоречовини: - воду, воздух, огонь и землю. Учитель Анаксімена Анаксимандр (VII-VI вв. до н.э.) першопочатком всего назвал апейрон («то, что не имеет предела») - гипотетическую першоречовину, бытие которой «не знает старости (смерти)». Демокрит (V-IV вв. до н.э.), продолжатель материалистических традиций ионической школы, пытался решить эту проблему с помощью атомов - неделимых материальных частиц - и пустоты: атомы - материалы вещей, першоцеглинки всего существующего в мире, вакуум - пространство для их движения. Атомы различны по форме, в различных сочетаниях образуют различные тела и вещи и даже душу, которая, будучи материальной, смертная. По Аристотелю, материя есть лишь общей возможностью вещевой разнообразия, а ее действительность, реализация - это форма как самодостаточное активное начало.

 

Г. Декарт определял материальной ту субстанцию (самодостаточное начало), что открывается человеку опосредованно. Субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм) отвергал идею материи как безосновательную, - такую, что не добавляет ничего к свойствам самих воспринимаемых вещей (они являются лишь комбинацией человеческих впечатлений, лишенных объективного содержания).

В присущем классической естественно-научной парадигме детерминистической механическом мировоззрении объяснения природных и социальных процессов определялось пределами основополагающих для тогдашней науки законов механики, что представали как универсальные. Согласно механистическим взглядом на мир, вся Вселенная - от атомов до космических тел - был замкнутой механической системой неизменных элементов, которые, двигаясь по законам механики, связанные между собой жесткими детерминистическими (причинно-следственными) связями. В механическом материализме нового времени в основе определения материи лежит уже не понятие материала, а понятие основных, первичных неизменных свойств, таких как удлиненность, непроникливість, весомость, фигура, перемещения и т.д. В целом же понятие «материя» понимается как равное понятию «природа», или связывается исключительно с ней (Спиноза, французские материалисты XVIII в.).

Естественно-научным основанием механической картины мира были достижения классической механики XVII-XVIII вв., создатель которой И. Нью-тон, исходя из идеи атомизме, ввел в физику фундаментальное понятие массы. Ньютон открыл и сформулировал три закона движения (закон энергии, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия), которые являются фундаментом классической физики, ему же принадлежит математическая формулировка закона всемирного тяготения, что завершил геліоцентричні представление о Солнечной системе. Развито в пределах атомістично-механического мировоззрения учение о дискретности материи встал основой молекулярно-кинетической теории теплоты, периодической системы химических элементов Д. Менделеева.

В диалектическом материализме ключевой для материи является свойст-весть быть объективной реальностью, поданной в ощущениях (чувственном восприятии) и отражающей ними, и такой, что есть вне человеческим сознанием. Материальный мир существует только во взаимодействии различных вещей и процессов, а следовательно, другим свойством материи является ее неисчерпаемость. Наконец, будучи отображаемым ощущениями, содержание законов объективного мира признается таким, что совпадает с содержанием законов мышления, а значит, является принципиально познаваемым. Следовательно, материализм отождествляет бытие с существованием чувственных вещей, обоснованием которого является материя.

Атрибутивными (неотъемлемыми) свойствами материи в современной научной парадигме является структурность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, время, отражение. Разнообразие вещей, свойств и отношений имеет системную организацию, так что все объекты реальной действительности можно рассматривать как системы. Под системой (от греч. - «целое», «составленное из частей»; «сочетание») понимают совокупность связанных между собой элементов, составляющих определенную целостность. Устойчивые же внутренние связи объекта, обусловливающих его целостность и тождественность самому себе, сохранение основных свойств), определяют структурность (от лат. - «строение», «расположение») системы.

Мир существует как упорядоченная целостность конкретных материальных систем, атрибутом которых является структурность. Выделяют, прежде всего, упорядоченность (строение) материального мира на уровне систем неживой и живой природы. Системы неживой природы имеют равные: субмікроелементарний, мікроелементарний, ядерный, атомарный, молекулярный, макроскопических тел, звезд, планет и планетных систем, галактик (совокупности взаимосвязанных систем планет и звезд) и их систем, метагагалактик, Космоса, мира в целом. В противовес космологічним представлениям о стационарности Вселенной современной астрофизикой выдвинута идея меняющегося Вселенной, подвергается процессам расширения или сжатия с постоянным преобразованием одного вида материи на другой.

Уровень живой природы имеет два напіврівні - биологический и социальный (общественный). На биологическом подуровни в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК в клетках всех живых организмов и выполняют важнейшие функции по хранению и передаче генетической информации) и белки - биологические системы до клеточного уровня; клетки, одноклеточные и многоклеточные организмы (растения и животные); виды, популяции (совокупности особей одного вида, на протяжении длительного времени занимают определенное пространство и воспроизводящие себя в потомстве) и биоценозы (совокупность популяций, населяющих часть суши, воды и образуют целостную сбалансированную систему) - понадорганізовані системы; биосфера (глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов).

На социальном уровне в социально-организованных систем относится: человек (индивид), семья, коллективы разных уровней, социальные группы, этносы, нации, племена, расы; государства и системы государств, общество, человечество в целом. Социально-организованные системы достигают своей целостности благодаря развитым социальным связям и отношениям, которые составляют самый высокий уровень системной саморегуляции. Основополагающей условием функционирования отдельных социальных сфер и общества в целом является мышление, сознание индивидов, а значит, вопрос о первичности социальных структур и вторичность сознания на социальном уровне нельзя решать однозначно.

Неживая, живая и социально-благоустроенная материальные системы на каждом из подуровней образуют определенную целостность с собственной сущностью. Представая относительно самостоятельными и специфическими, формы организации мира являются генетически связанными между собой, развиваясь одна из другой. Системное развитие мира как целого происходит через структурное и функциональное усложнение его интегративной (единой) качества и целостности. Крайне значимый для современного цивилизационного мышления экологический компонент - екосвідомість - основывается на качественной специфике уровней упорядоченности материи как сбалансированной целостности взаимосвязанных систем, что на социально-организованном уровне упорядочивания мира непосредственно определяется человеком и ее принципиальным осознанием пределов техногенного воздействия на природу промышленной деятельности общества.

К атрибутивных свойств объективного мира принадлежат движение как способ существования материи и пространство и время как объективные формы бытия материи. Ведь существовать-значит взаимодействовать, и взаимное действие есть же движение. Следовательно, материи без движения не существует. Поскольку материя предстает абс-лютною, движение как атрибут материи также является абсолютным. Однако вместе с тем движение проявляется через конкретные формы, виды материи, которые имеют относительно постоянную природу, а следовательно, имеет относительный характер. Так, Земля неподвижна относительно человека - жителя Земли, но движется относительно Солнца. Вопрос о том, движется ли Земля «на самом деле», предполагает абсолютную систему отсчета, которой, согласно релятивистской физикой, просто не существует.

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий, то есть любое изменение вообще. Все вещи мира находятся в постоянном движении и изменениях, при этом некоторые состояния движения не изменяют качественных характеристик предметов. Так, мы не воспринимаем органами чувств «танец» элек-тронов внутри вещей, нам кажется, что они находятся в покое, то есть в состоянии движения, который не нарушает качественной специфики, стабильности предмета. К количественным изменениям относятся механические явления перемещения тел в пространстве, процессы нагрева и охлаждения объектов, оптические, электромагнитные, акустические процессы. Состояния движения, ведущие к изменению качественного состояния, вызывают разложение предмета на более простые элементы или новообразования более сложного объекта. Необратимое закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние, что является развертыванием возможностей предшествующих качественных состояний, коренная перестройка вну-тренней структуры объекта называется развитием. Развитие, который на каждой качественно новой стадии повышает уровень организации объектов, является прогрессом, зато развитие, снижает уровень организации, называют регрессом.

Согласно различных уровней системно-структурной упорядоченности мира выделяют формы движения в неорганической (неживой) природе (о-сторове перемещения объектов, движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные взаимодействия и т.п.; процессы перераспределения связей между атомами в молекулах, изменения структуры молекул, присущие химической форме движения материи; изменения структуры макрооб'єктів - тепловые процессы, звуковые колебания, изменение агрегатных состояний тел и т.п.; геологическая форма движения материи; изменения в космических системах, планетах, зрение-ках, созвездиях, галактиках и их системах) и формы жизни в органической (живой) природе (возникновение видов и популяций живых организмов как способных к самоорганизации открытых систем с присущими им процессами обмена веществ, роста, развития, онтогенеза и филогенеза, размножения, наследственности и т.п.).

Высшей, социальной формой движения материи является человеческое общество как сложная система связей и отношений, исторически установленных в процессе совместной деятельности людей. Механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения материи взаємопов'язані. их взаимодействие является предпосылкой развития Вселенной. Так, именно благодаря постоянной величине элементарных взаимодействий образуются атомы, молекулы и, наконец, человек, возможность возникновения которой заложена, следовательно, собственно в особенностях взаимодействия элементарных частиц. Малейшие изменения указанной величины сделали бы Вселенную другим. Поэтому социальная форма движения, человек и общество как определенная системно-структурная упорядоченность мира является обусловленной взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики космическим явлением.

Пространство и время - объективные формы бытия материи, выражающие протяженность объектов, их строение из элементов и частей, и, соответственно, продолжительность процессов, последовательность смены состояний в ходе развития материальных систем. Протяженность пространства проявляется в сосуществовании различных объектов, продолжительность же времени означает способность тел варьироваться в пространстве, а также последовательность их существования. Поскольку научный «горизонт» познания всегда исторически конкретен, то естественный уровень изучения естественно-научное познание пространства и времени имеет свой «первичный» культурно-исторический контекст, так что естественный уровень знаний дополняется историческим, психологическим, культурным, философским и т.д.

Воплощением подобных принципов является онтологизация геометрии Евклида. И. Ньютон, исходя из подобной концепции, выстроил физическую модель мира, что существенно повлияло на дальнейшую познавательную активность (мировоззренческие последователи Ньютона, применив его идеи к историческому процессу, обосновали философию механицизма, что признает единственно объективными механические формы движения материи). В системе Ньютона пространство и время как «пустые» формы, в которых взаимодействуют отдельные тела, являются обособленными друг от друга и от собственного содержания.

В концепции И. Канта включены в познавательный процесс категории пространства и времени предстают формами сознания, сочетающие опыт (чувственные восприятия) и мышления (действие разума). Как и у Ньютона, пространство и время здесь - «пустые» формы, которые, впрочем, являются субъективными: время «организует» внутреннее видение (восприятие), а пространство - внешнее. Смоделированы Кантом функции пространства и времени исходят из самой активности человеческой деятельности, благодаря которой создается мир. В Г. Гегеля проявлением движения во времени предстает собственно история, исторический процесс как результат духовной деятельности людей, тогда как идея (и природа) оказывается в пространстве. Природа, следовательно, не измеряется одинаковым с историей время. Время связано с пространством и взаимодействует с ним. Прошлым и будущим временем, по Гегелю, есть пространство, поскольку он является тем, что подлежит отрицанию, тогда как «снят», развитый для себя пространство-время. Иначе говоря, время соответствует движению, «процесса» труда, деятельности, пространство же - ее «материализации» в предметах.

Другой, реляционный, или же атрибутивный подход, что происходит от перипатетика и поддержан в философии Нового времени Г. Лейбницем, от начала складывался как оппозиция к первому, а в XX в. получил научного подтверждения. Пространство и время в реляционной концепции предстают не как самостоятельные сущности, а как вид, система отношений материальных объектов (их последовательностей), что существует, пока существуют объекты и создаваемые ими отношения, как неотъемлемы от материи способы ее составления - формы бытия материи. Лишены в такой способ самостоятельного статуса, пространство и время порождаются самой материей, свойствами физических тел и их взаимодействием, по состоянию множественности, диференційності и любых изменений, объективно происходящих в материи.

Так, Аристотель выступал против существования пустоты, пространства самого собой, понимая под последним совокупность границ тел охватываемых и охватывающих. При движении же одно тело, что движется, уступает место другому. В XX в. представления древних философов об относительности, взаимозависимость пространства и времени оказались естественно-обоснованными (в общей теории относительности пространственно-временные отношения определяются как функция масс, которые тяготеют, а следовательно, лишены без материи любого смыслового значения). Изменчивость часопросторових характеристик, в соответствии с современными представлениями о мире, определяется спецификой самой материи, что является переменной.

Основными свойствами физического пространства являются: протяженность, однородность, ізотропність и трехмерность. Время характеризуется длительностью, одномірністю, необратимостью и однородностью. Пространство и время всеобщие и объективные. Фундаментальное свойство три-измеримости пространства, что констатируется эмпирически, выражается в том, что положение любого объекта можно определить с помощью трех независимых величин: длины, высоты и ширины. Время является одномерным, поскольку для фиксирования положения, факта, события во времени достаточно одной величины. Понятие многомерности пространства с любым числом измерений - продукт математической творчества, что вы-користовується для описания различных физических процессов. Однородность пространства означает отсутствие каких-либо выделенных точек, а ізотропність - равноправие всех возможных направлений движения. Время же имеет лишь свойство однородности, что выражает равноправие всех его моментов. Специфическое свойство времени - необратимость, то есть невозможность возврата в прошлое. Время течет из прошлого через настоящее в будущее. Выделяют объективно-реальное, функциональное и концептуальный время. Объективно-реальное время - это функция всех без исключения материальных вещей, явлений, процессов, присущая им с момента возникновения и до исчезновения. Концептуальным является то время, что измеряется: измерение водяными, солнечными, песочными, механическими, атомными и т.д часами. Функциональный время - это реальное время, образуемый благодаря последовательной смене состояний конкретных материальных объектов, при четком подходе может быть измерен только идеальным часами, способными точно повторять ритмы и длительности, которые образуются при последовательной смене состояний материальных объектов.

Свою специфику имеют пространство и время жизни общества, являются формами бытия социальных процессов, социальных субъектов со всей совокупностью отношений человека к природно-социального мира, социально-исторических общностей, отношений между ними, способов построения структур социального бытия и т.д. Структурирование в социальном времени разнообразного опыта социальных субъектов (общностей, наций, поколений) определяет формирование и реализацию различных интересов людей, норм совместной жизни, форм культурного творчества. Основной формой освоения социального бытия человека проявляется, прежде всего, практическая деятельность, труд, в котором состоят социально-исторические представления о пространстве и времени. Несоціалізована человек приобретает опыт восприятия пространства с осознания движения собственного тела, постигая в измерении повседневной деятельности пространственные пределы собственного тела, собственное «Я». Известно, что продолжительность жизни отдельного человека, будучи функцией человеческой активности, имеет, в отличие от астрономического измерения, измерение социальный: человек, имеющий полна глубинно-значимым смыслом жизни, охватывает большую плоскость социально-культурного времени и пространства.

Разнообразные процессы в обществе происходят с разной «скоростью.» Социальное время объединяет настоящее время деятельности людей и время, что существует в объектах культуры прошлого. Он характеризуется неравномерностью течения, а также многоуровневой структурой (время истории возникновения человеческого рода, время образования наций, время развития и смены эпох, время индивидуального бытия человека), детерминируется будущим и имеет знаковую природу. Так, М. Трубников отстаивает необходимость на-преподавания на физическом продолжительность индивидуально-человеческого времени, «человеческой меры» как качественной степени наполненности бытия.

Общими свойствами социального пространства является смысловая, знаково-информационная «насыщенность» (вимірюваність), многослойность - «внутреннее» и «внешнее» его выражения, непосредственная связь с природным, географическим пространством и т.д.